{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Баланс в искусстве (хаос и порядок)

В данной статье я постараюсь объяснить, как влияют на восприятие изображения хаос и порядок.

Термины хаос и порядок в контексте статьи обозначают статическое и динамическое начало. Порядок – это спокойствие, стабильность. Хаос – это изменение, динамика.

Подумайте какое из двух изображений нарисовано мной?

Нарисованные мной оба, но правое изображение вы будете воспринимать как произведение (побоюсь добавить слово – “искусства”).

Если вы подумали, что разница в количестве деталей – вы неправы.

Все дело в соотношении хаоса и порядка.

Изображение, которое состоит только из «порядка» воспринимается искусственным.

Про первый рисунок (слева) можно долго не рассказывать – сетка из квадратов.

С большей долей вероятности можно подумать, что это сгенерированный скриптом рисунок.

На втором (справа) остановимся. В центе фигура которая служит стабильностью и монолитом. Она ровна и симметрична – это и есть порядок на этом изображении, хаотичные квадраты вокруг сдвигают баланс к хаосу придавая изображению жизни.

Все что содержит только порядок не выглядит живым (это не плохо и не хорошо – это факт). В нем нет движения.

То, что я буду применять в изображении отражает сущность реальности в целом. Видя, что в чем-то преобладает хаос (не порядок) вы воспринимаете это живым (движущимся), и чем больше вы наблюдаете в чем-то порядка, тем больше относите это к мертвому (статическому).

Хороший пример: камень и рой пчел, хотя и летящий камень тоже может показаться живым.

Так же важен контраст между хаосом и порядком, чем он больше (контраст), тем быстрее происходит отождествление.

Можно попытаться оживить изображение.

Как видно, в четвертой итерации в изображении стало больше хаоса чем порядка, и оно стало, как и первое более «однобоким», в отличии от второго (сбалансированного).

Можно перерисовать его так.

Как видно добавились хаотичные прямоугольники, которые неравномерно распределены по углам. Для привлечения внимания, для более быстрого опознания хаоса (не порядка) в рисунок добавлен одинокий красный квадрат создающий качественный дисбаланс в изображении.

Также динамику добавляют кривые. Они, не содержа углов сами по себе отождествляются с движением.

Если расположить их в порядке, динамически меняя расстояние между ними получаем более «живой» рисунок.

В данном рисунке все равно много порядка, линии под одним углом и одной толщины, ровные и гладкие.

Можно это изменить.

Уменьшено количество порядка - что придало жизни изображению.

Давайте попробуем разбавить всеобщий хаос порядком.

Хаос на изображении контрастирует с двумя отрезками направленными друг на друга. Что воспринимается как определенный порядок (что-то сделанное искусственно).

Можно отобразить порядок добавив пустое пространство. Которое тоже будет восприниматься как не живое.

Помимо отрезков направленных друг на друга, существует свободное пространство, которое выделяется своей пустотой, что также воспринимается как порядок (отсутствие хаоса).

Можно работать с цветом или оттенком изменяя оттенок на одинаковую величину, принося некий порядок в рисунок.

Данные короткие примеры использования хаоса и порядка можно и нужно комбинировать, для получения необходимого отклика у зрителя.

Итог.

Приведенные примеры не уникальны (одни из огромного множества), они показывают, как можно оживить и придать красоты изображению при достаточно минимальных усилиях.

Зная о существовании баланса порядка и хаоса можно получать более «цепляющие» изображения, изменяя положения фрагментов, добавляя и удаляя детали. Наверное, не существует изображений, для которых данный принцип не работал.

Тема противостояния и союза этих противоположностей очень сложная и обширная. Материал, приведений выше служит скорее отправной точкой для изучения, чем практическим помощником.

Послесловие.

Когда-то один человек в комментариях спросил – чем же чтение философии поможет практически в жизни? Надеюсь эта статья немного это объяснит.

Вместо телеграмм-канала рекомендую почитать не легкую, но интересную книгу по теме сознания и инстинкта – «Творческая революция» Бергсон Анри. Книга о важности инстинкта в изобретении и творчестве.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда