{"id":13505,"url":"\/distributions\/13505\/click?bit=1&hash=ca3734639136826288c9056e5c8fa03a05e87c4060ae84df200f2c90f5262470","title":"\u0412\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a? \u0410 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0430?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f5f0e11f-fefd-52f5-8712-82164a59b7ce","isPaidAndBannersEnabled":false}
aberix
Александр Рубцов

Честные результаты в SEO: как проверить подрядчика

Ранее я рассказывал, почему сейчас SEO может быть не лучшим вариантом, но для тех, кто уже давно женат на этом канале трафика, или ввязался в него недавно — расскажу, как по-честному измерить отдачу от органики, на что обратить внимание.

Среди агентств и фрилансеров существует 2 ключевых подхода к оценке SEO-успеха:

  • позиции по ключевым словам
  • динамика органического трафика

Позиции по ключевым словам

Самая старая техника, но самая понятная для клиента. Ведь у всех сеошка ассоциируется с выводом утвержденного перечня ключевых фраз на первую страницу поисковых систем в конкретном регионе. Кто-то из агентств даже в договоре закрепляет гарантии вывода — такие, правда, долго не живут 🤯

Позиции следует проверять только через сервис (рекомендую Топвизор), не собственными ручками. Так вы избежите персонализации выдачи и искаженного результата. Договоритесь о еженедельном съеме позиций и автоматической выгрузке отчета на почту — так вы сможете быстро оценивать динамику.

Позиция ниже топ-5 не должна рассматриваться как успех, потому что кликабельность разительно снижается от 1 позиции к 10. Обратимся к исследованию Backlinko за 2019 год, где на большой выборке был посчитан CTR и зависимость от позиции:

Это распределение при условии, что пока что нет рекламного блока Google, а если он есть, или речь идет о Яндексе с его 3-мя рекламными врезками, то позиция №1 превращается в №4.

Поэтому в Яндексе результат по ключу «септик самара» на 7 позиции автоматически должен расцениваться как 10 позиция, где кликабельность 3,09% — т. е. из 100 человек, спросивших это у поиска, на ваш сайт перейдут только 3. Проверьте, а какая частота (спрос) у этого запроса в Вордстате? В мае 2021 было 961, и если ваш проект был бы на условном 7 месте по ключу — что в отчете сеошника может выглядеть как восхитительный успех — вы по факту, получили бы 29 переходов на сайт.

Средняя конверсия из посетителя в лид (даже еще не продажу!) — 1%. С 29 посетителей вы бы получили 0 лидов 🤡

Разумеется, никто не продвигает бизнес по 1 единственному ключу, обычно берется максимально большая семантика. Но в следующий раз, когда вам будут демонстрировать ключевые слова в топ-10 — не берите это в расчет. Добивайтесь выхода в топ-5 или даже топ-3 — это будет результатом.

😎 Я же рекомендую идти еще дальше, и смотреть не на позиции, а на показатель «видимости» сайта — это доля целевой аудитории, которая увидит его в поисковой выдаче по запросам, включенным в семантическое ядро. Видимость учитывает не только позицию, но и частоту (спрос) по ключевым словам, что позволяет еще более честно дать оценку продвижению.

Простой пример, чтобы вы поняли, где может скрываться проблема. Представим, что 2 оптимизатора в параллельных вселенных продвигают один и тот же сайт, где ранее отобрали и согласовали семантическое ядро из 10 фраз (1 высокочастотная и 9 низкочастотных).

Оптимизатор А продвинул сайт по 9 ключевым фразам в топ-1, но частотность каждой — 10. Оптимизатор Б продвинул сайт только по 1 ключевой фразе в топ-5, но частотность её — 1000.

  • Оптимизатор А. Количество фраз в топ-10 — 90%. Видимость сайта — 8,25%
  • Оптимизатор Б. Количество фраз в топ-10 — 10%. Видимость сайта — 55%

Процент ключевых фраз в топ не решает, решает видимость!

Формула расчета видимости, автоматически этот параметр считается в Топвизоре.

Теперь разберем другую метрику успеха

Органический трафик (organic)

🔎 Это все пользователи, которые приходят на сайт из поисковых систем: Яндекс и Гугл, а также небольшой процент диковинных вроде Mail, Bing и подобные.

На мой взгляд, трафик — объективный показатель в отличие от позиций, где всё зависит от полноты и качества семантики, которую вам демонстрируют. С трафиком как будто проще: растет — хорошо, падает — плохо.

Многие агентства работают с оплатой за трафик: каждый визит из органики оценивают в пару (десятков) рублей, по итогам месяца выставляют счет. Всё прозрачно, но вот мои ложки дёгтя 😝

Брендовый трафик

Когда к вам приходят пользователи по фразам «бренд», «бренд сайт», «бренд отзывы» и подобные — это не заслуга SEO-специалистов. Поэтому корректно учитывать динамику органического трафика без группы этих запросов. Засада в том, что в Яндекс Метрике видны только запросы из Яндекса и не видны из Гугла, поэтому в 2 клика очистить всю органику от бренда нельзя.

Я предлагаю найти долю брендового трафика по Яндексу и прикинуть её же на Гугл — да, с погрешностью, но это простое и достаточно точное решение. Дайте знать, если нужен пост про то, как убрать брендовый трафик из органики — сделаю how-to инструкцию.

На ряде проектов брендовый трафик достигает 80%, и это работа PR, сарафанки и чего угодно, но не SEO. Резкие пики в органике могут быть следствием медийной рекламы, в том числе в оффлайне. Поэтому просите очищать трафик от бренда и только эта динамика должна волновать вас.

Информационный трафик

SEO-специалисты часто преследуют одну цель — рост трафика. Что это за трафик и как он будет конвертироваться — вопрос десятый. Но извините, зачем вам килотонны пользователей, которые ничего не покупают?

Мне проще представить себя верхом на единороге, чем поверить в конверсию на медицинском сайте по ключам «что делать если болит спина» и «что значит повышенные базофилы». Конвертить будут «ревматолог самара» и «сдать анализы на аллергию».

Поэтому предложение запустить энциклопедию всех болезней, бесполезный блог с сеошными статьями по 300 руб за штуку — это всё создание ажиотажа вокруг трафика, а вам нужен ажиотаж вокруг лидов.

Как и в случае с брендовым трафиком, я бы рекомендовал вырезать из отчета информационный трафик. Большую часть легко вычленить по словам «как», «какой», «где», «что», «почему», «чем».

Спасибо, почистили, что дальше?

Когда убрали всю эту шелуху — возьмите эксельку и еще раз посчитайте экономику за последние полгода-год: инвестиции в SEO и отдачу. Это по-прежнему самый выгодный канал? 😉

0
4 комментария
Экономический чувак

По расчёту видимости, хорошая мысль.
Я анализировал позиции и фильтровал по частотности 9-1

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

У ВЧ видимость естественно больше, но продают тематические коммерческие СЧ и НЧ. При затратах на СЕО порядка 70 000 ₽ в месяц можно получить нормально заказов (в зависимости от тематики), при этом средний бюджет на рекламу сейчас составляет порядка 200 000 ₽ в месяц и от потока заказов вы не будете "зашиваться".

Давайте прикинем, сколько месяцев СЕО можно оплатить за один месяц рекламы...

Вопрос не в эффективности канала, вопрос в эффективности подрядчика и бюджете, дающим бюджет.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рубцов
Автор

В этой статье я ведь и не пишу о том, что от SEO нужно отказаться. Я больше про то, что часто оптимизаторы навешивают розовые очки и «продают» позиции по запросам-пустышкам или рост брендового трафика. А смотреть нужно глубже. И считать, безусловно, к чему и призываю. И для ряда ниш, конечно, органика будет выгоднее рекламной закупки.

При этом не забываем, что «При затратах на СЕО порядка 70 000 ₽ в месяц можно получить нормально заказов» — это если сеошка выстрелила. А ведь не факт :)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

Для стрельбы любого канала прежде всего должен быть стрелябельный сайт. )
Да, конечно, использовать рекламу при запуске нового сайта как основной канал – безальтернативно для получения хоть каких лидов. Но при грамотном СЕО основным каналом через некоторое время будет именно поиск.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 4 комментария
null