{"id":13518,"url":"\/distributions\/13518\/click?bit=1&hash=01aeb7be7a3d2bac99d8a637a910bcc514e181032df828de07dec1faaac7c769","title":"\u0414\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u0432 \u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043d\u0430 \u00ab\u0410\u0432\u0438\u0442\u043e\u00bb \u0434\u0438\u0432\u0430\u043d","buttonText":"\u0422\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e","imageUuid":"697d4fdc-671f-5806-881d-4d6f0b0621e0","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Мы — Netflix для IT-специалистов»

В подкасте «Потом доделаю» побывал основатель образовательного сервиса Epic Growth Алексей Писаревский. Epic Growth — платформа с видеоуроками, лекциями и вебинарами от топ-менеджеров Яндекса, SkyEng, ЦИАН и других. Алексей рассказал, как запустил Epic Growth, о попытках выхода на зарубежный рынок, управлении командой и выгорании. Записали выпуск для вас. Приятного чтения!

Чем Алексей сейчас занимается и как появился Epic Growth

Если кратко, то мы делаем офлайн и онлайн ивенты для продакт-менеджеров, маркетологов и других IT-специалистов. В период пандемии мы запустили новую бизнес-модель подписки за 990 рублей в месяц, когда стали делать ивенты каждую неделю.

Как ты пришёл к этому? Из какой сферы?

У нас было рекламное агентство, мы продвигали мобильные приложения и где-то на четвёртом году жизни агентства привлекли инвестиции, чтобы построить большую историю из всего этого. Привлекли большую команду маркетологов. Одним из проектов нашего отдела маркетинга была конференция. Она началась как нечто небольшое, но выросла в самостоятельный продукт. В агентстве у нас многое не получилось из того, на что привлекали инвестиции, поэтому в итоге (два года назад) я из него вышел. А Epic Growth остался, мы стали его развивать. У нас получилось сделать из этого бизнес.

Как я понимаю, проект основан на том, что абсолютно любой человек из сферы IT может зайти на ваш ресурс, найти комьюнити, обучающие материалы. А офлайн история – это когда вживую собирается комьюнити и вживую общается и слушает спикеров?

В общем, да. Конфа – она и есть конфа. Это комьюнити, нетворкинг, атмосфера. В онлайне многое из этого плохо переносится, большая часть опыта остаётся в урезанном виде. Но это компенсируется лёгкостью потребления контента короткими видосами. По сути, мы – Netflix для IT-специалистов.

«Мы — Netflix для IT-специалистов» — почему проект оказался успешен

В пандемию вы быстро росли? Со стороны мне казалось, что вы везде и только о вас говорят.

Да, у нас был хороший тайминг. Нам повезло. Во-первых, мы решили делать онлайн ивенты ещё до пандемии. И на март у нас уже был запланирован онлайн ивент. Когда началась пандемия, мы такие: «Окей, у нас ничего не меняется». Другим ребятам, которые организовывали ивенты, было очень больно, многое отменяли, переобувались в онлайн. А у нас глобально ничего не изменилось.

Во-вторых, нам повезло, у нас уже была наработана база, бренд (к тому году мы уже три года делали конфу). Нас знали эксперты, спикеры. Поэтому мы быстро собрали аудиторию и подписки.

Мы быстро выросли, но потом случилось то, что случилось, и у нас отвалились почти все подписки, потому что они велись через российские карты на зарубежные инфраструктуры. Сейчас мы всё восстанавливаем, практически собираем с нуля.

Несмотря на то, что онлайн история начала развиваться ещё до пандемии, с какими-то ошибками приходилось сталкиваться? Можешь поделиться какими-то кейсами, как вы их решали.

Сложно сидеть весь день в онлайне и слушать доклады. У нас получилось сделать формат для комфортного потребления контента. Если говорить про ошибки, то сложно сказать. Эти два года действительно были успешными, без особых трудностей. С марта этого года стало непросто.

Про выход на зарубежный рынок

Вы поэтому решили пробовать в Ереван выйти под другим брендом?

Да. Нужно было думать, что делать. В России сейчас людям не до ивентов, все люди в шоке от происходящего. До этого мы примерно года развивали англоязычное направление, поэтому приняли решение все усилия направить на зарубежный рынок.

В Ереване запустили несколько офлайн и онлайн мероприятий под новым брендом, новое образовательное комьюнити (и ещё много всего). Не всё пошло хорошо, какие-то из зарубежных направлений мы сейчас прикрываем и возвращаем Epic Growth на русском, но будем ещё искать правильные бизнес-модели.

У тебя большая команда?

У нас было двадцать пять человек перед февралём, сейчас нас человек семнадцать.

А сколько разработчиков?

Ноль. У нас всё на готовой платформе. Это и плюс, и минус. С одной стороны, мы быстро стартанули и стали получать подписки (платформа, с которой мы работаем, всё умеет делать из коробки). С другой стороны, всё было зарубежное и сейчас отвалилось, поэтому нужно всё переводить на свои ресурсы.

А команда себя комфортнее чувствует в онлайн или офлайн формате?

Это должен быть микс. Нельзя выбирать что-то одно, потому что онлайн и офлайн хорошо друг друга дополняют. Мы продолжим проводить онлайн ивенты и раз в год будем проводить офлайн мероприятие.

Особенности развития edtech-продукта

Это прогнозируемый бизнес. Когда делаешь просто ивент, ты не знаешь, сколько ты заработаешь. А с системой подписок для онлайн ивентов история более стабильна. Минус только в том, что их тяжело растить, приходится искать всё время новые направления, адаптироваться.

Управление командой

Наша команда всё время росла (в пике доходило до ста человек). Сейчас я хочу построить процессы так, чтобы у нас было три ряда и всё.

Операционку ещё тащишь на себе?

Я никогда не занимался именно организационной частью офлайн. Этим занимается мой партнёр Оля. Но мы делим с ней управление командами: контент, продюсеры – это её часть, а маркетинг, разработка, продажи – моя.

А какое количество людей приходится нанимать конкретно под каждое мероприятие в офлайн?

У нас много подрядчиков на всё: кейтеринг, организацию, регистрацию, на то, чтобы сделать мерч, оформить сцену и прочее.

А факапите часто?

Оля говорит обычно, что косяков много, но я, когда впервые вижу площадку (обычно уже на самой конфе), не замечаю никаких ошибок, всё выглядит круто. Поэтому, могу сказать, что всегда что-то факапится, но в целом всё разруливается, у нас на высоком уровне ивенты проходят.

Факапы, выгорание, стресс и прокрастинация

Когда занимаешься бизнесом, постоянно что-то идёт не так. Буквально вчера я в три часа дня встал из-за рабочего стола и пошёл гулять на улицу, потому что понял, что всё, уже не вывожу, тяжело, тумач, стресс. И вечером потом ничего не делал, смотрел стримы на ютубе, как ребята в мафию играют, чтобы отвлечься и расслабиться. А сегодня уже нормально, весь день работал.

Сколько времени тебе нужно, чтобы восстановиться?

По-разному бывает. Иногда могу на три недели отключиться, насколько это возможно (максимум, на рабочие чаты отвечаю и платёжки различные подписываю), но такого уже давно не было. На несколько дней – бывает чаще.

А если у кого-то из команды такое происходит?

Я считаю, что любой руководитель должен быть для своей команды психотерапевтом. Мне вообще кажется, что я подсознательно собираю в команду людей тревожных, таких же как я. Поэтому очень хорошо понимаю, когда они страдают или у них что-то не получается, и эмпатично их поддерживаю.

А иногда они поддерживают меня. Это очень круто. Часто же у фаундера бывает проблема, что ему некому поныть. А я своей команде могу, они выслушают и скажут: «Лёша, не переживай, затащим всё».

Всем сложно. Сейчас перед конфой у всех большая нагрузка, многие подгорают нормальненько. Но мы друг друга поддерживаем, поэтому справляемся. Это как с рождением ребёнка – женщина сначала страдает, думает, что никогда больше на это не пойдёт, но, когда малыш появляется, она понимает, что это был лучший момент в её жизни.

Вообще, выгорают все. Больше всего, наверное, учителя и врачи. А у предпринимателя это циклично: сегодня у тебя всё хорошо, всё прёт – ты не выгораешь, а как только остановился рост, что-то нужно пересобирать, насытил свою бизнес-модель – идёшь на йогу, медитировать, искать что-то, чтобы отдохнуть.

Формирование команды, найм и корпоративы

Почти всю команду мы собрали через HeadHunter.

На какие качества ты обращаешь внимание при выборе сотрудника?

Зависит от роли. У контент-менеджера, маркетолога и продюсера они будут разные. Но при этом есть один негласный критерий – когда общаешься с человеком и понимаешь «Всё! Это наш чувак!»

Бывает, при выборе кандидата возникают сомнения. Мы ему даём оффер и в течение какого-то времени смотрим, оправдались сомнения или нет. У меня было и так, и так.

Если ты будешь выбирать между «идеальным» и «вашим» кандидатом, то выбор будет в пользу второго и вы его подтянете потом?

Скорее, да. У нас больше soft-скилловый бизнес. Нужно не так можно hard-скиллов, чтобы начать.

У нас все люди приятные, мне очень нравится наша команда. На предыдущей работе такого не было. У нас сейчас круто развита корпоративная культура, аж обниматься хочется со всеми. При этом это не мешает рабочим процессам.

Вся команда работает в офисе или на удалёнке?

У нас сейчас полностью удалёнка. Некоторые сотрудники даже в разных частях мира находятся: Корея, Минск, Грузия.

Встречаетесь в офлайне?

Да. У нас вот первый большой сбор команды был (человек восемнадцать) осенью в Москве на конфе. После мы сделали небольшую пати для своих. Это было очень классно, один из лучших моих ивентов прошлого года.

А не сложно удержать грань, когда из подчинённого человек перерастает в друга?

У нас отношения не перерастают в дружеские. Это очень хорошие отношения коллег.

А неформальные встречи в сети вы устраиваете в онлайне?

Пару раз играли в какой-то квиз, но без фанатизма.

Дневник как способ рефлексии

Я веду дневник, но не каждый день, а раз в неделю. Есть несколько форматов рефлексии: итоги года, итоги недели, каждый день (но это мне сейчас даётся тяжело).

Последние полтора года мы обмениваемся с моим бади своими ретро за неделю и созваниваемся на полчасика, чтобы почитать друг другу (но не комментируем). Это дисциплинирует.

Для тебя дневник – это инструмент, чтобы пожаловаться, потому что некому. Или ты чаще записываешь хорошее?

Записываю и хорошее, и плохое.

Вообще, какие задачи у дневника. Я ставлю себе цели на год (вернее, что мне хотелось бы сделать в течение этого времени) и каждую неделю прохожусь по этим пунктам, сверяюсь, насколько двигаюсь к тому, чего хочется.

А дневник и телеграм-канал – это похожие вещи? Ведёшь ли ты его?

Однозначно, телеграм-канал – это тоже инструмент рефлексии. Я его заводил для себя, чтобы не слиться и записывать свои мысли. Что это нужно для меня, а не для того, чтобы собрать много подписчиков.

Блиц-опрос

Какие инструменты ты используешь в работе?

Пользуюсь Asana, ставлю туда все задачи. Команда тоже работает там, но, как мне кажется, не так любит этот таск-менеджер, как я.

Google Календарь тоже использую. Telegram, Zoom.

Какие привычки помогают или мешают тебе в работе?

Дневник веду раз в неделю, как уже говорил.

Какое-то время у меня было много привычек: медитировал, каждый день писал в дневник. Последние полгода ничего такого.

А в команде у вас есть какие-то привычки? Утренняя планёрка или что-то в таком духе?

У нас есть классный полу-скрам. Раз в две недели делаем ресурсное планирование и встречу по итогам спринта.

Ещё одна крутая штука, которая у нас есть – это пятничные благодарности. Мы в чате пишем, кто, кому и за что благодарен. Это очень полезная история. Для всех важно слышать искренние слова благодарности. Члены команды ощущают себя важными и нужными.

Вообще, для меня как предпринимателя важно, чтобы не только результаты были хорошими, но и чтобы по дороге было в кайф.

Как ты относишься к откладыванию задач на потом?

Никогда не происходит по-другому. Я всегда что-то откладываю. У меня мало задач, которые нельзя откладывать, я всегда прокрастинирую.

Если так делают сотрудники, я тоже к этому нормально отношусь. Говорю обычно: «Ничего, когда у тебя будет пик продуктивности – сделаешь». Другой вопрос, если это происходит на регулярной основе и коллеги начинают жаловаться. Тогда начинаем разбираться и думать, как можно это исправить. Часто оказывается, что человек демотивирован или у него личные проблемы. Стараемся помочь. Чаще всего разговор помогает.

Какие навыки считаешь нужными для человека, который хочет быть востребованным в современном мире?

Нужно, чтобы было интересно. Если интересно, то всё достижимо. А также умение интерес разжечь.

А как разжигать интерес?

Контакт с собой важен, работа с психотерапевтом. Чаще всего помогает немного с собой побыть, подумать, чего хочется, отдохнуть. И можно возвращаться в работу. Если это не помогает, возможно, лучше сменить деятельность или компанию. Всё индивидуально.

Что почитать/посмотреть/послушать

Моя любимая книга – «Лего не будет» Бена Хоровица. Это тру-история про фаундера, сложности, через которые приходится проходить. Это очень жизнеутверждающая история, потому что чувак из таких жёстких ситуаций выбирался. Можно читать в любом состоянии – когда всё плохо, и когда всё хорошо.

Из подкастов – «My first million». Там понятный английский. Ребята круто разбирают бизнес-модели разных диджитальных компаний. Много неочевидных вещей рассказывают.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null