{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Эффект Зейгарник. Почему трудно перестать думать о том, что нужно сделать

В данной статье мы разберём психологический эффект, который заключается в том, что человек начинает больше запоминать какие-то прерванные действия, нежели завершённые. Мы не только приведём реальные примеры, но и разберём, как этот эффект может влиять на нашу продуктивность.

Вполне возможно, что многие из вас никогда не слышали об этом явлении, но, так или иначе, наверняка каждый мог с ним столкнуться в жизни. Скажите, вам ведь знакомо ощущение, будто в голове огромное количество надоедливых мыслей о каких-то незаконченных делах, недосмотренном фильме и т.д.

Предлагаю немного углубиться в эту тему.Если погрузиться в историю, то данный эффект был открыт Блюмой Вульфовной Зейгарник.

Она первая обнаружила, что при проведении экспериментов, многие участники лучше вспоминали именно то, что они не закончили. Законченные же дела они вспоминали куда хуже. Практика показывает, незавершённые дела регулярно напоминают о себе, всплывая в нашей памяти. Так, они провоцируют человека начать снова их выполнять.

Такое поведение нашего мозга можно объяснить тем, что в то время, когда мы собираемся приступить к выполнению какой-то задачи, наше эмоционально напряжение растёт. И, чтобы снова войти в психологическое равновесие, нужно просто решить эту задачу. Однако, если вы так и не доведёте начатое до конца, а будете действовать отрывисто — ваши эмоциональные переживания никуда не денутся.

Долго находиться в таком состоянии очень тяжело, и, это незавершённое дело будет всплывать в вашей голове до тех пор, пока вы его не выполните. Как только вы его завершите — почувствуете некую свободу и лёгкость.

Какое практическое действие он может на нас оказать?

Сфера маркетинга заточена на использование особенностей нашего сознания в целях воздействия на определённую ЦА. Так, например, когда мы смотрим сериалы, все серии заканчиваются на самом любопытном моменте. И, соответственно, серия закончилась, но мы так и остались в незнании того, чем закончилась ситуация. Поскольку любопытство не даёт нам покоя, мы хотим продолжать смотреть сериал, чтобы удовлетворить свой интерес и получить ответ на вопрос, который образовался в конце предыдущего эпизода.

Ловите небольшой лайфхак: поскольку вопрос предыдущей серии решается примерно в середине эпизода, после этого вы можете поставить просмотр на паузу (т.е до того, как появятся какие-то новые вопросы и обстоятельства).

Сюда же можно добавить и просмотр трейлеров. Когда мы видим небольшую сюжетную линию, которая останавливается на каком-то интригующем моменте, опять появляется ощущение того, что это действие не завершено. И, чтобы перестать о нём постоянно думать, нужно посмотреть этот фильм до конца.

Такой же принцип и у работы корзины и «Избранного» на страницах интернет-магазинов. Например, вы выбираете книги на сайте маркетплейса, добавляете понравившийся вариант в корзину, чтобы товар не затерялся. И, в конечном счёте, вы его так и не покупаете.

Для разработчиков сервиса это очередной сигнал на то, что пользователя нужно довести до покупки. Подобные виды разделов создаются для упрощения пользования сайтом. Но, зачастую, как только менеджеры видят, что вы так и не совершили покупку (хотя добавили товар в «Избранное»), они начинают вам напоминать об этом, присылая push-сообщения. Это и активирует в нашей голове эффект Зейгарник (иногда для этого хватает простого посещения сайта — вы будете пролистывать страницу и видеть, что у вас есть что-то не купленное.

Кроме того, данная закономерность может проявляться в каких-то игровых процессах. Так, вы не можете остановить игру, если не прошли ни одного уровня.

Положительные стороны феномена незавершённых действий

Стоит отметить, что для нас это явление становится неким «маяком», который помогает фокусироваться на том, что для нас действительно приоритетно. Именно из-за этого мы с лёгкостью можем забыть о том, что уже сделано. Нашему мозгу не нужна лишняя информация.

Иными словами, такой маяк способствует тому, что мы доводим все начатые дела до конца, не бросая их осуществление раньше времени. Из этого следует, что многозадачность приведёт вас лишь к провалам.

Вы постоянно прокручиваете в своей памяти все подробности незавершённых задач одновременно, тем самым ещё больше обостряя своё эмоциональное напряжение. Естественно, при таком раскладе ни о какой продуктивности не может быть и речи. Если уж берёте какую-то одну задачу, то выполняйте её сполна, не распыляясь на что-то другое. После её выполнения, можете приступить к следующей задаче.

Противостояние прокрастинации

Итак, перед вами стоит какая-то нереально крупная задача, а вы не можете понять, с какой стороны к ней подобраться, с чего начать. Здесь всё проще, чем кажется — вам нужно просто разбить эту задачу на несколько этапов. Так вам будет легче начать решать её.

Выполнив первый этап, вы поймёте, что вам хочется перейти к следующему шагу, так как заработал тот самый эффект Зейгарник. Здесь будут очень актуальны слова: «Конец уже содержится в начале».

Связь WEEEK и эффекта Зейгарник

Если вы не пользуетесь инструментами для управления рабочими процессами, то, вероятнее всего, все ваши материалы по задачам хаотично располагаются на каких-либо носителях (ежедневники, заметки в телефоне и т.д). И, соответственно, вам всегда приходится носить огромные объёмы информации в своей голове, что сопровождается дополнительным напряжением.

Чтобы не вызвать у себя нервный тик, попробуйте поработать с таск-менеджером WEEEK.

Таск-менеджер WEEEK

Добавив туда всю информацию по задачам, вы успокоите свою тревожность. А пользуясь функцией «недельного планирования», вы можете произвести адекватную оценку своей нагрузке. Как уже выяснилось, метания между несколькими задачами не дадут никаких положительных результатов. Ваша продуктивность рухнет, как и вся работа. Оно вам надо?

Лучше возьмите одно дело, закройте его, а потом уже берите другое

Подводя итоги, хочется сказать, что действие рассмотренного психологического эффекта невозможно обозначить как позитивное или негативное. Данный феномен является особенностью психики каждого из нас. И лишь от вас зависит то, как вы можете его использовать.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда