{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Эффект Майкла Майерса или как устранить двойные толкования при постановке задач

Бывает, четко ставишь задачу, а на выходе получаешь совсем не то, что нужно. При этом формально задача выполнена правильно, вины исполнителя нет. Разберем, почему так и происходит, и как этого избегать.

В пример приведу сцену с подготовкой к ограблению банка из фильма «Малыш на драйве»: гангстерам дают задания найти тачку, стволы и прочее. Одному из членов банды поручают достать маски.

В день ограбления главарь видит маску и возмущается:

— Это че за хрень?

— Остин Пауэрс

— Но нужен был Майк Майерс

— Это и есть Майк Майерс!

— Нужна была хэллоуинская маска

— Это и есть хэллоуинская маска!

— Нет, нужна маска маньяка из Хэллоуина!

По этой сцене нельзя сказать, кто виноват. Исполнитель в первую очередь подумал об актере, тогда как постановщик имел виду одноименного героя фильма. У всех разный опыт, и мы по-разному видим этот мир.

Один любит слешеры, а другой — комедии, недопонимания случаются на ровном месте. Но есть способ не допускать подобных двойных толкований, или по крайней мере уменьшить риск их возникновения.

Уверен, все слышали, как неразборчиво говорит пилот самолета, обращаясь к пассажирам — помехи, акцент, шум. При этом на кону человеческие жизни, и цена ошибки очень велика. Поэтому в авиации есть международный стандарт коммуникации, и одно из правил общения — это так называемое «квитирование».

Каждая сторона обязана воспроизводить полученную инструкцию в ответ, подтверждая, что информация дошла. То есть, пилот должен повторить услышанное — или предоставить квитанцию сообщения, полученного от диспетчера. И наоборот, диспетчер должен прослушать квитанцию и удостовериться, что экипаж правильно понял инструкцию. В случае несовпадения незамедлительно принимаются меры для исправления ошибки.

Этот способ очень хорошо работает и в проектном управлении. Вернемся к примеру из фильма, как звучала задача?

— Нужна маска Майка Майерса

Как могла бы выглядеть выдача квитанции:

— Раздобыть маску актера из Остина Пауэрса

При квитировании также могут уточняться параметры:

— Достать маску Майка Майерса. Кстати, а парик с очками и накладные зубы подойдут?

Конечно, это упрощение и условности, но суть, думаю, ясна. Вывод из этого простой — всегда требуйте от исполнителя квитанцию. Особенно это важно в случае верхнеуровневых задач. Если задачи ставятся голосом, то квитанция должна быть письменной.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда