{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как организовывать созвоны, которые всем нравятся

Нет ничего легче, чем черкануть в чатик: “го созвонимся”. Но сделать этот созвон действительно продуктивным – задача со звёздочкой. И нет более страшного греха, чем трата чужого времени впустую.

Так что давайте разберемся, как созваниваться с пользой для дела, проекта и ваших отношений с коллегами.

Шаг 1. Спросите себя “А нужен ли созвон?”

Лучший созвон – это созвон, которого не случилось. Поэтому перед тем, как его назначать, нужно понять, зачем вы это делаете.

Грамотные причины для созвона:

  • нужно обсудить вопрос, который плохо подходит для переписки (например, конфликт между участниками команды или повышение зп);
  • еженедельный созвон команды, позволяющий обсудить накопившиеся вопросы вживую;
  • ваша тема для обсуждения требует живой демонстрации экрана, скрины не подойдут;
  • любой созвон с конкретной проблематикой, где всем участникам очевидно, что выяснять этот вопрос в переписке будет слишком долго.

Причины для созвона, за которые попадают в ад:

  • мне было лениво писать текст, вообще не люблю печатать;
  • я ещё не решил, что думаю по этому вопросу, на созвоне сориентируюсь;
  • мне была нужна помощь, и я решил быстренько набрать коллегу, чтобы не тратить время на тыканье пальцами в клавиатуру.

Каждый раз, когда вы экономите время на написание сообщения с помощью резкого прыжка на созвон, вы тратите время людей, с которыми созваниваетесь. Это неэффективно, и честно сказать, неуважительно по отношению к чужому времени и чужим задачам.

Бывают ситуации, когда это уместно, но в проектах такие ситуации случаются крайне редко.

Если вы приняли решение обойтись перепиской вместо созвона, вы только что спасли чьё-то время, ура! Теперь не забудьте сформулировать вопрос в сообщении таким образом, чтобы было легко понять, чего вы хотите, и ответить вам – то есть, четко изложить суть проблемы, приложить все необходимые ссылки и скрины, и написать, в какие сроки вам нужен ответ. Готово, вы восхитительны ❤

Шаг 2. Определитесь с аджендой

Итак, вы решили, что вам нужен именно созвон. Отлично, время подготовить адженду для созвона. Давайте посмотрим, что входит в адженду, и зачем:

  • Вопросы на обсуждение, к которым прилагаются всеми необходимые ссылки и/или документы – чтобы все, кто будет участвовать во встрече, знали, что им предстоит обсудить, и могли подготовиться;
  • Ожидаемый результат по обсуждению каждого из вопросов;
  • Длительность встречи и время на обсуждение каждого из вопросов;
  • Перечень участников;
  • Ссылка на созвон.

Интересный побочный эффект адженды – часто в процессе её написания можно осознать, что всё же созвон не нужен, и вы прекрасно выразили всё в тексте. В таком случае можно вернуться к пункту 1 🙃

Пример хорошей адженды:

Людмила, привет!

Нужно с тобой созвониться, чтобы решить, как вызволить тебя из плена Черномора. От тебя надо будет показать в камеру телефона окрестности замка, в котором тебя держат, и рассказать, как сменяется охрана, и где стоят посты. На созвоне ещё будет Финн – это волшебник, я вас познакомлю, он мне помогает тебя спасать.

Ожидаю, что по окончании разговора буду понимать, как устроена система охраны, и с какой стороны удобнее подобраться к замку.

Созвонимся завтра в 14:00 по таймзоне твоего пленения, рассчитывай на 15 минут. Ссылочки на созвон не будет, просто наберу по фейстайму, не забудь зарядить телефон и спрятаться от Черномора под шапкой-невидимкой.

Навеки твой, Руслан

Пример плохой адженды:

Людмила, привет! Как дела, что делаешь? Надо поговорить, наберу в фейстайм?

Шаг 3. Хорошо подумайте над перечнем участников созвона

На созвоне должны присутствовать только те, кто на нём действительно нужен. Если вы зовёте человека на созвон, чтобы он "просто посидел и послушал” – это плохой кейс.

Бывают случаи, когда такое уместно, например, когда вы обучаете кого-то переговорам и приглашаете его послушать, как вы эти самые переговоры ведёте. Но опять же, это редко случается на проектах.

План созвона так же надо составлять с учётом загруженности участников. Если для вопроса номер 1 нужны Мерри и Пиппин, а для вопроса номер 2 – только Мерри, то Пиппин может отключиться сразу после того, как вы закончили обсуждение первого вопроса.

Хороший лайфхак – через 20 минут после начала любой встречи задавать вопрос: “Кто-то чувствует, что тратит время зря?”. Если есть положительные ответы, то нужно либо отпустить этого человека, либо сразу перейти к обсуждению вопроса с его участием, а на будущее лучше планировать созвоны.

Шаг 4. Пригласите участников на встречу

Отлично, вы выполнили все предыдущие шаги и определились с датой и временем. Осталось только:

  • выслать адженду каждому участнику встречи;
  • создать встречу в календаре, в которой обязательно указать ссылку на созвон;
  • продублировать информацию о встрече в личные сообщения каждому участнику (или в чат проекта, тегнув всех участников).

Очень важный момент – всегда закладывайте во время на встречу написание meeting notes. Это значит, что если вы назначаете встречу на 1 час, то по факту она должна длиться 45 минут, а ещё 15 минут после неё вы будете писать meeting notes. Если встреча назначена на 30 минут, то соотношение будет такое: 20 минут разговора к 10 минутам написания заметок.

Шаг 5. Проведите созвон

Думаете, это легко? Ничего подобного, если уж вы организовали встречу, то вы и отвечаете за то, чтобы она прошла продуктивно. Так что обязательно делаем следующее:

  • в начале встречи повторяем адженду, напоминая, сколько у нас времени на каждый вопрос. Например: итак, сегодня нужно обсудить, имеет ли смысл расширять команду на следующий спринт, а если да, то привлекаем Мерри или Пиппина. На созвон у нас 45 минут, из них 30 минут на первый вопрос и 15 – на второй. Возражения или дополнения есть? Нет? Тогда погнали!
  • в процессе следим за временем, и если что – напоминаем участникам о том, что оно не резиновое. Например: ребята, уже 20 минут прошло, а мы так и не решили, нужно ли расширять команду. У нас 10 минут на этот вопрос осталось, вообще-то. Что думаете?
  • не забываем о том, что иногда кто-то из команды может быть нужен на созвоне для обсуждения только одного из пунктов адженды. Например: ребята, мы решили, что команду надо расширять. Как будто бы, чтобы выбрать между Мерри и Пиппином, достаточно только Сэма, Фродо с ними всё равно ни на одном проекте не пересекался, так что Фродо, можешь идти.
  • ведём заметки, чтобы потом написать meeting notes. Это очень важный пункт, и за него несёт ответственность именно организатор созвона. Если понимаете, что у вас такой возможности не будет, на старте созвона (а лучше – заранее) договоритесь с кем-то из его участников о выполнении роли секретаря.

Вы можете переживать, что с таким строгим контролем созвоны станут “бездушными”, люди будут второпях тараторить что-то о работе, не имея возможности ни пошутить, ни кота в камеру показать. Не стоит об этом беспокоиться, просто закладывайте время на обсуждение с небольшим люфтом, чтобы участники созвона не чувствовали слишком жестких рамок, и всё будет хорошо. Если у вас будет время и настроение немного поболтать о жизни, вы это сделаете, если нет – закончите созвон чуть раньше.

Шаг 6. Напишите meeting notes

Это важно.

Во-первых, в рабочей суете слишком многое может забыться или исказиться. Вы сказали “сдай через неделю”, а человек помнит “через 2 недели”, вот вам и начало конфликта.

Во-вторых, участники команды, не присутствовавшие на встрече, должны знать, что на ней происходило (заодно это лечит нас от ситуации “позвали человека на встречу, чтобы он просто был в курсе”)

В-третьих, это фиксация информации в тексте, очень важный момент. Если вы прописали в meeting notes “к концу спринта сможем сделать фичу, но не протестировать, поэтому тестирование и баги переносятся в следующий спринт”, заказчик это прочитал и не возразил, то в конце спринта он уже не сможет возмутиться наличию багов. А если это было просто сказано на созвоне и нигде не зафиксировано, то остаётся только надеяться на лучшее.

По факту, meeting notes – это дополненная адженда. Вот, что содержит в себе этот документ:

  • дату встречи
  • вопросы, вынесенные на обсуждение
  • к чему пришли по каждому вопросу
  • action items (задачи, появившиеся в ходе обсуждения)

Пример хороших meeting notes:

Дорогая Людмила!

Спасибо тебе за наш созвон, был неимоверно счастлив видеть твоё прелестное личико на экране своего айфона. Итак, что мы обсудили:

- ты мне показала окрестности замка, и я понял, что удобнее всего будет подбираться ползком через грядки с клубникой;

- ты рассказала мне, что пересменок охраны происходит в 20:00, и посты стоят у ворот и на сторожевой башне, следовательно, мне будет удобно тебя спасти где-то в 19:15 – часовые уже устали, готовятся к пересменку и играют в Сandy Crush вместо внимательного наблюдения;

Итого, наши задачи:

- ты должна в 19:00 быть у грядок с клубникой в шапке-невидимке (лучше заранее, мало ли что);

- я в 19:15 (плюс-минус 10 минут) подползу и тебя спасу;

- пока будешь ждать, насобирай нам клубники в дорогу.

Жду встречи!

Твой любимый муж Руслан

Вот и всё! Если вы дочитали до конца, то вы герои, и вот вам котик. А если вы будете применять всё написанное в жизни, то всех котиков вселенной не хватит, чтобы выразить благодарность тех, кто ходит на ваши созвоны 😊

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Лёша из Аспирити

Такая жиза вообще. Созвоно-хейтеры, ставьте классы :D

Ответить
Развернуть ветку
Eugenia Ivanova
Автор

О, идеальный мемасик :D

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Падерина

Мой любимый мем на тему созвонов:

Ответить
Развернуть ветку
Eugenia Ivanova
Автор

О, я хочу такое!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Khlaponin

Вспоминается мне одна из прошлых работ, где один из топов растягивал созвоны с 20-30 ти минут, до 2 часов.
Делал подобный расчет стоимости подобного "полезного" созвона на вскидку, выходило в цифрах - от 60 т.р. до 150 т.р. выкинутого времени в урну)

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Posnikov

На первом же пункте словил супер-жизу.
Половина созвонов по проектам могли бы уместиться в текстовый диалог на пару минут или даже два сообщения, где вопросы и ответы разбиты на пункты. Но всё это превращается в чудесные, долгие разговоры с вебками, где вместо живых диалогов звучат "эээ", "ммм", "так, что там еще", "вопросы есть какие-то?".

Ответить
Развернуть ветку
Eugenia Ivanova
Автор

А организаторы этих созвонов что говорят в своё оправдание?)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Veselov

Спасибо, это полезно. У нас в компании любят посозваниваться)

Ответить
Развернуть ветку
Eugenia Ivanova
Автор

Можно показать эту статью своему проджект менеджеру :)

Ответить
Развернуть ветку
Polina Pushkareva

А есть ещё люди, которые вообще не пользуются гугл календарем, или пользуются, но не знакомы с проверкой расписания других людей))

Ответить
Развернуть ветку
Elena Mikhailenko

интересно 🔥🔥🔥

Ответить
Развернуть ветку
Eugenia Ivanova
Автор

Спасибо ^_^

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда