{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как изменился рынок маркетинга в Казахстане на фоне событий в мире

Коллеги из Казахстана о том, как их задел российско-украинский кризис.

Российские маркетологи делятся антикризисными стратегиями, учатся жить без Meta* и Google Ads, ищут новых клиентов взамен тем, кто ушёл на фоне санкций. Естественно, что внимание многих оказалось обращено к медиарынку Казахстана, который сейчас также вынужден перестраиваться под новые реалии. Мы пообщались с казахстанскими экспертами, клиентами и партнёрами LiveDune.

Как изменился рынок

Маркетологи и бизнесмены Казахстана выделяют несколько проблемных точек, которые очень схожи с российскими: рост курса валют, блокировки интернет-ресурсов, проблемы с импортом и транзакциями, эмиграция множества специалистов. Также нельзя забывать, что у Казахстана совсем недавно были собственные политические и социальные проблемы, которые оказали влияние на медиарынок.

Сначала были митинги, а затем в стране была инициирована попытка госпереворота. После завершения всех событий казахстанцы сократили регулярные траты, отложили крупные покупки — это была их реакция на происходящее.

Алимжан Бисембаев, Маркетолог, стратег, автор блога «Маркетинг в Казахстане»

По словам Бисембаева, бизнес в Алматы понёс прямые убытки, мародёрами были разграблены магазины и банкоматы. Всё это сказалось и на поведении людей, которые делали много эмоциональных, необдуманных покупок, чтобы как-то спасти свои сбережения.

Сейчас наш рынок скорее приходит в себя, а не восстанавливается. Рост ограничивает скачок курса национальной валюты к доллару — это связано с конфликтом РФ и Украины. Большая доля импорта — из России, поэтому монетарные власти вынуждены реагировать на новые риски. В Казахстане пользовались продуктовыми российскими решениями, поэтому ограничения по транзакциям заставили многие компании найти замену

Ярослав Третьяк,

Эксперт в области digital-маркетинга

Эти слова подтверждает Ярослав Третьяк, маркетолог. Он отмечает, что с конца февраля заморожены многие рекламные кампании — курс валют подскочил, запланированные бюджеты перестали быть актуальными. Сыграло свою роль и эмоциональное состояние пользователей.

Инфополе было крайне негативным. Поэтому спецпроекты, активности у многих компаний, в частности автомобильного сегмента, были поставлены на паузу.

Ярослав Третьяк,

Эксперт в области digital-маркетинга

Один из проектов моих друзей планировал запускать крупную провокационную рекламную кампанию с большим охватом у блогеров, в социальных сетях и СМИ. Но так как инфополе было заполнено негативными новостями и уровень тревожности был высоким, рекламная кампания не запустилась в планируемом объёме.

Айсулу Мухамеджанова,

Маркетолог, PR-менеджер

Маркетолог Алимжан Бисембаев отмечает, что из-за возникших проблем сильно размылся фокус потенциальной аудитории и провалилось множество рекламных кампаний. Но кому-то повезло чуть больше: хотя сейчас снижается потребность в маркетинге и предприниматели хотят сократить расходы на продвижение, с другой стороны, эффективные маркетологи растут «в цене» и всегда могут доказать свою экспертизу.

Кадровая чехарда: с кем теперь работать?

Есть в стране и проблема со специалистами. Алимжан Бисембаев говорит, что значительную часть работы в маркетинге делали украинские команды, которые теперь ушли. Однако потребность осталась, и закрывать её придётся местным маркетологам. У казахстанских специалистов есть общее культурное пространство и хорошее понимание российской аудитории, а также возможность вести коммуникацию без барьеров.

Также мы видим тенденцию массовой иммиграции российских специалистов в Казахстан. Конечно, в этом есть плюсы, например, рост качества оказываемых услуг. Но есть и множество минусов: борьба за рабочие места и демпинг цен.

Айсулу Мухамеджанова, Маркетолог, PR-менеджер

Маркетолог советует коллегам повышать квалификацию, чтобы становиться более конкурентоспособными на рынке. С этим согласен Дулат Бижанов, маркетолог и специалист по личному бренду:

Те маркетологи, которые могут дать новые возможности, протестировать гипотезы, те, кто предлагают в первую очередь клиенту выйти на какой-то новый уровень, добавить новые инструменты — они, конечно, будут востребованы.

Дулат Бижанов, Стратег, маркетолог, специалист по развитию личного бренда

Куда уходит аудитория

Но если на вопрос «Кому работать?» ответ более-менее ясен, то над вопросом «Где работать?» ещё предстоит подумать. Нельзя исключать, что в будущем часть соцсетей будет заблокирована.

Пока же, по личным наблюдениям Алимжана Бисембаева, в казахстанском сегменте Instagram* растут охваты (в отличие от российского), а люди воспринимают эту соцсеть как платформу, которая учитывает их интересы. А вот у VK дела в Казахстане не так успешны.

VK стал терять аудиторию в Казахстане давно: пользователей стало меньше, охваты упали, сеть поздно внедряла новые маркетинговые инструменты, не работала над привлечением лидеров мнений. Казахстан — страна молодых, средний возраст — 27 лет. Поэтому, когда появилось новое поколение пользователей, VK для них не стал своим, это площадка старшего поколения.

Алимжан Бисембаев, Маркетолог, стратег, автор блога «Маркетинг в Казахстане»

Маркетолог Ярослав Третьяк считает иначе. По его мнению, у ВК в Казахстане всё же есть будущее, потому что нет конкурентов.

В Казахстане нет какого-то локального более-менее живого сервиса, на который людям можно было бы перейти. Если у нас будут проблемы с Инстаграмом*, то скорее всего люди будут откатываться на российские платформы, ВК, например. Не могу сказать, что люди ВКонтакте не любят. Когда я зашёл в свой старый аккаунт, то увидел, что многие из моих друзей там оживились.

Ярослав Третьяк,

Эксперт в области digital-маркетинга

В свою очередь Бижанов считает, что в случае блокировок казахстанская аудитория не вернётся в ВК, а уйдёт в Telegram. По мнению эксперта, решающую роль в данном случае играет удобство использования.

Когда у нас были январские события и все соцсети были выключены, работал только Telegram, в котором мы получали информацию. Всё, что простое и удобное — то и будет сегодня востребовано.

Дулат Бижанов, Стратег, маркетолог, специалист по развитию личного бренда

Работа в новых реалиях

Если суммировать всё сказанное выше, создаётся впечатление, что сейчас маркетинговый рынок Казахстана ждут масштабные перестановки. Часть прежних его участников уйдёт, дав место другим, однако о смерти отрасли говорить не приходится.

Сейчас Казахстан стал той площадкой, куда начали заходить многие компании из СНГ. Это приводит к достаточно хорошей конкуренции, в связи с чем цена на рекламу становится дороже.

Дулит Бижанов, Стратег, маркетолог, специалист по развитию личного бренда

Бижанов отмечает, что сейчас маркетологи работают в режиме спринта, то есть, проектами с расчётом на одну-две недели. По словам маркетолога, в настоящее время это позволяет реально оценивать текущую ситуацию, так как долгосрочное планирование пока невозможно.

Рынок активен, но есть влияние неопределённости: Казахстан в ожидании, что будет. Я бы сказал, что и покупатели, и рекламодатели как действовали, так и действуют, потому что нет смысла просто ждать и ничего не делать.

Ярослав Третьяк,

Эксперт в области digital-маркетинга

*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда