Как изменился рынок маркетинга в Казахстане на фоне событий в мире
Коллеги из Казахстана о том, как их задел российско-украинский кризис.
Российские маркетологи делятся антикризисными стратегиями, учатся жить без Meta* и Google Ads, ищут новых клиентов взамен тем, кто ушёл на фоне санкций. Естественно, что внимание многих оказалось обращено к медиарынку Казахстана, который сейчас также вынужден перестраиваться под новые реалии. Мы пообщались с казахстанскими экспертами, клиентами и партнёрами LiveDune.
Как изменился рынок
Маркетологи и бизнесмены Казахстана выделяют несколько проблемных точек, которые очень схожи с российскими: рост курса валют, блокировки интернет-ресурсов, проблемы с импортом и транзакциями, эмиграция множества специалистов. Также нельзя забывать, что у Казахстана совсем недавно были собственные политические и социальные проблемы, которые оказали влияние на медиарынок.
По словам Бисембаева, бизнес в Алматы понёс прямые убытки, мародёрами были разграблены магазины и банкоматы. Всё это сказалось и на поведении людей, которые делали много эмоциональных, необдуманных покупок, чтобы как-то спасти свои сбережения.
Эти слова подтверждает Ярослав Третьяк, маркетолог. Он отмечает, что с конца февраля заморожены многие рекламные кампании — курс валют подскочил, запланированные бюджеты перестали быть актуальными. Сыграло свою роль и эмоциональное состояние пользователей.
Маркетолог Алимжан Бисембаев отмечает, что из-за возникших проблем сильно размылся фокус потенциальной аудитории и провалилось множество рекламных кампаний. Но кому-то повезло чуть больше: хотя сейчас снижается потребность в маркетинге и предприниматели хотят сократить расходы на продвижение, с другой стороны, эффективные маркетологи растут «в цене» и всегда могут доказать свою экспертизу.
Кадровая чехарда: с кем теперь работать?
Есть в стране и проблема со специалистами. Алимжан Бисембаев говорит, что значительную часть работы в маркетинге делали украинские команды, которые теперь ушли. Однако потребность осталась, и закрывать её придётся местным маркетологам. У казахстанских специалистов есть общее культурное пространство и хорошее понимание российской аудитории, а также возможность вести коммуникацию без барьеров.
Маркетолог советует коллегам повышать квалификацию, чтобы становиться более конкурентоспособными на рынке. С этим согласен Дулат Бижанов, маркетолог и специалист по личному бренду:
Куда уходит аудитория
Но если на вопрос «Кому работать?» ответ более-менее ясен, то над вопросом «Где работать?» ещё предстоит подумать. Нельзя исключать, что в будущем часть соцсетей будет заблокирована.
Пока же, по личным наблюдениям Алимжана Бисембаева, в казахстанском сегменте Instagram* растут охваты (в отличие от российского), а люди воспринимают эту соцсеть как платформу, которая учитывает их интересы. А вот у VK дела в Казахстане не так успешны.
Маркетолог Ярослав Третьяк считает иначе. По его мнению, у ВК в Казахстане всё же есть будущее, потому что нет конкурентов.
В свою очередь Бижанов считает, что в случае блокировок казахстанская аудитория не вернётся в ВК, а уйдёт в Telegram. По мнению эксперта, решающую роль в данном случае играет удобство использования.
Работа в новых реалиях
Если суммировать всё сказанное выше, создаётся впечатление, что сейчас маркетинговый рынок Казахстана ждут масштабные перестановки. Часть прежних его участников уйдёт, дав место другим, однако о смерти отрасли говорить не приходится.
Бижанов отмечает, что сейчас маркетологи работают в режиме спринта, то есть, проектами с расчётом на одну-две недели. По словам маркетолога, в настоящее время это позволяет реально оценивать текущую ситуацию, так как долгосрочное планирование пока невозможно.
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.