{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как не ошибиться при заключении договора франчайзинга?

В последние годы развитие бизнеса по франшизе стало очень популярным. Интернет пестрит объявлениями о продаже франшиз. При этом ни покупатели, ни продавцы франшиз часто не имеют ни малейшего представления о том, что это такое. Кроме того, довольно часто целью продавцов франшизы является лишь получение паушального взноса, а дальнейшее развитие и судьба франчайзи их не интересует.

Франшиза — это просто модное слово, договор франчайзинга Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрен. Под договором франчайзинга понимается предусмотренный ГК РФ договор коммерческой концессии, по которому одна сторона (правообладатель — он же франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю — он же франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав. В перечень передаваеымх прав включается право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Оговорка о товарном знаке или знаке обслуживания означает, что если предоставляемый комплекс исключительных прав не включает в себя передачу права пользования товарным знаком или знаком обслуживания, то такой договор не может быть признан договором коммерческой концессии.

Большинство продаваемых франшиз на самом деле франшизами не являются, так как не предусматривают передачу права пользования товарным знаком или знаком обслуживания, а зачастую и вовсе такого знака не имеют. Это не мешает продавцам таких «франшиз» публиковать свои объявления в Интернете в различных каталогах франшиз, коих в последнее время также появилось немало. Для владельцев таких каталогов — это просто рекламный инструмент, они получают от продавцов оплату за включение «франшизы» в каталог, публикацию положительных и удаление отрицательных отзывов. Добросовестность продавцов их не интересует.

Стоит отметить, что часто продавцы «франшизы» вместо договора коммерческой концессии предлагают заключить лицензионный договор. Само по себе это не противоречит закону и является логичным, если опустить тот факт, что они изначально пытаются ввести покупателя в заблуждение предложением именно франшизы.

Также необходимо обратить внимание на то, что законодатель целенаправленно сделал оговорку о товарном знаке. Товарный знак или знак обслуживание — это главное, что предоставляется по договору коммерческой концессии. То есть сам смысл договора в том, что пользователь приобретает популярный, вызывающий доверие, привлекающий клиентов, гарантирующий доход товарный знак. А что мы видим в объявлениях и каталогах «франшиз»? Никому неизвестные, ничего не значащие картинки.

Поэтому, при выборе франшизы нужно определиться, что именно хочет приобрести начинающий бизнесмен. Право использовать товарный знак предполагает массу требований от франчайзера: соответствие требованиям к качеству в сети, высокая подготовка персонала, правила ценообразования и обязанности закупать реализуемые товары у франчайзера. В свете изложенного модель развития бизнеса с использованием исключительных прав, таких как ноу-хау, не так уж плоха.

Приобретение франшизы — это дорого, сложно и предназначено для опытных предпринимателей. Договор коммерческой концессии с физическим лицом, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, заключить нельзя. Если вы хотите начать своё дело и ищете хорошую модель, гарантирующую развитие и успех, можно рассматривать предложения по сотрудничеству и в рамках лицензионного договора и договора коммерческой концессии. Но акцентировать внимание стоит не на передаче прав на товарный знак, а на комплексе инструментов, предлагаемых именно по развитию бизнеса и привлечению клиентов.

В рамках договора коммерческой концессии рекомендуем внимательно отнестись к обязанности франчайзи закупать продукцию у франчайзера. Иногда именно это условие является для франчайзера самоцелью — ему необходимо сбывать производимый им товар. Хорошо, когда такой товар действительно пользуется спросом. Но так бывает далеко не всегда. Также иногда бывают и другие цели, например, крупнейшая франшиза на планете получает более половины своих доходов от франчайзи за аренду недвижимости.

В любом случае, оформление франшизы требует глубоких знаний и тщательной проверки документации. Юристы ЮК «Право24» готовы провести правовой анализ вашей ситуации и подсказать как правильно купить франшизу.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда