{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Тенденции развития метавселенной и её инфраструктуры

Рассказываем о метавселенной, её прототипах, потенциальных сценариях и инфраструктуре для будущих 3D-миров.

Содержание статьи:

В последнее время о метавселенной пишут и говорят очень много. IT-гиганты называют её будущим интернетом. Но представления о том, как она будет выглядеть, разнятся.

В этом материале мы разберёмся, что такое метавселенная, как её видят идеологи и крупные корпорации, какие прототипы будущих 3D-миров есть уже сейчас и какой должна быть IT-инфраструктура для «будущего интернета».

Что такое метавселенная

Единого определения метавселенной не существует. Пока есть только разрозненные представления.

Например, главный идеолог метавселенной, венчурный инвестор Мэттью Болл называет её сетью трёхмерных виртуальных миров, визуализируемых в режиме реального времени, которые могут синхронно и постоянно восприниматься неограниченным количеством одновременных пользователей с ощущением присутствия.

Meta* определяет метавселенную как набор виртуальных пространств, которые пользователи могут создавать и исследовать вместе, при этом находясь физически в разных местах.

Несмотря на различия в определениях, общая идея метавселенной у всех примерно одинаковая: это единая трёхмерная виртуальная среда, функционирующая в реальном времени.

Составлять эту среду должны 3D-миры. Для взаимодействия с ними пользователи будут использовать аватары — собственные цифровые копии. Они могут быть любыми — от реалистичных, портретных копий до сказочных персонажей с хвостами и крыльями. Аватары смогут выполнять любые социальные взаимодействия: учиться, общаться, работать, делать покупки, играть, творить.

Кроме того, метавселенная предполагает взаимосвязь виртуального мира с реальным. Например, пользователи смогут виртуально покупать вполне реальные вещи (одежду, мебель, товары для дома), проводить рабочие встречи с коллегами в виртуальной реальности, заниматься спортом.

В широком смысле метавселенная — это будущее интернета.

Как описывает метавселенную Мэттью Болл

Мэттью Болл сформулировал семь основных принципов метавселенной ещё в 2020 году:

  • Быть постоянной без пауз и перезагрузок.
  • Существовать в реальном времени, синхронно для всех.
  • Не иметь ограничений на количество пользователей. При этом у каждого юзера должно быть ощущение личного присутствия.
  • Иметь работающую внутреннюю экономику. Люди должны иметь возможность не только тратить деньги в метавселенной, но и зарабатывать, открывать свой бизнес, инвестировать и продавать.
  • Связывать воедино реальную и виртуальную жизни. Метавселенная должна дополнять реальность, а не быть её альтернативой.
  • Предоставить пользователям совместимость данных. Если юзер купил одежду для своего аватара в одной игре, он должен иметь возможность использовать её в другой.
  • Быть открытой для любых авторов и контентмейкеров — от простого любителя до огромных корпораций.

В другом своём эссе, написанном летом 2021 года, Мэттью Болл говорит о том, что до возникновения настоящей метавселенной пройдут десятки лет, и выделяет восемь основных «активаторов», по которым можно судить о её появлении.

Основные активаторы метавселенной Мэттью Болла

1. Аппаратное обеспечение. Физические технологии или устройства для доступа, взаимодействия или разработки метавселенной. Эта категория включает в себя и устройства конечных пользователей (VR-гарнитуры, тактильные перчатки, мобильные устройства), и сложное оборудование для создания VR- и AR-сред (промышленные камеры, трекинговые системы).

При этом сюда не входит оборудование для создания и подержания инфраструктуры метавселенной: серверы, процессоры, сетевое оборудование и прочее — всё это Мэттью Болл относит к другой категории.

Аппаратное обеспечение должно давать пользователям возможность полностью погружаться в виртуальные миры. Кое-что из этого уже существует — например, VR-шлемы. Над чем-то ведётся активная работа — к примеру, Meta* уже семь лет создаёт перчатки для воспроизведения тактильных ощущений. Но до создания настоящего железа для метавселенной ещё годы разработок. Всё VR-оборудование, которое существует сейчас, достаточно громоздкое, не слишком удобное и пока не способно обеспечить полностью интерактивный опыт.

2. Сеть. Чтобы сделать виртуальную среду постоянно доступной для бесконечного количества пользователей в реальном времени, нужны огромные сетевые мощности. Сеть должна обеспечивать огромную пропускную способность и быструю, практически без задержек, децентрализованную передачу данных.

При этом важны как скорость и пропускная способность магистральной передачи данных, так и доставка на «последней миле». Вторую задачу, возможно, решат технологии 5G, которые активно развиваются уже сейчас.

3. Вычисления. К этой категории относятся серверы, чипы, процессоры и все остальные технологии, которые обеспечивают высокие вычислительные мощности.

Метавселенная будет нуждаться в мощных граничных вычислениях, согласовании и синхронизации данных, AI-вычислениях, Motion Capture и так далее. Для всего этого потребуется продвинутое оборудование.

4. Виртуальные платформы. Это те самые 3D-миры, которые пользователи смогут создавать и исследовать, миры, где юзеры будут общаться, участвовать в разных мероприятиях, покупать и продавать вещи.

Прототипы таких миров уже существуют в виде многопользовательских игр (подробнее об этом ниже). Но настоящие виртуальные платформы будут отличаться от традиционных игр наличием большой экосистемы разработчиков, которые будут создавать большую часть контента платформы и получать с этого большую часть прибыли. То есть они должны быть гораздо менее централизованными и более свободными, чем то, что существует сейчас.

5. Стандарты и инструменты для обмена данными. Это различные сервисы, протоколы, форматы и технологии, которые будут служить стандартами взаимодействия внутри метавселенной и дадут возможность постоянно улучшать её. Они позволят передавать различные элементы из одного 3D-мира в другой, обеспечат прямую совместимость и будут определять правила разработки внутри виртуальных платформ.

6. Платёжные средства. В метавселенной должны быть своя валюта и свои платёжные процессы. Но эти цифровые деньги должны быть связаны с реальными, нецифровыми.

Сейчас эту роль играют криптовалюта и технологии блокчейн. Скорее всего, именно они станут основным платёжным инструментом в метавселенной.

7. Контент, сервисы и ассеты метавселенной. Это всё, что относится к созданию, продаже, перепродаже, хранению, финансовой защите и управлению активами (виртуальными товарами и криптовалютой). Всё это будет так или иначе связано с пользовательскими данными. Поэтому нам нужны услуги и сервисы, обслуживающие метавселенную, но не включённые в виртуальные миры.

8. Поведение пользователей. Чтобы метавселенная появилась в том виде, в котором её представляют сейчас, должен возникнуть спрос на неё. Без потребности пользователей в виртуальных сервисах, 3D-мирах работать ничего не будет.

Потребности пользователей, их привычки, взаимодействие с цифровым миром и технологиями постепенно меняются. Во многих сферах жизни люди уже перешли в онлайн. Но для метавселенной переход должен быть ещё дальше — в виртуальную реальность.

Какой видят метавселенную IT-гиганты

Представления крупных IT-компаний во многом похожи на видение Мэттью Болла. Но всё-таки каждый представляет будущую метавселенную немного по-своему.

Так, Meta* ставит на первое место общение людей. Метавселенная сможет объединить всех нас, позволит видеться с друзьями, находясь в разных концах света, участвовать в онлайн-мероприятиях, вместе играть, смотреть сериалы и так далее. Для этих целей они активно разрабатывают платформу Horizon (о ней мы поговорим чуть позже).

В своей презентации Марк Цукерберг показывал голограммы счастливых людей, которые вместе ходят на концерты, делают покупки, играют в шахматы и настольный теннис, занимаются спортом. Конечно, речь в презентации шла не только о развлечениях, но и о работе. Но основным посылом было то, что в метавселенной люди получат больше возможностей общаться «вживую», это будет более интерактивный опыт.

Можно сказать, что метавселенная Марка Цукерберга больше всего похожа на всеобъемлющую социальную сеть в виртуальной реальности.

Microsoft, наоборот, делает упор на бизнес-среду, цифровые копии вещей и взаимодействие с ними. Их метавселенная скорее смоделирована по образцу реального мира, без фэнтезийных аватаров.

Концепция метавселенной Microsoft в основном опирается на идею цифровых двойников, которая исходит из мира IoT. Корпорация уверена, что в будущем в метавселенной мы сможем использовать цифровое картирование и мониторинг всего реального в бизнес-среде: складов, магазинов, заводов и других объектов.

Пользователи метавселенной смогут управлять бизнесом в VR-среде, строить проекты, разрабатывать новые технологические решения.

И если метавселенная Meta* (признана экстремистской в РФ) — это VR-соцсеть, то у Microsoft это скорее 3D-версия Microsoft Office с более глобальными задачами.

У Nvidia концепция похожа на видение Microsoft. Они тоже опираются на идеи цифровых двойников и активно разрабатывают Omniverse — платформу для моделирования и проектирования, в которой пользователи могут создавать цифровые копии реальных вещей в виртуальной реальности.

Однако, в отличие от Microsoft, в Omniverse есть аватары. Пользователи могут создать умных виртуальных помощников для ускорения проектирования.

Omniverse базируется на опенсорс-технологии Universal Scene Description, которую Nvidia называет 3D-HTML. А саму Omniverse создатели считают прототипом метавселенной и называют 3D-версией веб-браузера.

Будущую метавселенную они видят как 3D-интернет с максимально широкими возможностями для пользователей.

Таким образом, большинство компаний, которые сейчас говорят о метавселенной, сходятся в одном: она будет глобальной, повсеместной, децентрализованной средой. Пользователи смогут с её помощью решать разные задачи, взаимодействовать, полностью погружаясь в виртуальную реальность.

Однако полноценные метавселенные с полным погружением, а не частичным использованием AR и VR, ещё только разрабатываются.

Какие прототипы метавселенной уже существуют

1. Игры

Эта сфера первой пошла в сторону метавселенных.

Наверное, самый популярный пример, который приводят в разговорах о метавселенной, — Fortnite. Это компьютерная многопользовательская онлайн-игра, выпущенная компанией Epic Games в 2017 году.

Но сейчас это уже не просто игра: пользователи в ней могут создавать аватары, общаться друг с другом, участвовать в онлайн-мероприятиях и создавать собственный контент.

В Fortnite есть творческий режим, в котором игрок может создать остров и разработать на нём свои игры, со своими декорациями и своими правилами. Более того, другие пользователи могут играть в эти игры, оценивать их и поддерживать создателей материально.

Одним из самых громких событий 2020 года стал онлайн-концерт Трэвиса Скотта в Fortnite. Это было действительно грандиозное мероприятие. Его посетили более 27 млн пользователей.

Fortnite часто проводит различные кинопоказы. Пользователи могут смотреть фильмы и сериалы вместе с друзьями. Например, 26 мая 2020 года в игре прошла киноночь с показами самых популярных фильмов Кристофера Нолана.

Летом 2021 года в игре появился первый реалистичный автомобиль — реальная управляемая цифровая копия Ferrari 296 GTB, первый цифровой близнец в игровом мире.

Есть другие похожие онлайн-игры: Roblox, VRChat, Sandbox, Decentraland. В них тоже можно создавать аватары, строить собственные 3D-миры. При этом пользователи могут монетизировать свои творения. И в отличие от Fortnite, эти виртуальные платформы больше нацелены не на игру, а на создание контента.

Sandbox и Decentraland даже имеют собственную валюту на базе Ethereum. В них есть возможность покупать и продавать NFT на другие площадки. Обе платформы уже называют себя метавселенными. Хотя, конечно, пока это только прототипы.

Несмотря на наличие коммерческой составляющей, у всех этих платформ в основном развлекательные цели. Но VR-пространство можно использовать не только для игр.

2. E-commerce

VR-среда может быть использована для демонстрации и продажи различных физических вещей. У нас пока мало таких примеров, но первые прототипы уже есть.

Например, дом моды Balenciaga создал игру для демонстрации своей осенней модной коллекции — Afterworld: The Age of Tomorrow.

Пользователи могли выбрать одного из персонажей и исследовать виртуальный мир. Попутно они видели множество фотореалистичных товаров из модной коллекции. Каждая вещь была воссоздана максимально достоверно. При этом рассмотреть предметы коллекции можно было не только в статичном положении, но и в движении.

Для создания цифровых копий вещей использовались передовые технологи захвата движений. В результате разработчикам удалось абсолютно реалистично передать даже такие сложные элементы, как светоотражающие очки, тонкие каблуки, замысловатые элементы дизайна. Всё это можно было рассмотреть на 360°.

Balenciaga назвала этот проект первым шагом модной индустрии в сторону метавселенных. В компании уверены, что VR-пространство идеально доходит для модных показов и многие дома мод создадут аналогичные проекты в ближайшем будущем.

3. Фитнес

Спорт-индустрия тоже активно начинает использовать VR-технологии. В качестве примера можно привести платформу Supernatural. Это специальный сервис для фитнеса в виртуальной реальности. Всё, что нужно пользователю для полноценных тренировок, — VR-гарнитура.

Юзеры могут заниматься боксом и растяжкой, медитировать, делать кардиотренировки. При этом можно выбрать персонального виртуального тренера и окружающее пространство для тренировок. Можно медитировать на вершине Мачу-Пикчу или даже на поверхности Марса.

К Supernatural можно подключить Spotify и тренироваться под любимую музыку.

4. Виртуальные мероприятия и рабочие встречи

VR-пространство отлично подходит для онлайн-событий. Мы уже упоминали концерты и кинопоказы в Fortnite. Однако для подобных вещей есть специализированные площадки.

Например, AltspaceVR — платформа для онлайн-встреч и мероприятий. На ней вы можете создавать собственные аватары, конструировать свои 3D-миры, проводить встречи с друзьями и организовывать различные мероприятия.

Ещё одна подобная площадка — Spatial. По функционалу она похожа на AltspaceVR, но если у первой главный фокус сделан на общении, то эта платформа сосредоточена на более крупных мероприятиях, онлайн-выставках. Помимо 3D-миров и онлайн-событий, пользователи в Spatial могут создавать собственные галереи и проводить NFT-выставки. NFT можно продавать, в том числе на другие площадки.

Эта платформа тоже уже называет себя метавселенной. Хотя, конечно, это тоже пока лишь прототип.

Обе площадки можно использовать для рабочих встреч. Но для этого есть и специализированный сервис — Horizon Workrooms. Это продукт Meta*, который пока работает в режиме бета-тестирования. Сервис позволяет коллегам собираться вместе в одной виртуальной комнате и обсуждать рабочие вопросы максимально интерактивно, при этом находясь далеко друг от друга.

У платформы есть много полезных функций:

  • Отслеживание рук и клавиатуры — можно перенести клавиатуру и рабочий стол в виртуальную реальность.
  • Демонстрация экрана компьютера другим пользователям.
  • Интеграция видеозвонков — к виртуальной комнате можно подключиться не только с помощью VR-гарнитуры, но и через обычный звонок.
  • Виртуальная доска, на которой участники встречи могут писать, прикреплять различные файлы со своего компьютера и так далее.
  • Виртуальная комната настраивается в соответствии с потребностями пользователей.

В таком виртуальном пространстве гораздо удобнее вместе работать над проектами, чем посредством обычных видеозвонков.

Meta* в целом активно развивает Horizon. Помимо Workrooms, в неё входят:

  • Horizon Home — виртуальное пространство, в котором пользователи могут настраивать свою виртуальную комнату, запускать различные приложения, общаться с друзьями. Часть функций уже реализованы, а часть проходят бета-тестирование.
  • Horizon Worlds — платформа, где пользователи могут создавать свои виртуальные пространства и игры. Сервис доступен с декабря 2021 года.
  • Horizon Venues — платформа для онлайн-мероприятий в виртуальной реальности. Она тоже уже доступна для всех пользователей.

В будущем Meta* планирует сделать из Horizon единую платформу с максимально широким набором возможностей, где пользователи смогут играть, работать, общаться, вместе смотреть сериалы и посещать виртуальные концерты.

5. Разработка и проектирование

Это ещё одна сфера, которая уже начинает использовать VR. Мы уже упоминали, что многопользовательские онлайн-игры дают возможность пользователям разрабатывать свой контент. Но это всё делается в индивидуальном, авторском режиме и только в пределах одной игры.

Но VR-возможности могут очень хорошо использоваться в промышленных масштабах, например при проектировании каких-либо физических объектов: зданий, архитектурных сооружений, крупных механизмов. Реальных примеров пока что мало. Первый прототип, который мы можем назвать в этой сфере, — платформа Omniverse от Nvidia. Мы уже упоминали о ней ранее.

Это открытая площадка для совместной работы (проектирования, моделирования, дизайна) в виртуальной среде в реальном времени. Omniverse ориентирована на дизайнеров, инженеров, архитекторов, художников и представителей других профессий, которым важно объединять рабочие инструменты, творческие усилия для совместной работы над проектами.

В январе 2022 года платформа завершила бета-тестирование и вышла в открытый доступ. На тот момент Omniverse использовало около 100 000 разработчиков.

Внутри платформы можно создавать 3D-модели, использовать готовые 3D-сцены из библиотек, импортировать данные из сторонних приложений для совместной работы с другими проектировщиками.

Как видим, прототипы метавселенных уже существуют в разных сферах бизнеса, не только в игровой индустрии. И в будущем таких виртуальных платформ станет больше, а их функции и возможности будут расширяться.

Как быстро прототипы станут реальными метавселенными?

Сейчас полноценному развитию метавселенных мешает несколько факторов:

  • Ограничения по вычислительным мощностям для девайсов конечных пользователей.
  • Отсутствие единой децентрализованной инфраструктуры.
  • Ограничения по вычислительным мощностям для построения этой инфраструктуры.
  • Экономические и юридические проблемы, связанные со сквозным использованием активов, и другие трудности.

Но технологии постоянно развиваются. Рынок VR-сервисов растёт.

Сейчас пока трудно сказать, когда появится реальная метавселенная и сбудутся ли прогнозы её идеологов. Но все тенденции говорят о том, что мы стоим на пороге больших изменений в интернете.

Но чтобы все эти прогнозы стали реальностью, нужны внушительные вычислительные мощности. Мы, как опытная IT-компания, понимаем, что в основе любых цифровых проектов всегда лежит производительная IT-инфраструктура. Ни один 3D-мир не сможет существовать полноценно без вычислительных мощностей и сервисов, обеспечивающих его интерактивность и бесперебойность.

Облачная инфраструктура EdgeЦентр для метавселенных

Мы в EdgeЦентр сосредоточились на том, чтобы сделать технологическую основу для будущих 3D-миров.

Сейчас мы работаем над облачной платформой для метавселенной, которая будет включать в себя все необходимые сервисы и технологии.

Структура облачной платформы для метавселенной EdgeЦентр

У нас пока нет на 100% готовой инфраструктуры для метавселенной, но и самой метавселенной ещё не существует. Инфраструктура для 3D-миров будет развиваться вместе с самими 3D-мирами, появятся новые технологии и решения.

А сейчас мы уже можем предложить сервисы, которые могут решать задачи как существующих виртуальных платформ, так и разрабатываемых прототипов метавселенной.

Потребности метавселенной:

  • Большая пропускная способность сети для передачи огромных объёмов данных, подкачки ассетов в реальном времени
  • Низкие задержки при доставке видео и другого контента
  • Граничные вычисления для AI и Big Data
  • Облачное хранение
  • Обеспечение безопасности и отказоустойчивости ресурсов

Сервисы EdgeЦентр:

Глобальная EdgeCDN:

  • 110+ Тбит/с — суммарная ёмкость сети
  • <30 мс — средние задержки по миру

Технологичное облако:

  • Виртуальные машины и bare metal серверы с GPU
  • Технология Intel SGX для безопасных вычислений
  • Балансировщики нагрузки и аварийное восстановление данных
  • Встроенная защита от DDoS-атак и WAF
  • AI-платформа для ускорения машинного обучения
  • Блочное и объектное хранилища

И это только начало. Мы развиваем собственные платформы Edge Network и Edge Cloud, чтобы максимально удовлетворять потребности будущей метавселенной.

Подведём итоги

  1. Метавселенная — это единая трёхмерная виртуальная среда, функционирующая в реальном времени. Единого представления о ней пока не существует, но многие крупные компании называют её будущим интернетом.
  2. Главный идеолог метавселенной, Мэттью Болл, выделяет семь её основных принципов: быть постоянной, существовать в реальном времени, не иметь ограничений на количество пользователей, иметь работающую внутреннюю экономику, соединять реальную и виртуальную жизнь, предоставлять пользователям совместимость данных и быть открытой для любых контентмейкеров.
  3. Представления других идеологов и IT-гигантов отчасти совпадают с идеями Болла, но видение всё равно у каждого своё.
  4. До реальной метавселенной ещё годы развития. Но её прототипы уже существуют. 3D-миры развиваются не только в играх, но и в других сферах: например, в фитнесе, модной и ивент-индустрии.
  5. Чтобы эти прототипы стали реальной метавселенной, нужна мощная IT-инфраструктура, которая будет удовлетворять всем требованиям «будущего интернета».
  6. Мы в EdgeЦентр уже можем предложить сервисы, которые решают многие задачи будущей метавселенной и существующих прототипов.

Наша инфраструктура и сервисы готовы к следующему шагу развития интернета. Давайте строить метавселенную вместе.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда