{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

ВЗГЛЯД НА СИТУАЦИЮ В МИРОВОМ РИТЕЙЛЕ
 ПО ИТОГАМ WORLD RETAIL CONGRESS, APRIL 2022

Рад поделиться с вами деталями моей встречи с известным аналитиком европейского и мирового ритейла – Аланом Тредольдом (Alan Treadgold, UK).

Мы подробно обменялись видением ситуации в рознице с двух сторон «занавеса» - из Москвы и Лондона. И, конечно, мне было важно узнать, как оценивает Алан ключевые идеи и общий настрой мирового розничного бизнеса по итогам прошедшего в начале апреля в Риме World Retail Congress.

ФОКУС ПОВЕСТКИ В МИРОВОМ РИТЕЙЛЕ - УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Большинство выступлений на всемирном конгрессе были связаны с темой sustainability, что резко контрастирует с центральной темой прошлых лет: омниканальность и высокоскоростной ритейл.

Позиция бизнеса сейчас: проблемы энергоперехода, разрушение цепочек поставок, переход к замкнутым циклам воспроизводства товаров, и (далекие для нас пока) социальные вызовы инклюзивности – все это фактически уже стало основой стратегии ритейлеров сегодня.

Наибольший отклик на конгрессе вызвало выступление former Unilever CEO Paul Polman. Прочитать и узнать в деталях его видение ближайшего будущего можно в этой книжке Net Positive.

ЗА РАМКАМИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОВЕСТКИ

Не скрою, мои ожидания были, что центральными темами WRC 2022 станет инфляция и проблемы/решения по восстановлению цепочек поставок. Я задал такой вопрос Алану и вот, что я услышал:

  • Мировая Инфляция

Из разговоров в кулуарах конгресса и собственная позиция Алана в том, что как ритейлеры, так и покупатели должны привыкнуть к непрерывному и долгому росту инфляции. Причем с высокими темпами.

В частности, вышедшие на этой неделе данные в Великобритании, показали инфляцию в годовом выражении более 7%, в целом по экономике. Конечно, для большинства секторов потребительского рынка этот показатель ‘much-much higher’. Это новый 30-летний рекорд.

Продукты питания, в первую очередь базовые, одежда, обувь, товары для дома и ремонта растут в розничных ценах стремительно. Бизнес и власти постепенно приучают потребителей к мысли, что такая динамика надолго. И это еще один важнейший фактор перехода к замкнутым циклам воспроизводства товаров и переходу на изделия длительного пользования.

  • Перенос производства продуктов питания и потребительских товаров обратно в Европу и Великобританию.

Руководители розничных компаний и бренды в Европе не видят других решений по созданию по-настоящему устойчивых цепочек поставок, кроме переноса (иногда частичного) производственных мощностей ближе к рынкам сбыта. Это процесс, который займет не один год. А пока, важнейшими его последствиями станет возникновение нового фактора роста цен: более высокая стоимость труда европейских, британских рабочих.

  • Недопоставки, out-of-stocks

Как потребитель и наблюдатель Алан отмечает, что по всем без исключениям секторам ритейла последний месяц наблюдаются перебои с поставками различных товаров и брендов: продукты, товары для дома, косметика, электроника, одежда. В большинстве случаев покупателем удается найти замену, люди легко перекачаются с одного бренда на другой. Но, часто, также, вынуждены искать альтернативу запланированным покупкам в других товарных категориях.

  • Главные движущие силы разрушения привычного уклада в ритейле

Здесь, в целом, все предсказуемо. Алан отмечет (а) рост цен на энергоносители (нефть 15-20%), (б) проблемы с логистикой, (в) рост цен на сырье и биржевые продукты. Отмечу еще раз, что эти проблемы аналитики его круга оценивают как долгосрочные.

Особенности ситуации на рынке Великобритании в дополнительном влиянии последствий «брекзита» и растущей стоимости трудовых ресурсов и (!) их огромной нехватки. В частности, он отметил, что стремление властей и бизнеса локализовать на острове производство овощей и ягод упирается в неготовность жителей работать в полевых условиях и с невысокими заработками.

СТАРЫЙ И НОВЫЙ РИТЕЙЛ

Доминируя по-прежнему в объемах продаж, омниканальный ритейл окончательно перешел в фазу «выживание». Такой вывод я сделал из нашего диалога с Аланом и другими западными коллегами за последний месяц.

Энергия управляющих команд и финансы сетевая розница вынуждена концентрировать последние годы не на развитии, а на решении масштабных проблем:

● перестройка цепочек поставок; ● нехватка поставок и рост цен; ● проблема избыточных торговых площадей, сокращения и закрытие убыточных магазинов; ● рост ФОТ.

Ярким примером успешных решений по переформатированию крупных розничных брендов стали проекты фонда WHP Global. Кейс покупки ToysRUs (игрушки) и дальнейшее развитие бизнеса, проводимое фондом привлекли внимание участников конгресса. Основные шаги трансформации:

● фонд снял долговое бремя, влил ликвидность в бизнес и позволил команде заняться развитием; ● компания полностью пересмотрела свой «розничный портфель», перенесла многие магазины в гипермаркеты. Средняя площадь shop-in-shop составляет теперь не более 100 м2; ● дополнительный к офлайну ассортимент успешно поддерживают теперь цифровые каналы продаж.

При этом «фундамент» - ценностное предложение бренда ToyysRUs покупателям остались неизменными. Посмотреть на этот пример можно здесь.

В противовес «старому ритейлу» новые игроки «срывают банк» на сторнирующем рынке. Результаты развития «онлайн брендов», цифровых технологий в производстве и розничных продажа поражают. Вот кейс, потрясший всех на конгрессе:

Бренд Cutl&Rain. Основатель этого бизнеса по продажам сникерсов (кроссовок, если че) и модной одежды - известный дизайнер. Его бизнес-модель работает так: лимитированные коллекции сникерсов выпускаются в начале в цифровом дизайне и привязываются к NFT. Токен дает право его обладателю оказаться в очереди на получение кроссовок и выкупить их.. Но по факту коллекция становится предметом охоты инвесторов, получающих доходы от перепродажи токенов на выходе.

И вот, только одна недавняя коллекция ограниченной серии была продана за три дня, выручка от продажи составила $1.500.000. Познакомьтесь с новым героем розничного бизнеса: https://www.cultandrain.com/ Не уверен, правда, розничный ли это бизнес

Алексей Филатов

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда