{"id":13671,"url":"\/distributions\/13671\/click?bit=1&hash=567523dee45fedcc20fcfbb57986eb11369dffdc6f588c87f351a31be1082a4a","title":"\u0421\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u0442\u044c \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043f\u043e\u0440\u0442\u0444\u0435\u043b\u044c \u0431\u0435\u0437 \u0438\u043d\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0430\u043a\u0446\u0438\u0439","buttonText":"\u0412\u0430\u0440\u0438\u0430\u043d\u0442\u044b","imageUuid":"11fd0da9-ce32-56eb-b033-c76a7a38791d","isPaidAndBannersEnabled":false}
AIBY HELP

Разбор психолога. Боль душевная, связанная со смертью близкого человека

Переживания по поводу смерти близкого человека неизбежны и нормальны. Этой трудной теме мы посвятили эпизод нашего комикса #юлясаша. Как справиться с душевной боли от потери? Объясняет Мария, специалист в направлении когнитивно-поведенческой терапии, арт-терапии.

Работа горя ― такой термин предложил Фрейд для описания процессов внешнего и внутреннего урегулирования, которые происходят после утраты.

Фрейд говорит о том, что смерть не прекращает эмоциональных отношений с умершим. В своем воображении мы создаем психического двойника человека, с которым простились навсегда, и продолжаем с ним отношения.

Так мы пытаемся разобраться в том, что нас связывало, понять и оценить, что эти отношения для нас значили. Мы будто проживаем все заново. Задача этого этапа ― спокойно взглянуть на факты и принять их такими, какие они были, без сожалений и чувства вины. Когда он пройден, отношения с психическим двойником переводятся в разряд воспоминаний.

У каждого свои способы проживания боли:

  • Герой Джейка Джилленхола в фильме “Разрушение”, пытаясь почувствовать хоть что-нибудь по поводу смерти жены, ищет ответы в завязавшейся переписке с менеджером компании, которая обслуживает торговые автоматы. В попытках понять свои чувства он разрушает предметы вокруг себя, давая выход чувству, с которым он еще не знаком. Как будто он хочет разрушить старый мир, чтобы открыть дорогу к новому.
  • Герой фильма “Рыцари справедливости” ― военный, которому чужды сантименты, ищет виноватого, чтобы найти хоть какое-то рациональное объяснение потере
  • В японском фильме “Ушедшие” оставшийся без работы виолончелист устраивается в похоронное бюро и учится искусству провожать умерших в последний путь.

Интенсивность переживаний зависит от опыта потерь в прошлом. Если у человека был здоровый опыт утрат (мягкое отлучение от материнской груди, поддержка в моменты первых шагов, ритуал прощания с ушедшим домашним питомцем), то проживание горя будет проходить мягче.

Жизнь конечна. Именно это осознание приходит к нам, когда мы прощаемся с близким человеком. Это шокирует, но в то же время дает возможность увидеть ценность каждого момента жизни.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null