{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Aljazeera: Новая расстановка сил на рынках энергоресурсов в Азии – импорт, экспорт и солнечные батареи

Давний конкурент России в поставке угля и газа Австралия, в настоящий момент фиксирует повышенный спрос на сжиженный газ и уголь на фоне событий на границе России и Украины. Санкции, глобальная перестройка логистических цепочек доставки фактически перестраивают мировую макроэкономику.

Россия и Австралия давние соперники на многих ключевых рынках от газа до угля и от пшеницы до ячменя. С введением санкций у Австралии появились шансы заработать в освободившихся нишах в странах Азии.

Компания «Вудсайд» (Woodside – англ.) – крупнейший экспортер сжиженного природного газа уже получила запросы на увеличение поставок в Японию на 36% (в это же время США и Катар активно отрабатывают Европейские рынки). Австралия направила 9 дополнительных танкеров с криоцистернами (в них транспортируется сжиженный природный газ) в Южную Корею и страну восходящего солнца.

Компании – добытчики угля не отстают от газовиков, стоимость тонны угля резко увеличилась до 400$ в марте, затем цена немного откорректировалась и на настоящий момент находится в диапазоне 350$.

Геополитические риски

Специалисты аналитического агентства по энергетике «EnergyQuest» отмечают, что страны Азии переориентировались в импорте энергоресурсов в большинстве случаев на фоне геополитической неопределенности, и поэтому страхуют себя. В этом плане Австралия выглядит как более надежный партнер с минимальными рисками.

Но то, что происходит сейчас, выглядит больше, как ралли, покупки в панике и спешке. Долгосрочные перспективы зависимости в покупке энергоресурсов от кого бы то ни было тоже, вероятно, под вопросом. Австралия действительно может перекрыть большую часть потребностей в газе и угле на данный момент. Но все же большинство азиатских стран стремятся к полной независимости от зарубежных поставок.

Геополитическая неопределенность и, что самое главное – цены, дали повод многим странам задуматься о возврате к так называемым, возобновляемым источникам энергии, чтобы снизить зависимость от поставок энергоресурсов.

«Было бы здорово отделить энергоресурсы от геополитики, но в реальность такова, что это сделать невозможно» - Брюс Робертсон (аналитик IEEFA).

Планы на будущее

Китай и Япония – два крупнейших покупателя австралийских энергоресурсов. И обе страны прорабатывают вопрос о снижении зависимости от импорта. Китай, например, уже наращивает добычу угля внутри страны, по оценкам аналитиков к 2025 году закупки угля Китаем снизятся на 25%. И, если Япония наращивает закупки сжиженного газа у Австралии, то Китай остался на прежнем уровне. Новых контрактов на поставку газа Китай не заключил. В то же время Япония планирует диверсифицировать импорт сжиженного природного газа в 2030 году. Вариантов у нее не много: Австралия, США, Россия (минимальная часть в диверсифицированном портфеле импорта).

Не все страны Азиатского региона могут позволить себе диверсифицировать импорт энергоресурсов, и даже поддерживать текущие объемы ввоза энергоресурсов на протяжении ближайших 5 лет смогут тоже не все. Речь идет о таких странах, как Бангладеш и Пакистан. На фоне принятия Европой решения о поэтапном отказе от Российского газа цены американских, австралийских поставщиков резко выросли, да и в целом все свободные объемы газа сейчас идут именно европейским потребителям, ведь они наиболее платежеспособны. Именно такие страны, как Бангладеш, Пакистан ищут пути альтернативных источников получения энергии, в первую очередь за счет строительства солнечных электростанций.

Какие прогнозы?

С точки зрения стран-поставщиков энергоресурсов прогнозы на данный момент благоприятные, текущая геополитическая обстановка явно дает повод заработать. В то же время сформировался уникальные кризис на рынке энергоресурсов. Их много, они есть, но есть и их дефицит, который сформировался вследствие определенных политических событий. Ситуация парадоксальная. Страны, которые полностью зависимы от энергоресурсов, будут традиционно повышать доход странам – поставщикам, но только те, кто может себе этого позволить, остальные уже входят в фазу жесткого экономического кризиса: снижение поставок ведет к остановке производства. Как будем чувствовать себя мы? Скорее всего также, как сейчас (подчеркну, не как год или два назад, а именно, как сейчас). Вряд ли все страны – потребители смогут полностью отказаться от российского газа. Они смогут снизить потребление, диверсифицируя закупку, но отказаться будет не самым правильным решением, поскольку цены доставки у альтернативных поставщиков уже сейчас бьют все рекорды. Строительство солнечных батарей, поиск других альтернативных и дешевых источников энергии перспектива все еще достаточно туманная, во – первых все это необходимо построить, а это целая инфраструктура, затем это все нужно обслуживать, т.е. нужны технологии, соответствующие специалисты и, самое главное – деньги.

Энергоресурсы, вернее их рынок по-прежнему остается мерилом силы, богатства и стабильности, выживает тот, у кого всегда есть чем топить печку (в том числе и доменную), а хорошо живет тот, кто может часть дров еще и продать.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда