{"id":13502,"url":"\/distributions\/13502\/click?bit=1&hash=a81ed6f897d123d854b91b907b479be2ea058a6a8ec03bd6f76bfc8a24665263","title":"\u0425\u043e\u0447\u0443 \u043d\u0430\u0440\u0438\u0441\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438 \u0430\u043d\u0438\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c 3D-\u043c\u0443\u043b\u044c\u0442\u0444\u0438\u043b\u044c\u043c. \u0413\u0434\u0435 \u0443\u0447\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"7eb01878-f5ab-5bdb-ae26-b8e9a900dfa1","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как технологии помогают бизнесу «обеляться». Обзор инновационного Инфоресурса ФМ

ФНС России по праву считается одной из самых прогрессивных и технологичных налоговых служб в мире и давно уже трансформировалось в высокотехнологичное ведомство, в котором внедрено много современных инструментов и сервисов. Когда- то легенды о «всевидящем оке» АСК НДС считались всего лишь страшилками бизнесменов, сегодня – это реальный инструмент, который уже позволил налоговикам кратно поднять собираемость налогов и заставил выйти из тени огромное количество предприятий и организаций в самых разных отраслях. Сегодня расскажем еще об одном действенном инструменте, который выработало уже бизнес-сообщество, но при поддержке ФНС. Это специализированные информационные ресурсы, которые помогают выстраивать взаимодействие между заказчиком и его подрядчиком и избежать доначислений налогов, которые вдруг не доплатил подрядчик.

Но сначала немного предыстории.

Из истории вопроса или отраслевое обеление экономики

Еще более эффективным оказался такой инструмент как отраслевое обеление. То есть работу по выводу экономики из «серой» зоны уже несколько лет ФНС России проводит по отраслевому принципу. Таким образом уже обелялся рынок электроники, ритейл, агропромышленный сектор. На очереди клининг, охранный бизнес, рынок автоперевозок. То есть те сферы, в которых велика доля «ручного» труда и соответственно сохраняется возможность ухода от налогов путем несложных манипуляций с ФОТ – неоформленный персонал, зарплаты в конверте, неучтенный нал. Понятно, что такие незамысловатые действия давали возможность многим компаниям снижать стоимость своих услуг и получать самые «жирные» контракты. Справедливости ради стоит отметить, что компании заказчики (потребители) стремятся купить подешевле и уже много лет основным показателем эффективности работы любого отдела закупок является ежегодное уменьшение начальной минимальной цены контракта. Соответственно конкуренцию выигрывает тот, кто смог удешевить до «дальше некуда» свои услуги, так что шансов работать честно у добросовестных компаний оставалось немного. Ну, если только … вовсе закрыться. Заказчик же в данной ситуации ощущает себя как шериф, которого «проблемы индейцев не волнуют».

«Всевидящее око» ФНС решила проблему по пути наименьшего сопротивления: если АСК НДС обнаружил разрыв цепочки платежей, то значит платит последний в этой цепочке, то есть заказчик. Вот тут-то привычная для нечистоплотного бизнеса схема сломалась и дала сбой, и «проблемы индейцев» для шерифа вдруг стали чрезвычайно актуальны.

Прежде, чем выбрать бизнес- модель, заказчик просчитывает, сколько будет стоить та или иная услуга и принимает решение: нанимает ли он собственный персонал либо переводит данные услуги на аутсорсинг. Соответственно, он прекрасно осознает, что цена на услугу просто не включает налоги. Отсюда вполне закономерно следует, что покупатель услуги в сговоре с поставщиком, и в этом случае налоговый орган просто обязан прийти к заказчику, доначислить ему налоги, доказать этот умысел, потому что пока сохраняется спрос на незаконное ценообразование - сохраняется и предложение.

Варвара Бурлевич
заместитель начальника Контрольного управления ФНС России

Первыми с таким положением дел столкнулись представители агропромышленного сектора, которые как раз в тот момент находились в активной фазе проекта обеления. И представители этого бизнеса выработали новый механизм взаимодействия цепочек заказчик –подрядчики: информационный ресурс и специальная договорная конструкция (налоговая оговорка). Рынок работал в «черной» зоне экономики, потери бюджета оценивались в сумму порядка 60 млрд. руб., но с внедрением договорных конструкций и правил поведения был перестроен в течение всего лишь одного года.

Итак, подходим к сути вопроса. Что такое Инфоресурс, как он работает и как помогает избежать доначислений налогов, которые вдруг не доплатил подрядчик.

Специализированные информационные ресурсы

Перед разработчиком стояла задача создать информационный сервис для поддержки проекта Федеральной налоговой службы по «обелению» отрасли клининга и технической эксплуатации. Функционал Инфоресурса позволяет заказчику проверить налоговую нагрузку подрядчика, используя данные ФНС России и официальное трудоустройство задействованного для оказания услуг персонала.

Имеются два подобных ресурса: в сфере агропромышленного сектора и в клининге, оба администрируются Ассоциацией добросовестных налогоплательщиков при участии ФНС России. Инфоресурсы можно разделить на две большие категории: публичные и непубличные данные, доступные пользователям на основании согласия, которое они дают. Соответственно имеются две категории доступа: открытая и закрытая, разные типы личных кабинетов: для подрядчиков и заказчиков.

В целом разработчики ориентировались на создание максимальной удобной структуры. Чтобы не мучиться вопросом, что означают все эти цифры, указанные в графе «уплаченные страховые взносы», Инфоресурс ФМ имеет цветовую индикацию по принципу светофора.

Как все это помогает заказчику услуги избежать потенциальных проблем с налоговой?

Перед тем, как заключить контракт с той или иной компанией, он может проверить цветовую индикацию выбранного им контрагента. На основании полученной информации заказчик принимает решение о наличии/отсутствии рисков при заключении договора с выбранной компанией, а также условий его заключения. Если имеется повышенный риск возникновения вопросов со стороны ФНС затребование документов и возможные доначисления, он может обезопасить себя подписанием налоговой оговорки.

Инфоресурс фасилити позволяет в разрезе каждого налогоплательщика уточнить сведения об уровне нагрузки по страховым взносам и удельному вычету по НДС. В актах выполненных работ указываются списки людей, направляемых на объект для выполнения работ, а документ в свою очередь через информационный ресурс отправляется заказчику. Все данные автоматически сверяются с базами данных ФНС по расчетам страховых взносов в ежеквартальном режиме, и заказчик получает информацию, действительно ли работает указанный сотрудник или нет. В случае неподтверждения, заказчик вправе наложить штрафные санкции в размере каждого неподтвержденного лица с целью стимулирования не допускать налоговых правонарушений, оформлять все как положено, не демпинговать по ценам.

Почему важно внедрение Информационного ресурса фасилити менеджмента

Это позволяет потребителю услуги быть уверенным в том, что повышенная цена, которую он платит за профессиональную уборку, не оседает в карманах владельцев клининговых компаний, а идет именно на уплату всех необходимых фискальных платежей, соответственно заказчик уверен, что претензий к нему со стороны налоговых органов из-за махинаций подрядчика не будет. Финансовый директор Башни Федерациио Мария Белянина высказывалась поводу работы с подрядчиком посредством Инфоресураса ФМ: «Для нас важно чтобы наш контрагент платил налоги в полном объеме. Мы за честный бизнес и добросовестную конкуренцию».

Уже немало крупных заказчиков услуг клининга одним из требований к своим подрядчикам «по чистоте» предъявляют требование – обязательную регистрацию в Инфоресурсе ФМ. Среди них, к примеру, компания РОЛЬФ: Мы в Рольфе считаем, что эти меры помогают нам обезопасить свой бизнес, от возможных претензий и доначислений со стороны ФНС России, - отметила Наталья Дронова, руководитель Службы методологии бухгалтерского учета и налогообложения.

Подрядчики также оценили удобство использования ресурса. Вот как оценивают сотрудничество с заказчиками пользователи категории «подрядчик».

- Работа в Инфоресурсе для нас изначально казалась лишней нагрузкой. Но мы сознательно зарегистрировались на сайте, понимая, что процесс обеления требует максимальной прозрачности. Наша компания вступила в Ассоциацию клининговых и фасилити операторов одной из первых, для нас это подтверждение наших намерений быть полностью белой компаний, добросовестно уплачивающей все положенные налоговые платежи. Сегодня Инфоресурс, такой же привычный инструмент работы и взаимодействия с заказчиком, как и остальные, - пояснила СЕО компании Альфа- сервис Наталья Карасева.

Генеральный директор еще одной «белой» клининговой компании «Сервис Престиж» также солидарен в своей оценке необходимости подобного ресурса;

- "Сервис Престиж" – "белая" компания, и в стоимость наших услуг включены все налоговые платежи, подтвержденный трудовой ресурс, собственная материальная база. Мы готовы показывать и доказывать, что деньги, которые платит Заказчик, гарантируют не только самый высокий сервис, ожидаемое качество, но и то, что сотрудничество с нами абсолютно безопасно и не принесет проблем с фискальными органами. Налоговая безопасность наших контрактов, и как следствие, безопасность наших Заказчиков с 2019 года стала важнейшей нашей задачей.

Личные кабинеты и инструкции

Как уже рассказывали выше, Инфоресурс предполагает два типа регистрации личного кабинета: для заказчика и для подрядчика.

Личный кабинет подрядчика позволяет искать заказчиков и добавлять их в список избранных. Для них он подтверждает официальное трудоустройство персонала, который предоставляет для выполнения работ, тем самым подтверждая уплату налогов. Эти данные в автоматическом режиме сверяются с базами ФНС России. Кроме того, ресурс позволяет сформировать акты выполненных работ и скачать их в необходимом формате. Заказчик также может проверить соответствие налоговой нагрузки для компаний – подрядчиков с разным типом налогообложения- общая система (ОСНО) и упрощенная (УСНО), для этих целей созданные отдельные вкладки, между которыми легко переключаться.

Документы для заказчика также формируются через портал, и эта функция имеет множество возможностей (редактирование, скачивание в разных форматах, подписание и отправка заказчику).

Удобство работы уже оценили активные пользователи. Генеральный директор ООО «Сервис Престиж» Дмитрий Сергеев поделился, что они стали первой компанией, которая начала работу, используя Инфоресурс ФМ. Он отметил: «Мы были первыми, кто стал применять еще и 100% налоговую оговорку. Это было требование Заказчика УК "Федерейшн Групп", "Башня Федераций" и наше желание доказать себе, что это реально. На сегодняшний день мы уже отработали все механизмы взаимодействия, Акты выполненных работ также согласовываются с использованием Инфоресурса. Спустя год работы в Инфоресурсе, можно сказать, что это дисциплинирует обе стороны."

Заказчикам данный ресурс позволяет выбрать добросовестного подрядчика, который гарантированно уплачивает налог на добавленную стоимость и взносы с фонда оплаты труда в полном объеме, что по сути уберегает от попадания в тот самый Федеральный реестр выгодоприобретателей, а договорные отношения, заключенные с использованием специальных договорных конструкций (налоговой оговорки) позволяет получить гарантии о возмещении потерь, связанных с доначислением НДС. Также через портал можно принимать и выгружать все поступившие от контрагента документы, сверить их с данными ФНС и принять решение о принятии /уклонении о подписании.

Поскольку для пользователей Инфоресурс ФМ предоставляет немало возможностей, на портале предусмотрены подробные видеоинструкции и блок с ответами на типовые вопросы.

Разработка все еще находится в процессе и совершенствовании, поскольку разработчики идут навстречу пожеланиям пользователей и вносят изменения для того, чтобы последним было максимально удобно взаимодействовать с контрагентами через портал. К примеру, для синхронизации данных с системами Сбербанка, пришлось серьезно адаптировать ресурс под требования банковской структуры, также были внесены изменения для еще ряда пользователей категории «заказчик» - «М.Видео», Лента, Магнит. Но при этом ресурс уже полноценно функционирует.

В связи с ужесточением контроля налоговых органов за «уклонистами» и махинаторами, можно предположить, что подобные ресурсы станут все более востребованными для других отраслей экономики, а значит пройденный опыт по созданию Инфоресурса Фасилити менеджмента пригодится не раз. Его полезность стала еще более очевидной после того, как появились данные о том, что ФНС России формирует закрытый реестр выгодоприобретателей по НДС за связи с сомнительными поставщиками (Федеральный реестр выгодоприобретателей ФРВ). Как пояснили в налоговой службе, подобный контроль связан с пресечением «умышленных действий, которые совершаются прямо сейчас и наносят ущерб бюджетной системе».

Уверены, что Инфоресурс ФМ сослужит достойную службу для бизнеса, который желает работать честно. И, как отметил Дмитрий Сергеев «Сервисные компании, не имея возможности "оптимизировать на налогах" начнут конкурировать по качеству самой услуги и технологичности. Новая реальность прозрачного бизнеса. Очень хочется верить, что чем прозрачнее станет бизнес, тем меньше будет "давления на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов".

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null