{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как (не) провалить брейншторм: пошаговая инструкция

Время чтения: 10 минут

Креативное мышление, оперативное решение сложных задач и смелость выходить за рамки в поисках новых гипотез — необходимые качества для всех современных команд без исключения. Для этого существует множество практик и инструментов, и главный из них — брейншторм, или мозговой штурм.

Компании прибегают к брейншторму не так часто, как следовало бы — возможно, из-за того, что не совсем понимают, как к нему подступиться. В этой статье мы рассмотрим технику проведения брейншторма от и до и дадим несколько советов, как использовать его правильно и действительно эффективно.

Что может пойти не так?

Основная цель брейншторма — совместными усилиями команды сгенерировать как можно больше идей и выбрать из них наиболее оригинальные и прорывные. Однако брейншторм может стать как гейм-ченджером для проекта или компании, так и очередным унылым зум-коллом или совещанием без цели и смысла.

Как ни странно, провалить его легче, чем кажется. Например:

  • Промахнуться с хронометражем (затянуть или излишне сжать сессию)
  • Пренебречь подготовкой и организацией, решив, что все пойдет само собой
  • Критиковать идеи и решения, которые предлагают коллеги
  • Бояться высказаться, потому что «так у нас не принято» или «как бы чего не вышло» (подчинение корпоративной иерархии и зависимость от авторитета гарантированно рушат брейншторм!)
  • Надеяться на память (или вдохновение) и не записывать идеи
  • Отпустить контроль и не модерировать ход мероприятия (допускать перебивание коллег, игнорировать возникший конфликт и пр.)

Используйте этот список как античеклист для своего брейншторма — такие практики сведут творческое мышление участников на ноль и просто потратят ваше общее время.

А вот несколько реально рабочих рекомендаций.

Этап первый. Организационные моменты

1. Подготовьте коллектив

  • Соберите 6-8 человек, которые сильнее остальных заинтересованы в поиске решения. Здорово, если команда получится кроссфункциональной — самые интересные идеи всегда находятся именно на стыке профессиональных сфер.
  • Убедитесь, что мероприятие комфортно впишется в расписание всех членов команды — так сотрудники не будут отвлекаться на рутинные дела или торопиться на параллельные встречи и смогут поставить телефон на авиарежим на 60-90 минут.
  • Создайте комфортное пространство и приготовьте принадлежности для записи — доску, стикеры и разноцветные маркеры.
  • Заранее продумайте, кто будет контролировать ход мероприятия в качестве ведущего, и предоставьте ему необходимые материалы.

2. Сформулируйте и четко озвучьте тему

Прежде всего необходимо озвучить участникам возникшую проблему и определить вектор поиска (какие примерно решения могут подойти). Нет смысла требовать прорывных идей, не указав людям четкого направления — чтобы команда имела возможность использовать весь свой опыт и потенциал, покажите ей, в какую сторону смотреть.

3. Сразу установите правила

Перед началом брейншторма поясните коллегам правила мероприятия и поясните, что их соблюдение не обсуждается. Для краткости можно сформулировать их следующим образом:

  • Количество, а не качество
  • Мысли образно и амбициозно
  • Развивай чужие идеи
  • Не критикуй и др.

Этап второй. Генерация идей

4. Разогрейте креативную мышцу

Помогите коллегам расслабиться и привыкнуть к обстановке легким командным упражнением на креативность. Банальное, но рабочее — совместными усилиями придумайте максимальное количество вариантов применения шариковой ручки.

5. Генерируйте идеи и записывайте их

Сессии мозгового штурма, как правило, проходят волнообразно — поначалу идей очень мало, затем поток креативности ускоряется, достигает пика и постепенно сходит на нет. Роль ведущего здесь заключается в том, чтобы поддерживать градус вовлеченности участников и не позволять идеям заканчиваться.

В идеальном мире во время брейншторма все смеются и шутят, а оригинальность льется как из рога изобилия все 90 минут. Но в реальности часто случается так, что коллеги смущаются, замыкаются в себе и не знают, с чего начать.

Вот две методики для увеличения активности скромной и молчаливой команды:

Перекрестная наметка идей

Команда делится на 2 группы. Каждому участнику выдается лист бумаги, который нужно согнуть пополам несколько раз, чтобы получилось 16 прямоугольных ячеек.

Далее каждому необходимо за ограниченное количество времени (условно за 5 минут) заполнить две любые ячейки, записав идеи и нарисовав символ, с которым они ассоциируются.

После этого листы передаются по кругу. Получая новый лист, участник должен сначала прочитать те идеи, которые уже записаны, и только потом дополнить их своими так, чтобы на одном листе идеи не повторялись. При этом можно повторять свои идеи, записанные ранее, если их до сих пор никто не упомянул конкретно на этом листе.

Таким образом, после прохождения круга каждый участник соберет собственный «банк идей», от которых можно будет оттолкнуться, чтобы начать обсуждение и отбор.

Техника «stepladder»

После озвучивания темы дискуссии участникам дается некоторое время, чтобы составить собственное мнение о проблеме и сформулировать несколько вариантов решения.

Далее из всей команды выбирается пара человек, которая начинает обсуждать проблему между собой. Спустя время к ней добавляется третий участник. Он представляет свои идеи коллегам, а затем слушает их решения, обсуждаемые ранее. После того, как все участники изложили свои идеи друг другу, они вновь обсуждают услышанные варианты.

На каждом круге к команде добавляется новый участник. Процесс повторяется до тех пор, пока все участники не презентуют свои идеи и не получат обратную связь от коллег. В результате мы не только получаем «банк идей» и вовлекаем в активное обсуждение всех членов команды, но и можем определить основные и самые громкие идеи, прошедшие несколько этапов конкурентной борьбы.

Этап третий. Отбор лучших идей

Когда банк идей собран, осталось выбрать из них лучшие. Как это сделать?

6. Кратко представьте все идеи

Позвольте членам команды кратко презентовать все идеи за ограниченное время — например, выделив на каждое выступление пять минут. Таким образом вы сможете понять, на какой идее особенно акцентирует внимание большинство, а какие — уже «не звучат».

7. Вникните глубже в каждую из них

Потратьте еще пять минут на то, чтобы участники смогли неформально обсудить все идеи и задать друг другу необходимые вопросы. По завершении этого этапа все тезисы должны быть полностью ясны каждому члену команды.

8. Систематизируйте похожие темы или идеи

Сгруппируйте имеющиеся тезисы по подходящим конкретно для вашей ситуации критериям — по степени сложности или рискованности, масштабу внедрения и пр. Важно также, чтобы визуально группы были разделены на цветовые категории или на кластеры — таким образом весь процесс будет более структурирован, что сильно облегчит дальнейший выбор.

9. Голосованием определите финалистов

Раздайте всем членам команды наклейки для голосования, число которых соответствует количеству представленных идей. Во время голосования каждый может распоряжаться наклейками как угодно, в том числе отдать их все одной идее.

По результатам голосования будут определены от трех до пяти лучших идей, после чего участники с правом решающего голоса могут выбрать из них самые-самые.

Таким образом, мы разложили весь процесс брейншторма на простые и понятные этапы, которые на самом деле не так сложны.

Материал для этой статьи взят из книги «Корпоративный стартап. Как создать инновационную экосистему в крупной компании?» авторов Тендайи Вики, Дэна Тома и Эстер Гонс. Несмотря на то, что многое из книги нашей команде известно и уже применяется, мы почерпнули несколько интересных инструментов. Approved!

От себя добавим также, что совсем не обязательно брать их все и проводить брейншторм от начала до конца — если в компании такое не принято, можно попробовать для начала внедрить отдельные практики в вашу рабочую рутину. И кто знает — возможно, понемногу ваша команда придет к полноценному брейншторму.

Участвовали ли вы в брейншторме? Были ли вам знакомы практики из статьи, или в вашей компании принят иной способ создания идей? Поделитесь в комментариях.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда