{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Учеба, которая не работает: антитренды в онлайн-образовании

Время чтения: 6 минут

Сегодня стремительный поток информации, постоянная динамика и погоня за достижениями сформировали у нас любопытные привычки потребления контента. Мы смотрим видео в свернутом окне на экране смартфона, параллельно листая ленту, читаем короткие статьи и конспекты вместо книг, фоном слушаем лекции во время уборки и за ужином. И, естественно, проходим один онлайн-курс за другим!

Современное образование очень плотно интегрировано в повседневную жизнь и предлагает нам учиться в соответствующих форматах. Так, геймификация стала новым трендом в образовании и показала, что можно вовлечь слушателя через развлекательные игровые механики (чем не Тик-Ток?) и достичь поразительно высоких образовательных показателей. Нудные регламенты и лекции превратились в интерактивные симуляторы, где информация дается та же, зато формат — любопытный и яркий.

Однако часто методисты предпочитают идти очевидным путем и, создавая продукт, слепо обращаются к популярным и нашумевшим технологиям в надежде, что это (почему-то) точно сработает. Да, как ни странно, в сфере образования тоже есть тренды — подходы и форматы, которые охотно эксплуатируются разработчиками и кочуют из курса в курс, зачастую не давая никакого практического эффекта.

Естественно, когда чего-то на рынке становится слишком много, рано или поздно это становится антитрендом. Сегодня мы рассмотрим именно их — тенденции, которые долго были трендами EdTech, а сейчас либо просто неэффективны для обучения, либо даже вредны.

Lifelong learning

Концепция непрерывного обучения в течение всей жизни была описана еще в 70-х годах, но модной стала совсем недавно. Несмотря на все плюсы, которые здесь обещаются, этот тренд в образовании слишком широк, а его успех зависит от множества переменных. Такой подход будет работать только при высокой осознанности человека, его четком понимании собственных целей и ресурсов, а также умении ставить долгосрочные цели, самостоятельно менеджить свой прогресс и ежедневно работать над самоорганизацией. А понадеявшись на вдохновение и переоценив собственные силы на старте, легко потерять мотивацию, не увидя быстрых вау-результатов, и разочароваться в обучении как таковом.

Вывод: важная и фундаментальная концепция, но не для всех

Кстати, отсутствие мотивации — это по-прежнему самая актуальная проблема образования, которую мы подробно рассмотрим в отдельной статье.

Подкасты

Появившись на EdTech-рынке, этот формат произвел революцию и стал новым трендом в образовании благодаря своему удобству и доступности: едешь на работу и параллельно слушаешь лекцию — идеально! К сожалению, постепенно подкасты сильно изменились и стали представлять из себя не выжимку самого-самого, а растянутые записи без продуманного сценария. Спикеры часто не соблюдают последовательность изложения материала, могут долго обсуждать второстепенные вещи, а в конце не дать четких выводов, оставив слушателя в замешательстве.

Вывод: интересный и перспективный формат, который со временем потерял свою форму

Асинхронное обучение

В этом формате контакт между студентом и преподавателем происходит с задержкой во времени или же его нет вовсе. В отличие от синхронного обучения, когда наставник контролирует весь процесс обучения, направляет студентов и вовремя указывает им на ошибки, формат «выполни задание и жди ответа» показывает значительно меньшую эффективность. Без своевременной обратной связи и общения внутри комьюнити единомышленников человек не только меньше вовлекается в процесс, но и довольно поверхностно проходит уроки или может вообще забросить курс.

Вывод: удобно для разработчика, но чаще всего неэффективно для пользователя

Telegram-боты

Вы тоже заметили, как в один момент боты захватили Telegram и стали появляться у экспертов по поводу и без? Да, в целом боты полезны — благодаря им можно автоматизировать операционку, рассылать уведомления, прогревать аудиторию для покупки и т. д. Но все-таки не стоит переводить на ботов слишком много коммуникации с обучающимся. Современные технологии — это отлично, но живое взаимодействие между людьми они точно не заменят (во всяком случае, пока). Сегодня функционал ботов сильно ограничен, и попытки проектировать образовательный опыт через программирование последовательности действий часто заканчиваются разочарованием — человеку быстро становится скучно, и он просто останавливает и удаляет бота.

Вывод: хороши для делегирования и автоматизации, но не для обучения

Это был наш список EdTech-антитрендов. Да, современные технологии в образовании позволяют нам смело экспериментировать с контентом и жонглировать форматами, но не стоит забывать, что главное — это практическая польза для обучаемого и то, что он вынесет из курса. Уверены ли вы, что подход сработает? И если да — зайдет ли он именно вашим ученикам? На эти и многие другие вопросы стоит отвечать себе прежде, чем приступать к разработке продукта, для того чтобы он действительно удался.

Поделитесь в комментариях своими любимыми (или нелюбимыми) образовательными трендами и приемами, и давайте обсудим их!

0
2 комментария
Zana One

онлайн обучение с заданиями и контролем, потом зачеты.

Ответить
Развернуть ветку
Наташа Швецова

Как мне кажется, наиболее удачное сочетание: живые практические и лабораторные занятия, и удалённые теоретические с сопровождением текстовыми и графическими материалами

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда