{"id":14281,"url":"\/distributions\/14281\/click?bit=1&hash=ab757d18c623a4013353d71493ed166f5261785dc223f01a84b7b3412c030874","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u0442\u0435\u043c\u043f\u044b \u0440\u043e\u0441\u0442\u0430 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0438? ","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы организовали курсы дизайна для подростков в небольшом городе и что из этого получилось

Рассказываем о нашем опыте запуска офлайн-курсов.

Мы, дизайн-агентство ИКСА, находимся в городе Выксе Нижегородской области. Мы делаем сайты, книги, айдентику. Работаем с Московским гастрономическим фестивалем, оформляем конференции для Федеральной антимонопольной службы.

Выкса – небольшой город (50 тыс. населения), выросший вокруг металлургического завода. Город активно развивается благодаря градообразующему предприятию, тут проходит фестиваль современной культуры «Выкса-фестиваль».

Почему решили сделать курсы

Нашему агентству очень не хватает дизайнеров. Сейчас в штате 3 дизайнера, а нам нужно еще 2. Мы постоянно ищем новых, но в нашем городе сложно найти подходящие кадры. Поэтому мы подумали, что, для того чтобы они появились хотя бы через 5 лет, нужно что-то делать сейчас. Сначала мы хотели читать лекции о дизайне по выходным, но потом решили, что курс будет лучшим вариантом – более целенаправленным. Когда мы определились с формой, стало ясно, что ресурсов на создание курса нам не хватает. Поэтому мы решили принять участие в гранте.

Первое занятие проходит в игровом формате.

В Выксе уже несколько лет действует грантовая программа развития социального предпринимательства «Начни свое дело». Мы приняли в ней участие с проектом «Школа дизайна IKSA». Весной 2021 года подали заявку на грант и выиграли. Сумма гранта — 200 000 рублей. Грант помог запустить этот проект.

Описание курса

Первый поток решено было организовать для подростков от 13 до 16 лет. Это возраст, когда они начинают задумываться о выборе профессии, многие хотят стать дизайнерами, но не понимают, чем занимается дизайнер. Мы хотели, чтобы наш курс показал, в чем заключается работа дизайнера, и ребята смогли бы понять, подходит ли им это, и если да, то показать направления для развития.

Курс рассчитан на 8 недель, 2 занятия в неделю по 2 часа: 1 день в неделю – занятие по дизайну, второй день – дополнительные темы. Кроме занятий по дизайну мы включили в курс темы про менеджмент, тексты, рекламу, брендинг, каллиграфию. Занятия были построены по классической схеме: первая часть занятия – теория, а вторая – практика. Преподавателями стали сотрудники агентства.

Так как наша цель в долгосрочной перспективе – это кадры для нашего агентства, то курс сразу решено было делать офлайн. Онлайн-трансляции мы включали для тех учеников, которые не могли присутствовать на занятии.

Мы планировали набрать не менее 9 и не более 12 учеников на первый поток, из них 3 – на бесплатной основе, чтобы на курс могли попасть дети, у которых нет возможности заплатить. В итоге мы набрали 10 человек, из которых 3 места были бесплатными, но один из «бесплатников» перестал ходить после первого занятия.

Команда проекта

Над проектом работали сотрудники нашего агентства: арт-директор Сергей Наумов вел лекции по дизайну, директор Катерина Карпова – лекции по менеджменту, редактор Александра Наумова – по брендингу и копирайтингу, дизайнер Александра Кузнецова координировала проект, общалась с учениками по оргвопросам, дизайнер Елена Назарова вела занятие по каллиграфии.

Этапы запуска курса

Первым этапом для нас стала подготовка документов на грант. Для гранта сделали презентацию про наши курсы, где были описаны в общих чертах: идея проекта, зачем мы это делаем, экономика, социальная польза. Когда стало ясно, что курсам быть, мы приступили к более детальной работе над проектом.

За 2 месяца

  • Мы определились, какие именно темы мы хотим затронуть на занятиях: по дизайну, менеджменту, текстам и брендингу. Затем распределили темы по количеству часов, зарезервировав часы на вводное и завершающее занятия. Составили расписание в notion.
  • Начали искать помещения для занятий. Нам нужны были компьютерный класс для дизайна и класс для лекций и игровых занятий. Мы рассматривали наш офис, но в нем было бы тесно, и занятия пришлось бы сдвигать на вечер, когда все сотрудники уходят домой.

За 1 месяц

  • Запустили посадочную страницу на сайте с формой анкеты.
  • Параллельно преподаватели готовились к первому потоку, писали лекции, составляли презентации вместе с дизайнером.
Все кто позвонил, заполнили заявку-анкету, стали учениками.

За 3 недели

  • Разместили рекламу и пресс-релизы о запуске курсов в местных СМИ, собственных соцсетях.

После этого начали звонить родители потенциальных учеников. Они спрашивали, чему именно будем учить, какому дизайну, как и где будут проходить занятия, кто будет вести занятия и получат ли участники сертификат. Мы быстро набрали группу.

За 1 неделю

  • Разработали и изготовили рабочие тетради и другие печатные материалы, закупили футболки и маркеры для занятия по каллиграфии.
  • На последнем этапе подготовили шаблон договора для учеников.

У нас был небольшой опыт преподавания, и поэтому все лекции мы сначала «прогоняли» перед коллегами, а потом корректировали на основе полученной обратной связи. Например, первую лекцию по дизайну пришлось полностью переделать, так как она была предназначена скорее для подготовленных слушателей, чем для новичков.

Лекции проходили в пространстве Ex Libris

С какими проблемами столкнулись

Место

Лекционное пространство мы нашли легко, а вот с компьютерным классом было сложнее. Мы думали, что проще всего договориться о занятиях в компьютерном классе с общеобразовательной школой, и сразу же пошли к ним. Но оказалось, что заключить коммерческий договор со школой практически невозможно.

Тогда мы обратились к коммерческим образовательным центрам, которые ведут занятия по программированию, и быстро нашли подходящее место. Хотя там тоже есть свои минусы: их компьютерам минимум нужна цветокоррекция, мощность маловата даже для работы в Figme.

Нагрузка на преподавателей

На подготовку одной лекции уходило около 3-4 часов. Также наши преподаватели всегда лично проверяли домашние задания и давали обратную связь ученикам в виде развернутых комментариев. Для преподавателей это стало дополнительной нагрузкой, помимо основных проектов. Где-то в середине курса мы уже начали ждать его окончания, хотя вести занятия нам нравилось. С другой стороны, мы понимали, что в первый раз писать лекции тяжело, а к следующему курсу подготовки будет меньше.

Промежуточные итоги

В самом начале мы боялись не набрать группу, боялись, что ученикам будет скучно и наши лекции им ничего не дадут. Но ребята не пропускали занятия, и фидбэки были хорошими: понравились и темы, и подача материала, и практические занятия, и мы как преподаватели.

После каждого занятия мы собирали обратную связь в специальном чате и корректировали лекции с ее учетом. В некоторых темах решили укоротить теоретическую часть и дать больше практики, в других – наоборот.

После окончания потока мы получили хорошие отзывы от ребят и их родителей. Многие из наших учеников задумались о том, чтобы получить образование в сфере дизайна, а кто-то понял, что это совсем не то, чего он хочет. Для нас это хороший результат.

Мы сразу понимали, что этот проект социально-инвестиционный, а не приносящий дополнительный доход.

Сейчас вакансия дизайнера в штате остается открытой. Мы понимали, что один курс не решит проблему кадров, так как он не дает достаточно знаний и навыков. Эта работа на долгосрочную перспективу. Возможно, кто-то из наших учеников заинтересуется дизайном и в будущем станет нашим сотрудником.

Доход от курса покрывает прямые расходы: аренда, оплата лекторов, реклама. Для нас это социально-инвестиционный проект.

Апдейт

Между первым и вторым потоком прошло 8 месяцев. Когда начался второй поток, мы обратились к прошлым лекциям и поняли, что вспомнить, о чем рассказывали в лекциях по презентациям и даже по записям тезисов очень сложно. Решили, что надо записывать лекции на диктофон или видео.

Летом мы завершили второй поток и думаем сделать курс для взрослых.

0
2 комментария
Anton Borzenkov

Классная инициатива, было интересно прочитать, фото тоже порадовали!

Ответить
Развернуть ветку
IKSA
Автор

Спасибо, это особенный для нас проект.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда