{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

«Джузеппе Меацца» или «Сан Сиро»? Двойная жизнь миланского стадиона

Футбольный стадион – всегда символ клуба, проводящего на нем домашние матчи. «Камп Ноу» ассоциируется с «Барселоной», а «Манчестер Юнайтед» нельзя отделить от местного «Театра мечты», стадиона «Олд Траффорд». История помнит случаи, когда на одном стадионе ютились сразу две футбольных команды. Поле приходилось делить «Ювентусу» и «Торино», непримиримым «Манчестер Сити» и «МЮ», «Баварии» и «Мюнхену 1860». Примеров можно приводить сколько угодно.

И если в других странах подобный феномен скорее исключение, чем правило, то в Италии «футбольное двоевластие» очень даже мейнстрим. В Бергамо уживаются «Аталанта» и «Альбинолеффе», столичный «Стадио Олимпико» делят «Лацио» и «Рома». Но самая невероятная история в Милане – на одном стадионе не просто играют две местные команды – его даже называют по-разному в двух вражеских лагерях.

Болельщики в красно-черных футболках станут утверждать, что их любимый «Милан» играет на «Сан Сиро», а вот «интеристы» назовут стадион «Джузеппе Меацца». В столице моды планируется строительство новой арены, а мы садимся в машину времени и отправляемся в те времена, когда в североитальянском городе футбол только зарождался.

Привези нам, Альфред, из Британии клуб аленький

На дворе 1899 год, Милан не так давно сбросил бремя австрийского правления, и вместе со всей Италией вдохнул воздух свободы. Из разных стран в знаменитый пиренейский «сапожок» хлынули эмигранты, среди которых оказался британец Альфред Эдвардс. На родном Альбионе он любил футбол, а в итальянские земли отправился в качестве вице-консула. Недолго думая, 49-летний Эдвард решил свое хобби развить – легендарная футбольная история начинается в небольшом миланском ресторанчике «Fiaschetteria Toscana», на улице Берке 1 (Via Berchet).

Ресторанчик не сохранился, а вот домик живёт себе и здравствует. Фасад выглядит стильно и современно после реставрации, а территорию бывшей «Fiaschetteria Toscana» занимают теперь магазин одежды K.Way и ресторан «Gino’s». К слову, «Gino’s» стал «правопреемником» того самого ресторанчика – открылся он на этом месте еще в 1928 году.

Но сначала давайте отмотаем нашу временную пленку на 8 лет назад, когда в Италию приехал ещё один британский эмигрант, Герберт Киллин из Ноттингема. Герберта отправили наладить производство механических рам, а он тут же основал в Турине футбольный клуб, «Интернационале». В истории итальянского футбола туринский клуб стал судьбоносным, поддержав инициативу создания чемпионата. Дважды «интеристы» из Турина оказывались в финале, но оба раза уступали трофей «Дженоа». Второе поражение пришлось как раз на 1899 год – на фуршете после матча Герберт встал, взял бокал вина и заявил капитану соперника:

«Вы побеждаете в последний раз! Держу пари, что следующим победителем станет миланский клуб, который еще не существует».

На собрании по случаю основания «Милана» присутствовало 12 человек. Альфред Эдвардс стал президентом, а Герберт Киллин – капитаном новообразованной команды. Название стало британским – Milan, а не Milano, на итальянский манер. А в качестве основных цветов Герберт выбрал сочетание красного и черного.

Раскол в команде, появление заклятого соперника

Дела у «Милана» шли неплохо – за первые 8 лет своего существования команда трижды становилась чемпионом страны, а затем бюрократия расколола коллектив. В Италии стремились очистить первенство от иностранцев, а «Милан» решил обойти острые углы. В 1908 году в одном из баров произошел скандал, в результате которого все представители клуба неитальянского происхождения покинули команду, а было их 44 человека, игроков и функционеров. Клуб назвали «Интернационале», то есть «международный». Современному болельщику команда известна под укороченным названием «Интер».

Странствование по футбольным полям

Сразу после своего основания «Милан» играл на загородном стадионе «Троттер», но игроки постоянно жаловались на ужасное качество поля. Да что там поле – на воротах не было сетки, а линии поля чертили известью. Современные игроки пришли бы в ужас от таких условий. О трибунах и раздевалках даже и мечтать не приходилось.

В 1903 году команда переезжает на «Аквабеллу». Сетку на ворота все еще не подвезли, но зато зрители смотрели футбол на холмах, а особо состоятельные могли себе и стулья арендовать. Задержался там клуб ровно на три года, в 1906 году «Милан» снова сменил прописку – переехали на «Виа Фрателли Брондзетти».

Поле вызывало настоящий восторг. Наконец-то ворота оборудовали сетками, сделали деревянную трибуну, а за посещение матчей стали брать деньги – хватит на халяву смотреть игры одного из лучших итальянских клубов. До 1926 года «Милан» успел поиграть на «Велодроме Семпионе», стадионе «Пирелли» и на арене бульвара Ломбардии, после чего завершилось строительство красавца «Сан Сиро», куда «россонери» с удовольствием и переехали.

Детище шинного магната

Шины Pirelli известны по всему миру – бренд находится на пятой строчке по объемам производства автомобильных покрышек, а основал производство шин в Милане некто Джованни Баттиста Пирелли. Концерн появился в 1872 году. Джованни преуспевал не только в производстве шин, но и на государственной службе – сначала занимал должность коммунального советника Милана, а с 1909 года удостоился должности сенатора.

Джованни ударился в политику, а бразды правления над концерном Pirelli передал своему старшему сыну Пьеро, неравнодушному к судьбе «красно-черных». С 1909 по 1928 год Пьеро Пирелли совмещал предпринимательскую деятельность с должностью президента ФК «Милан». И на его средства как раз был построен «Сан Сиро».

Над названием новой футбольной арене долго думать не пришлось. «Сан Сиро» - это район Милана, в пяти километрах к западу он знаменитого миланского собора «Дуомо», где Пьеро и выбил землю на строительство.

А вообще, миланский район «Сан Сиро» уходит корнями к одноименной деревушке, названной в честь епископа Сира. Он жил в I веке и стал первым епископом Павии. Предание гласит, что святой Сир, будучи еще мальчиком, подал Иисусу Христу хлеб и рыбу, когда совершилось чудо насыщения пяти тысяч человек. Потом же Сир следовал за апостолом Петром в Рим. Вот такая история заложена в названии миланского стадиона.

Изначально, арена, построенная на средства Пьеро Пирелли, вмещала 35 тысяч зрителей. Впрочем, радоваться собственным стадионом долго не пришлось – уже в 1935 году «Сан Сиро» продали городскому муниципалитету.

Начало двоевластия

Сразу после покупки стадиона у клуба городские власти задумались над расширением арены. Муниципалитет провел реконструкцию, и на игре между Италией и Германией в 1940 году на «Сан Сиро» собралось 65 тысяч зрителей. Цифра достаточно внушительна и по современным меркам, а тогда стадион считался одним из самых вместительных в Европе.

В 1947 году представители «Интера» поняли, что действующий стадион уже мал для клуба, претендующего на лидерство в стране, поэтому договорились с миланскими властями о переезде на «Сан Сиро». Впрочем, арена совсем не была для «нерадзурри» незнакомой – на открытии стадиона в 1926 году «Интер» не стал церемониться с хозяевами и вынес «Милан» со счетом 6:3. А потом «нерадзурри» ещё и кубок здесь брали, поэтому на адаптацию времени не понадобилось.

С 1947 года миланский стадион стал домом для двух враждующих команд. Откуда же взялось название «Джузеппе Меацца»?

Переименование в пользу «Интера»

В 70-х годах миланские власти задумались о переименовании стадиона. Муниципалитету захотелось увековечить имя Джузеппе Меацца, знаменитого миланского футболиста. Он успел поиграть за обе команды, «Милан» и «Интер». Но вот миланские болельщики восторга не разделили.

Джузеппе выступал за «Интер» с 1927 по 1940 год, наколотил за «нерадзурри» 284 мяча, выиграл три чемпионства и кубок. Со сборной Италии Меацца стал двукратным чемпионом мира – в 1934 и 1938 годах. А что же «Милан»? В футболке «россонери» Джузеппе провел два сезона, забил всего 11 голов и ничего не выиграл. Да Ибрагимович за сезон больше забивает! Болельщики точно не ассоциируют клуб с именем Меацца, поэтому переименованию стадиона оказались не рады.

Фанаты «Милана» очень обидятся фразе, что их клуб играет на «Джузеппе Меацца». Они уверенны, что команда по-прежнему выступает на историческом «Сан Сиро». А всяких там Меацца пусть себе «интеристы» чествуют.

Последняя реконструкция

Свой нынешний облик миланская арена приобрела уже в 1980-х годах. Появился третий ярус и знаменитые колонны. Вместимость выросла до 80 тысяч зрителей. Реконструкцию приурочили к Чемпионату мира 1990 года. На «Джузеппе Меацца» прошел матч открытия турнира, а на стадии плей-офф стадион принял две игры с участием ФРГ, будущего победителя Мундиаля.

Разговоры о сносе арене

В 2019 году появились разговоры о сносе «Сан Сиро». Эксперты по культурному наследию решили, что исторической ценности у стадиона нет и разрешили пустить его «под бульдозер». Вовремя вмешался муниципалитет – миланские власти хотят сохранить арену и превратить ее в футбольный музей, а для нового стадиона можно и другую локацию подыскать.

Недалеко от стадиона нашли место для постройки новой арены. Сооружением займется архитектурная компания Populous. При создании стадиона планируется использование готических элементов миланского собора «Дуомо» и галереи Виктора Эммануила II, короля Италии. Стадион будет вмещать всего 65 тысяч зрителей, но зато сделают больше VIP мест. «Есть деньги на пасту и вино, значит и на футбол найдете», - решили проектировщики.

Завершение строительства новой арены запланировано на 2027 год, а пока «Интер» и «Милан» продолжают играть на «Джузеппе Меацца» / «Сан Сиро» (нужное подчеркнуть).

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда