Квантовая запутанность связала атомы на рекордном расстоянии в 33 км

Немецкие ученые продемонстрировали квантовую запутанность между двумя атомами, разделенными 33 км оптического волокна. Это рекордное расстояние для такого рода коммуникации и прорыв в области быстрого и защищенного квантового интернета.

Квантовая запутанность (см. Википедию) — необычный феномен, при котором две частицы становятся неразрывно связаны, так что изменение свойств одной приводит к таким же изменениям у другой, вне зависимости от разделяющего их расстояния. Отсюда можно сделать вывод, что информация способна «телепортироваться» быстрее скорости света, рассказывает New Atlas.

Физики на протяжении десятков лет демонстрировали в экспериментах квантовую запутанность, пробуя отправлять данные на большие расстояния. Недавно такой опыт провели исследователи из Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене и Саарского университета. Ученые запутали два атома рубидия, пойманных в оптическую ловушку в двух разных зданиях студгородка. Длина разделяющего атомы волоконно-оптического кабеля составила 33 км.

Прежде другим командам физиков удавалось запутать находящиеся на больших расстояниях фотоны, но в данном случае речь идет об атомах, которые могут выполнять роль узлов «квантовой памяти», и оптическом волокне. Смысл в том, что фотоны преобразуются в волны большей длины, так что могут проходить большее расстояние по волокнам. Естественная длина волны фотонов — 780 нм — означает, что в обычной ситуации они бы прошли не больше пары километров, поэтому ученые пропустили их предварительно через преобразующее устройство, увеличившее длину волны до 1517 нм. Это близко к стандартной длине волны в телекоммуникационных волоконно-оптических сетях (1550 нм).

51 комментарий
NoName

Информация не передается через квантово-запутанные частицы.

У частиц есть такое понятие как "спин". Для простоты можно представить, что это "+" и "-" частицы. Он постоянно хаотичным образом меняется и его можно наблюдать.
Можно сделать т.н. запутанные частицы, которые специальном образом можно создать и разнести в пространстве. Так вот, пока эти частицы лежат никого не трогают, они находятся в суперпозиции друг с другом. И их спины всегда противоположны друг другу. Т.е. ты просто знаешь, что если у твоей частицы "+", то у кого то на другом конце Вселенной это "-". Это не информация как таковая, хотя это может использоваться для квантового шифрования обычных, не сверхсветовых средств связи, в которых ключ будет создаваться как раз на основе знания о том, что у твоего собедесника сейчас на частице "-", а вот сейчас "+".
Если попытаться повлиять на то, какой у твоей частицы сейчас спин, ее связь с другой частицей будет нарушена - разрушится их суперпозиция друг с другом - и их "смена полярности" спинов просто пойдет уже не в унисон и никакая информация не передастся. Частицы перестанут синхронно менять спины.

NoName

P.S. Относитесь к этому посту как к очень упрощенной даже не схеме а рисунку работы этих частиц, я тут упустил такие важные моменты что каждая запутанная частица это по сути "ящик Шредингера", и сам факт наблюдения за любой из них как раз и разрушает суперпозицию этих ОБЕИХ частиц одновременно. Но т.к. наблюдатель на другом конце Вселенной может узнать спин частицы, только, кхм, наблюдением - он никак не сможет понять, именно он ли разрушил суперпозицию частицы, или это сделал другой наблюдатель до него. Т.е. никак ты не используешь их для, условно, "выстукивания морзянкой" какого-то сообщения.

Это не информация как таковая

Следует читать как "не передача информации как таковой"

А вообще, лучше вот с чтения вот этого начать, кому интересно

Кощей Бессмертный

Исходя из ваших слов, получается что квантовая запутанность чушь.

Отмечу два нюанса.

1. Это работает. И научные статьи об этом я читал ещё лет десять назад когда вроде бы Французы в разных направлениях отправляли спаренные фотоны.
2. В качестве практического примера можно привести статьи из Китая несколько летней давности о радарах для обнаружения стелс самолетов на основе квантовой запутанности фотонов.
3. Физики сами ещё много не понимают и ваше объяснение в сущности не говорит ни о чем. Я бы вообще посчитал его цитатой из учебника, причём необоснованной.

NoName

1. Так спаренные фотоны действительно делают. А вот информацию они не передают. Имеется в виду именно осмысленная информация, "набор упорядеченных нулей и единиц", условно. Такого они не могут. Хаотический набор без возможности влиять на его порядок - как бы могут, но таким образом сообщение не напишешь, это будет просто бессмыслица.
2. То что статья вышла в научном журнале, не значит что там кто-то что-то точно выяснил. Полно как просто ошибочных статей выходит, так и откровенно шарлатанских, от фриков научного мира. Один какой-то ученый вон там из года в год пытается доказать что возможен двигатель, толкающий сам себя, пишет про это статьи в научные журналы. Так всем надоел, что даже решили в NASA построить опытную модель. Не сработала он нифига.
3. А вот это правда, что физики еще сами много чего не понимают. Но на данный момент, передачу информации через запутанные частицы никто пока не изобрел.

Кощей Бессмертный

Я слышал об управлении путем поляризации фотонов, но я не разбираюсь в этой области, и могу ошибаться.

Хотя лично я глубоко хочу верить, что всё таки целенаправленная передача информации возможна.

NoName

Я прочитал про этот радар. Там нет мгновенной передачи информации, а запутанные частицы используются для повышения точности детектирования.

Одна запутанная частица выстреливается из радара искать самолет, а вторая грубо говоря "сохраняется" где-то рядом блуждать по системе зеркал. Потом если первая частица найдет самолет, она отразится обратно, попадет в детектор, рядом с той что блуждает по зеркалам. И произойдет попытка выяснить являются ли они квантово-запутанными, если да, значит радар практически со 100% вероятностью нашел самолет, потому что, цитирую, "вероятность того, что детектор покажет пару запутанных фотонов, невероятно мала, потому что запутанность создана искусственно — если взять случайно пару фотонов из разных точек пространства, то они почти наверняка окажутся незапутанными."

А если частица которая отправилась искать свой самолет, его не встретит, она просто улетит дальше, и не вернется в детектор. Соответственно он ничего не покажет.

Кощей Бессмертный

Да, я механизм работы знаю. Там передачи данных нет, здесь я полностью согласен.

NotFop

А какой толк тогда из этого?? Это из той же истории, если два тапка положить в коробки, и одну коробку отправить на луну, то открыв коробку на земле, ты мгновенно и выше скорости света узнаешь какой тапок на луне. Практической составляющей вообще не наблюдаю. Я думал можно менять спины в последствии и тем самым передавать информацию, но вы разрушили последнюю надежду😭

NoName

Толк уже просматривается, это возможность шифровать данные между двумя получателями так, чтобы ключ не смог подобрать вообще никто, кроме тех кто владеет одной из пары запутанных частиц.

Ну а так, да бОльшая часть научных исследований не несет никакого толка во времена исследований. Но стоит помнить, что Генрих Герц считал, что открытие им ЭМ-волн, так же не принесет человечеству никакой практической пользы.

Кощей Бессмертный

Я видел такое объяснение. Но я не думаю, что оно релевантно для текущей ситуации.

Частицы связаны?? Следовательно есть механизм связи. Это не два ботинка.

Если есть механизм связи, то нужно разобраться в механизме+ управлении процессом.

Лично я глубоко убежден, что это возможно.