{"id":13641,"url":"\/distributions\/13641\/click?bit=1&hash=54ad57c4617320c107392085a34311acc98a801723ceed43ac5a66c11a945977","title":"\u0422\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441\u0435 \u043a\u0430\u043a \u0441\u0430\u043c\u043e\u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u044b\u0439","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"92ef5acf-26f1-5102-8f72-40ca3bb88998","isPaidAndBannersEnabled":false}
horum.co coding agency

Выбор подрядчика для ИТ-проекта: типы команд и их назначение

Мобильную разработку можно условно сравнить со строительством коттеджного дома. Получить нужно в результате работ удобный, уникальный и прочный продукт, а выбирать приходится из команд, которые делали что-то похожее, так как никогда не найти копию вашего решения на рынке (ведь тогда это не будет иметь смысл, если понимаете о чем я).

Одна команда построит типовой дом, в котором нет ничего плохого, но и нет ничего хорошего.

Другая – вычурный особняк, который выглядит помпезно, но жить в нем совершенно невозможно. Потому что спальня располагается в подвале и вечно сырая, кухня находится во флюгере, а обеденный зал – на первом этаже.

Третья – построит для семьи из трех человек целый гостиничный комплекс, львиная доля которого не будет никак использоваться и только нагружать семейный бюджет расходами на отопление и уборку.

В этой статье мы рассмотрим четыре типовых формата команды для разработки:

  • фриланс;
  • аутсорс;
  • штатные специалисты;
  • комбинированный вариант.

И в конце постараемся прийти к выводу – какой вариант оптимален с точки зрения временных и финансовых затрат.

Фриланс

Многие воспринимают фриланс как синоним слова «дешево». Отчасти, это действительно так: прайс специалистов-фрилансеров будет заметно ниже, чем стоимость работы команды разработчиков.

Но есть несколько нюансов:

  • Чтобы нанять нескольких фрилансеров (один человек не может делать и серверную архитектуру, и дизайн) – нужен специалист. IT-HR – это, фактически, полноценный программист как минимум уровня мидл, скорее всего – с опытом тим-лида. Стоимость найма такого специалиста сопоставима со стоимостью разработки MVP. Выходит, что обращаться к услугам фрилансера без своего ИТ-специалиста опасно, а если он есть – бессмысленно.
  • Гарантии. Разработка приложения – это долгая и кропотливая работа, которая занимает месяцы, включает в себя аналитику, проработку гипотез и другие элементы. Проводить такую работу с человеком, который не связан с компанией практически никакими обязательствами – это лотерея.
  • Постподдержка. Основную прибыль разработчик получает на этапе создания цифрового продукта. Последующая поддержка его работоспособности – это высокая ответственность при сравнительно небольшой для ИТ-специалиста прибыли. Поэтому, как только продукт будет запущен, команда фрилансеров с большой вероятностью разбежится по другим проектам.

Что компания, вероятнее всего, получит в итоге: приложение, которое как-то работает, выдерживает какую-то нагрузку, как-то взаимодействует с пользователем и приносит какую-то пользу. Иными словами – предугадать результат невозможно, а без наличия ИТ-специалиста в штате создать что-то жизнеспособное и вовсе нереально.

В результате: придется нанять аутсорс-специалистов, которые, в лучшем случае, смогут доработать существующее приложение. Скорее всего – предложат практически все сделать заново (потому что написать качественный код быстрее, чем исправить некачественный). При этом, стоимость и сроки создания продукта вырастут в 1,5-2 раза.

Штат

Полная противоположность фрилансу, которая имеет много общего с ним. Так же, как и в прошлом варианте – вам понадобится IT-HR. В этом случае, точно нужен специалист уровня тим лид.

Тим-лид – это руководитель разработки. Он совмещает в себе высокий уровень технических компетенций с умением руководить людьми. Если вернуться к параллелям со стройкой – то это прораб. Оценить уровень конкуренции за таких специалистов довольно просто – достаточно открыть HeadHunter.

Возьмем среднюю зарплату – 300 000 рублей. Добавим к ней зарплату остальной команды, 600 000 рублей. Умножаем это на шесть месяцев – срок разработки. При стоимости самого приложения в условные 800 000 рублей, на зарплату штата придется потратить пять с половиной миллионов, не считая налогов.

Но финансовые издержки – это только самая очевидная из проблем. Поскольку разработка любого программного продукта – это творческий процесс, хоть и с математическим уклоном, важную роль играют следующие факторы:

  • Организация. Руководитель проекта (технический директор или тим-лид) должен распределять задачи в зависимости от навыков сотрудников, при этом – не допускать морального выгорания.
  • Мотивация. Самый опасный враг ИТ-специалиста – это стагнация. Нужно постоянно актуализировать свои знания, прорабатывать стек технологий. Если личной мотивации сотрудника на это не хватает – в дело снова вступает тим-лид, исполняя роль «мудрого наставника».
  • Оценка. Экспертиза написанного членами команды кода на работоспособность, эффективность и безопасность. В зависимости от масштаба проекта и компании – этим может заниматься несколько профильных специалистов, либо все тот же тим-лид.
  • Внешние коммуникации. Специфика работы такова, что разработчики больше взаимодействуют с софтом и информационными системами, чем с людьми. Для того, чтобы между техническими специалистами и остальными сотрудниками компании был «мостик» нужны менеджеры проектов. Эти люди сочетают в себе два качества: умение выстраивать диалог с людьми и понимание технических процессов разработки.

Один из команды, близкий к найму штатных специалистов, это аутстафф. Вы также нанимаете специалиста (или всю команду разработчиков) в штат, но только на определенное время или задачу. Как правило – под один проект. В таком случае не нужно переживать за класс специалистов (квалификация гарантируется аутстафф-компанией), но вот ставить команде задачи и контролировать этапы разработки нужно будет самостоятельно.

Выходит, что подводных камней на пути создания собственного штата специалистов, довольно много. Такой подход имеет смысл, если у компании много программных продуктов, которые нужно поддерживать, дорабатывать и развивать.

Аутсорс

Заключение договора на разработку приложения с ИТ-компанией – это оптимальное решение с точки зрения цены и качества.

Единственный подводный камень здесь – это поиски компании-подрядчика. Не имея опыта работы с IT-компаниями и программиста в штате, определить хорошую компанию можно по наличию:

  • работающих до сих пор кейсов;
  • разных форм договоров;
  • дополнительных услуг по публикации и баг-трекингу;
  • гарантий на результат;
  • штатных ИТ-специалистов.

При этом, важно сопоставлять собственные задачи с сильными сторонами аутсорс-специалистов. Например, наша компания Horum.co выделяется на фоне других за счет использования в своих проектах VR-технологий.

Опытная, сработанная команда ИТ-специалистов, в состоянии обеспечить высокое качество разработки, сделать все быстро и на довольно гибких условиях:

  • оплата может проводиться поэтапно, это позволит снизить «разовую» нагрузку на бюджет заказчика;
  • вам не нужно погружаться в специфику мобильной разработки и вникать в особенности каждого этапа;
  • над проектом работает команда, которая имеет за плечами десяток и более реализованных кейсов;
  • как правило, договор заключается на комплексную услугу. Он включает в себя не только саму разработку, но и исправление возникших в процессе работы багов, вывод приложения в маркеты;
  • запустить приложение и получать с него прибыль можно уже на этапе MVP.

И, возможно, самый главный плюс сотрудничества с аутсорс-компанией – возможность развития продукта. Например, через 2 года использования приложения, вы решили что существующий функционал вы уже переросли, и нужно сделать из обычного каталога полноценный онлайн-магазин, с возможностью доставки и ее трекинга.

И вы идете к той же компании, которая уже знает всю «внутреннюю кухню» приложения – особенности архитектуры, возможности для развертывания и масштабирования. Это серьезно экономит и время, и ресурсы на разработку.

Комбинированный вариант

Это – прерогатива крупных компаний с мощным IT-отделом. В тех случаях, когда нет возможности взять своих специалистов из приоритетных проектов, а побочные реализовывать нужно – такие компании обращаются к аутсорс-компаниям и, в редких случаях, фрилансерам.

Это делается для того, чтобы распределить нагрузку на штатных специалистов которые глубоко погружены в свои проекты, и делегировать часть не приоритетных, простых или побочных задач сторонним подрядчикам.

Какой вариант лучше

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте тезисно вспомним каждый тип команды:

  • Фриланс. Подходит только если в компании уже есть технический специалист, который может этими фрилансерами руководить и проводить экспертизу кода, оценивать работу.
  • Штат. Удобно, но дорого. Если у компании нет необходимости развивать несколько цифровых продуктов одновременно – скорее всего это будет нерентабельно.
  • Гибрид. Вариант для крупных компаний, уровня Ozon/WildBerries, работа которых построена на взаимодействии с клиентом в цифровом пространстве.
  • Аутсорс. Оптимальный вариант, единственное место на которое надо обратить тщательное внимание здесь – это выбор правильной компании

Кстати, мы подготовили для тех, кто прочитал до конца чек-лист для выбора квалифицированного подрядчика в ит. Скачивайте по ссылке

Roman Cores, horum CEO

Если вы впервые обращаетесь за разработкой приложения, не знаете с чего начать и как выстроить коммуникацию с разработчиками – напишите нам, и мы бесплатно поможем вам собрать список фич и технических характеристик для предварительной оценки стоимости.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null