(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(94490477, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(94490477, 'hit', window.location.href);

Франшизный договор: как регистрация помогает обезопасить ваши договорённости?

Плюсы регистрации договора коммерческой концессии

По информации Роспатента в 2021 году состоялось 23 258 регистраций лицензионных договоров и договоров коммерческой концессии, что на 25,6% больше, чем в 2020. Устойчивый интерес бизнеса к процедуре регистрации договоров франшизы в официальном государственном органе свидетельствует о стремлении предпринимателей к легализации бизнес-процессов. Давайте разберемся с правовыми рисками, вытекающими из невыполнения обязательства по регистрации договора, и рассмотрим, какие положительные возможности открываются перед предпринимателем, зарегистрировавшим договор франшизы.

Договор коммерческой концессии - не так и сложно

В гражданском кодексе договор франшизы назван договором коммерческой концессии. В западных странах он поименован как франчайзинг или франшиза. Отсюда следуют наименования сторон: франчайзер, он же правообладатель, и франчайзи, в российском законодательстве известный как пользователь. По сути, франчайзинг, франшизный договор, коммерческая концессия – это разные наименования одного договора.

Говоря простым языком, франчайзинг – это покупка пользователем принадлежащего правообладателю известного потребителям бренда, использование которого в бизнесе позволит получать гарантированный доход, так как потребители уже подготовлены к встрече с товарами или услугами под этим брендом. Развитие бизнеса по модели франчайзинга позволяет предпринимателю быстро масштабироваться, отойти от проблем постоянного найма рабочего персонала, создания и регистрации новых филиалов. При этом договор франчайзинга предоставляет правообладателю возможности осуществлять контроль над деятельностью пользователей, следить за качеством продаваемых ими товаров/услуг.

С юридической точки зрения франчайзинг выглядит следующим образом. В рамках договора правообладатель предоставляет пользователю за вознаграждение право использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав (сокр. «КИП»), который, по сути, представляет собой совокупность объектов интеллектуальной собственности. В КИП обязательно должен включаться товарный знак, наличие других объектов зависит от воли и возможностей сторон. Как правило, в комплекс, помимо товарного знака, включают права на использование коммерческого обозначения, секретов производства (ноу-хау).

Именно предоставление права использования комплекса исключительных прав, с точки зрения законодателя, должно быть зарегистрировано в Роспатенте (пункт 2 статьи 1028 ГК РФ). При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся. При этом получается, что сам договор франшизы регистрации не подлежит. Однако для простоты понимания, в общем смысле, говоря о регистрации договора франшизы, подразумевается регистрация предоставления права использования КИП.

А что если я не зарегистрирую договор?

Давайте скажем прямо: отсутствие регистрации не влечет недействительность договора франчайзинга. Дело в том, что до внесения значительных изменений в Гражданский кодекс РФ в 2014 году, действовавшая на тот момент редакция вышеупомянутого пункта 2 статьи 1028 ГК РФ предусматривала, что именно сам договор коммерческой концессии подлежит гос. регистрации в Роспатенте, а в случае ее отсутствия – признается ничтожным. Однако эта редакция закона уже давно не действует, и судебная практика тоже успела измениться.

Но и не следует воспринимать такое «послабление» со стороны законодателя как отсутствие практической необходимости регистрировать договор. Теперь особенностью договора коммерческой концессии является несовпадение регистрации договора с моментом его вступления в законную силу. На практике это означает, что непосредственно для правообладателя и пользователя, как сторон договора, права и обязанности возникают с момента его заключения, но в отношениях с третьими лицами данные стороны вправе ссылаться на договор лишь только после момента его государственной регистрации. Получается, что для франчайзера незарегистрированный договор порождает правовые последствия, но, например, потенциальным инвестором франчайзера такой договор не будет расценен как актив.

Помимо этого франчайзи на основании пункта 2 статьи 165 ГК РФ, в случае уклонения франчайзера от проведения регистрации, вправе обратиться в суд с требованием о вынесении решения о регистрации сделки. Пунктом 3 одноименной статьи ГК РФ предусмотрено, что сторона, которая уклоняется от регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, которые вызвала данная задержка. Таким образом, невыполнение требований о регистрации договора франчайзинга чревато рисками возмещения убытков.

Регистрация договора коммерческой концессии необходима для полноценной легализации правоотношений между франчайзером и франчайзи.

Лучше поберечься, чем обжечься

Так гласит народная мудрость, и действительно, регистрация договора франчайзинга имеет массу плюсов для правообладателя, значительно снижающих правовые и финансовые риски. Для удобства ниже перечислены аргументы в пользу регистрации договора.

1. Судебные риски. Зарегистрированный договор поможет одновременно и при защите от недобросовестных франчайзи, и при взыскании компенсаций за неправомерное использование интеллектуальной собственности правообладателя.

Нередки ситуации, когда недобросовестный франчайзи пытается оспорить действительность договора франчайзинга, чтобы вернуть уплаченные взносы и попытаться взыскать иные убытки. Самая распространенная тактика – попытка оспорить заключение договора через отсутствие регистрации предоставления КИП. При регистрации договора применение такого довода становится просто невозможным, соответственно, значительно снижается риск судебных процессов, а правовое положение правообладателя улучшается.

И также нередки, к сожалению, ситуации, когда правообладатель сталкивается с незаконным использованием своего товарного знака. В таком случае он наделен правом требовать взыскания компенсации с нарушителя. А как посчитать и, главное, доказать суду обоснованность размера компенсации? Правильно, приложив в качестве доказательства зарегистрированный договор коммерческой концессии. Например, в одном из кейсов Юридической группы «Совет» № А19-17581/2021 суд в качестве подтверждения размера компенсации принял зарегистрированный договор коммерческой концессии.

2. Инвестиции. Зарегистрированный договор франчайзинга является активом, подтверждающим размер сети для потенциальных инвесторов и новых франчайзи. Уверенность в стабильности франшизной сети будет выше, если они увидят, что франчайзер и франчайзи работают по зарегистрированным договорам.

3. Участие в рейтингах франшизных сетей. Авторитетные СМИ и эксперты (например, РБК) при оценке размеров сети ориентируются на количество зарегистрированных договоров, оставляя без внимания договоры коммерческой концессии, не прошедшие регистрацию. Показать количество зарегистрированных договоров – простой, обоснованный и быстрый способ продемонстрировать масштабы франшизной сети.

Таким образом, не обеспечивая регистрацию договора коммерческой концессии, франчайзеры лишают себя ряда преимуществ: увеличиваются потенциальные риски инициирования судебных процессов со стороны франчайзи; снижается уровень доверия к франшизной сети; труднее привлекать крупных инвесторов.

Автор: Федотов Александр, советник по правовым вопросам Юридической группы «Совет»

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда