{"id":13664,"url":"\/distributions\/13664\/click?bit=1&hash=f8e0aba14203df6cd2281fdd3f7f0563673921d2f335ea835255d6e0e69e1151","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u0430 \u0431\u0435\u0441\u043f\u043b\u0430\u0442\u043d\u0430\u044f \u043a\u0430\u0440\u0442\u0430 Tinkoff Black \u0438 \u043a\u0430\u0440\u0442\u0438\u043d\u044b \u0422\u0440\u0435\u0442\u044c\u044f\u043a\u043e\u0432\u043a\u0438","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"86efc643-7e85-501c-b3c6-e2620ee53cdf","isPaidAndBannersEnabled":false}
Product tvorOg

Кто такой IT Product Manager, и нафиг он нужен?

Кто такой продакт и что делает? За последнее время об этом написано достаточно материала, это как было снять летсплей на майнкрафт в 2013 году.

Так или иначе, мне пофиг, я хочу где-то фиксировать мысли, ну и в идеале, видеть признание этих мыслей другими людьми, как чего-то близкого к правде или дискуссии, чтобы к этой правде приблизиться.

На момент, когда я пишу это - у меня позиция Мидла по продукту в одной небезизвестной компании и мне кажется, что следующий шаг после того как “понюхал пороху” и получил первых звиздюлей - разложить по полочкам, что это было, как так получилось, что плохо, что хорошо, чтобы перетечь из состояния относительно контролируемого хаоса в состояние, где мы способны оперировать структурированной информацией.

Определение

И так, продакт, хто это? Если идти по методичкам - это “специалист, занимающийся созданием новых идей и контролем их реализации” (взял с первой сслыки в гугле на хабаре).

Если говорить простым языком - это очередной манагер.

Но в чем отличие продакта в IT компании (а именно в этом разрезе я буду рассматривать данную тему) от любого другого менеджера? Смотря кого мы называем “любым другим”. Если речь о менеджере из салона сотовой связи - то первое, что приходит на ум - это то, что количество риска, которым тот управляет значительно меньше по сравнению с таковой у менеджера IT продукта. Если мы сравним это с другими квалифицированными профессиями вроде инвестиционного менеджмента - риск схожий, просто инструменты другие. В обоих случаях мы управляем капиталом пытаясь получить при минимальных рисках и в кратчайшие сроки максимальный “выхлоп”. В случае IT - это human capital, те самые разрабочики, которые по мифам в интернетах получают 100500 мильёнов в секунду, а значит задача менеджера сделать так, чтобы каждую секунду они приносили как можно больше (ну или хотя бы 100500 мильёнов, умноженные на ключевую ставку + 1 руб сверху)).

Хреновый менеджер в данном случае штука крайне губительная, даже если он разруливает команду самых очкастых и прошаренных в комиксах и бородатых хипстеров со смузи и макбуками (шутка, при мне еще никто за комиксы не шарил) - он может все похерить. Есть такая штука O-ring theory, чтобы не тянуть расскажу кратко: Был какой-то шатл, в который вбахали овердофига бумажек с американским президентом, но в итоге тот сгорел в атмосфере из-за того что одна резинка “O-ring” (по нашему - резиновая прокладка) была сделана через жопу. В экономике или менджменте это можно трактовать так: силы (компетенции) членов команды не складываются, а перемножаются, если в команде 5 разработчиков, которые профи на 10/10, но при этом их разруливает менеджер 0/10 - в конце все усилия перемножатся на ноль.

От сюда мы делаем вывод, что манагер он и в африке манагер, просто в продукте он разруливает дорогими человеко-часами, в попытках проверить максимальное кол-во гипотез, в надежде увеличить (а может для начала и просто найти) ценность продукта с которым он работает

Важно сделать отступление и поговорить о том, что такое ценность. Это как «Вельюшка» в стратегическом консалтинге, без неё нифига не выйдет. Не хочу городить что-то своё, вот определение с первой строчки гугла: Ценность продукта — это относительный показатель, который определяет выбор клиента. Потребители сравнивают предложения и выбирают то, что подходит им по цене и удовлетворяет потребности

Пример: в приложении есть кнопка “купить”. Продакт думает, что если она будет красной - ее будут чаще нажимать, он собирает всех, делится гипотезой и говорит, что будем делать. Кнопку красят, после чего проводят тест (к примеру кнопка красная только у 50% аудитории) и смотрят по его результатам, где на кнопку жали чаще, если гипотеза подтвердилась - смотрят, что не упали другие показатели (которые дальше мы будем называть метриками, йоу). Вернёмся к нашему определению ценности и найдём ее тут. Красная кнопка повышает ценность продукта так как ее легче заметить, вероятнее становится покупка именно у нас, а значит это позитивно влияет на принятие клиентом решения о покупке.

Так проходят дни, недели, года. Проблема в том, что чем дальше - тем больше уверенность, что “все уже давно придумано” и в какой-то момент задача становится весьма не тривиальной. В какой-то момент в красное красится все и с этого момента кнопку снова перестают подмечать на общем фоне. В ход идут исследования: качественные, количественные, глубинные, гадания на кофейной гуще, обсуждение с бабками народных примет пользовательского поведения и тд. Суть в том, чтобы постараться услышать очередную (извиняюсь за пошлость) «боль» и полечить, принеся бабок компании и получив за это бабок самому, win-win!)

И так, продакт - это такой Манагер, у которого есть полномочия прийти к тем, кто реально учился и что-то делал в своем политехе/школе дизайна/курсах аналитика, чтобы сказать: Давайте нарисуем “это”, присобачим “туда”, будем показывать по “вот такой логике” и в конце “посчитаем, на сколько все стало лучше или хуже”. Ну а делает он это затем, чтобы у продукта за который он отвечает была, цвела и пахла “ценность”!

Не редко можно услышать такой тезис «продакт - это предприниматель внутри компании!». Мне он не нравится. По крайней мере в буквальной трактовке. Если говорить это с точки зрения «характеристики человека», который мог бы быть продактом - тоже мимо. Мне кажется менеджер продукта - это человек живущий на стыке эмпатии к потребителю продукта и прагматичного подхода к управлению вверенными ресурсами.

Мне трудно представить, как можно создать востребованный, и как следствие, приносящий деньги продукт, без огромного желания сделать жизнь пользователя чуточку лучше.

Но тут уместно возразить, а как же предприниматели? Все западные Книги! Учат нас тому, что они меняли мир своими продуктами ради счастья людей. Окей, соглашусь, но предприниматель это совсем другие риски, а так же куда большой круг обязанностей. Антрепренёр с крутой идей и продуктовой чуйкой без умения вести переговоры с партнерами, делать мозги бухгалтерии и докапываться до юристов с большой долей вероятности завалит бизнес.

Есть компании, где у истоков собираются люди с разными ролями и один из них отвечает за продукт, да, но я за то чтобы его называть не предпринимателем, а главой продукта в компании, где он является совладельцем.

Это мое мнение и велком в комменты с ним не соглашаться)

Skills

Говоря о компетенциях менеджера продукта - трудно назвать конкретный набор скилов. Так как направленная подготовка таких специалистов только начинает появляться в странах СНГ, стоит упомянуть три основных направления откуда берутся продакты:

  • Маркетинг
  • Финансы
  • Технари

Эти Люди уже имеют опыт в одной из (вероятно) трёх основных видов деятельности, с которой регулярно сталкивается менеджер продукта.

Маркетинг - тк мне кажется сложно создавать продукт для людей не изучив методики управления вниманием и потребностями. Как минимум Котлера прочитать для приличия.

Финансы - важно понимание, что мы здесь, чтобы заработать деньги, а значит должны своей капашней приносить больше денежек, чем тратим, кроме того продакт это человек не понаслышке знать о том, что такое юнит-экономика (если коротко это метод подсчета прибыльности через прибыльность «бизнес юнита» (единицы товара или одного клиента)). Иными словами нужно уметь считать деньги.

Так же (хз куда это относить, не хочу рушить свой треугольник ещё одним пунктом) важно упомянуть, как живительно для продакта значение статистики. Да, есть аналитики, которых можно попросить посчитать, но будем честны, не всегда есть аналитики, а даже если они есть - без базовых знаний статы вы просто будете верить любому бреду, не имея возможности перепроверить). Простое умение посчитать АБ эксперимент с нашей любимой «красной кнопкой» должно быть продакту по силам

Технически - продакт не пишет код, у него времени на это нет, но просто знание хоть одного языка программирования - сильно упростит вашу жизнь. Понимание логики общения человека с машиной - позволит легче находить общий язык с разрабами (никогда не ругайся с разрабом иначе- жопа «кодекс продакта»), а так же легче формулировать тз для фичи/продукта/доработки. Простое понимание, что есть логические функции, циклы, виды переменных и тд - даст вам хоть немного расслабить булки.

Как я уже ранее писал - есть три основных направления откуда сегодня приходят продакты + это истории с узко-направленными специалистами, когда речь идёт о конкретном продукте.

Так есть гипотеза, что работать с новостным приложением бывшему редактору журнала будет проще чем финансисту, так же с медициной, где создать интерфейс для тамографа скорее будет удобно человеку, который в этом хоть что-то понимает, и так с многими другими ветвями.

Финалочка:

И так, подытожим: продакт это такое существо, зачастую имеющий T-shaped познания в той области, которой он занимается (одно из углубленное и ряд поверхностных). Который хочет (важно, что именно хочет, не представляю как можно делать такую работу из под палки) создать или поддерживать продукт, создавая и в последствии увеличивая его ценность в глазах потребителя, учитывая, что наш мир не последний писк альтруизма и нужно чтобы за решение люди несли деньги, а стоимость создания этого решения была ниже, чем поступающие денежки. Он мониторит конкурентов, общается с клиентами, смотрит на аналитику и генерит гипотезы, которые затем проверяет.

Чем больше гипотез - тем больше шанс придумать что-то классное, как-то так)

Если вы дочитали до конца - поделитесь, почему вам этот текст показался интересным, вы только присматриваетесь к продукту, уже работаете в этой сфере и решили услышать ещё одно мнение или вы профи, который решил посмотреть, что там молодежь пишет, короче мне интересно!

0
2 комментария
Вадим Вахрамов

Странное сравнение продакта в IT и просто менеджера. Сравните продакта в IT и продакта в фарме, к примеру. Или в automotive.

Сложилось мнение, что у Вас очень узкое понимание роли в силу отсутствия понимания того, что вокруг происходит.
Продакт - это тот, кто отвечает за развитие продукта. И не надо ограничивать продукт сферой ИТ. Это и "руль слева" в определённом перечне стран, и "развязка оптикой опасных для жизни потенциалов", и прочий UX:Human Interface Guidelines/ПУЭ/ПДД (существующие стандарты и требования)/запрос рынка (пока ещё не существующие стандарты и требования).

Ответить
Развернуть ветку
Продукт-творОг

Я согласен, «Продукт» и соответсвенно «Менеджер продукта» понятия крайне широкие и сложно перечислить все с чем это может быть связано, но я оговорился в самом начале, что хочу рассматривать тему именно с точки зрения IT продуктов

В моём случае опыт не большой и я работал только с b2c историей, а так же как я сказал в начале - я не претендую на истину в последней инстанции, мне хочется именно диалога, так что очень признателен, что вы нашли время написать такой объемный комментарий)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null