Дизайн как необходимость: как я осознал назначение дизайна?
Чтобы описать понятие ремесленного дизайна, достаточно окунуться в моменты беззаботного детства.
Помните, как в школе бежали в буфет? Нужно было успеть отстоять очередь и насладиться любимым вкусом пирожков. Меня всегда поражало разнообразие выпечки. Но, глядя на неё, я сразу знал вкус. Пирожки с капустой всегда были треугольными, а с картофелем — овальные.
Так, пряник остается пряником даже в другой стране, а вафли никогда не оказываются со вкусом мяса (хотя, согласитесь, коричневый крем напоминает паштет) — внешний вид всегда говорит о вкусе. Тогда я ещё не знал, что всё это и есть ремесленный дизайн.
Большая часть дизайна преследовала бытовую необходимость.
Необходимость указывать срок годности на упаковках продуктовых товаров или необходимость помечать лекарственные препараты в одинаковых ёмкостях разным цветом для удобства врачей.
Такие пасхалки всегда приятно подмечать, особенно, когда понимаешь, что это уже историческое решение. Думаю, мне бы и самому хотелось создать что-то вечное, как дизайн сгущёнки или соды.
Часто отсутствие нужных материалов или технологий само подталкивает к оригинальным решениям. Люди вынужденно использовали одни и те же товары для разных функций из-за дефицита.
Мой знакомый говорит, что умение работать руками, например, чинить что-то дома или делать ремонт — всё это последствия мышления бедности. Видимо, не лень двигает прогресс?
Современный дизайн не сильно ушёл от изначальной идеи и так же подстраивается под потребности людей и их поведение.
Например, создание рельефных стен остановок общественного транспорта защищает их от заклеивания объявлениями (хотя я бы просто запретил это законом и звонил по номерам, чтобы отдирали сами), столбы и коммутационные шкафы создаются черного цвета — это тоже элемент защиты от вандалов, расписывающих городское имущество, всегда проще подобрать простые оттенки для закрашивания тэгов.
Любой дизайнер должен помнить, что в его работе первостепенна бытовая функция, а эстетика — лишь инструмент её реализации. Делаем для людей понятно, а для заказчиков — "красиво".