{"id":13650,"url":"\/distributions\/13650\/click?bit=1&hash=b4a44ea9299acb416ac92e110a87e80acc960de1a8f124e06d52ec1ea62c252a","title":"\u041a\u0430\u043a \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u044c \u0438\u0434\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0434\u043e\u043c \u043a\u0430\u043a \u0432 Sims","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Major Cargo Service

Логистика в условиях санкций: новые вызовы и методы их разрешения

Специалисты компании Major Cargo Service начали проводить вебинары, где освещают текущую ситуацию по перевозкам грузов.

Проблемы логистики до февраля 2022 года, в свете новых событий, уже не кажутся такими критичными, поскольку действовала базовая модель: продавец и покупатель заключают контракт, третья сторона обеспечивает доставку груза. При этом, возможны любые условия – постоплата, авансовые платежи, оплата через гаранта и другие формы.

С обострением геополитической ситуации и введением рекордного числа санкций ситуация изменилась. Более того, события развиваются динамично, и новости об обсуждении очередного пакета санкций и затрагиваемых ими секторах экономики приходят едва ли не каждую неделю.

В этой статье мы расскажем о том, как продолжается перевозка и логистика грузов в условиях санкций, поделимся собственными кейсами. Посмотрим на ситуацию с двух сторон: с точки зрения финансовой логистики и с точки зрения транспортной.

Финансовая логистика

Для российских компаний оплата товаров и услуг иностранных компаний превратилась в целую схему, с задействованием посредников. Одна из главных причин для такого усложнения финансовых потоков – это риски иностранных компаний, связанные с вторичными санкциями.

Такой подход нельзя назвать особенностью логистики 2022: многие могут вспомнить, как по похожей схеме стали работать китайские компании в 2014 году, когда проводили операции с подсанкционными российскими компаниями «первой волны».

Сейчас все начали более пристально относиться к своим контрактам и своим финансовым обязательствам, работать по полной предоплате. При этом, возникли сложности с переводами денег. Некоторые достаточно крупные банки отключили от SWIFTа, деньги стали ходить очень тяжело. На данный момент деньги «идут» из России в Европу (в евро) более двух недель. И нет никаких гарантий, что платеж не «развернут»: многое зависит от банка, который принимает его.

Углубимся в экономическую сделку, в которой есть четыре участника:

  • Продавец;
  • покупатель;
  • отправитель;
  • получатель.

Соответственно, раньше покупатель был получателем, продавец отправителем, но современные реалии диктуют новые правила. Санкции вводятся для того, чтобы сделать доставку товара дорогой, сложной и долгой.

Транспортная логистика

Широкую огласку получили истории о том, как российские и европейские водители сменяют друг друга прямо на границе, чтобы провести транспортировку груза в соответствии со всеми новыми требованиями. На данный момент, это наиболее показательный тренд, который характерен не только для автоперевозок.

С очередным пакетом санкций можно вполне ожидать, что и корабли начнут проводить перегрузки в нейтральных водах или просто менять флаг на тот, который подходит для данной территории и юрисдикции.

Еще один важный тренд – это рост «фиктивного» транзита, когда товар выезжает из Европы в третью страну, но разгружается на территории России. Это делается не только для физического ввоза груза в страну, но и для оптимизации издержек, связанных с финансовым фактором, о котором мы говорили выше.

Как можно оптимизировать эти издержки?

Всем компаниям, которые участвуют во внешнеэкономической деятельности или регулярно используют импортные товары, нужно понимать, что «как раньше» не будет еще очень долго. Текущий логистический кризис еще не достиг своего возможного пика, и наилучшая стратегия в такой ситуации – забыть о том, как было хорошо раньше, и думать о том, как оптимизировать издержки прямо сейчас. При этом – всегда держать в голове мысль, что в любой момент ситуация может поменяться в корне, и придется приспосабливаться вновь.

Поделюсь опытом и расскажу про схемы, с которыми мы столкнулись:

  • Ложные продажи (замена документов на черте). Заключается в том, что люди начали регистрировать физлицо в странах ЕАЭС и заказывать на него отгрузку товара. Как только груз въезжал из ЕС в нейтральную зону, водитель ставит второй пакет документов, где получатель россиянин, а продавец европейская компания и с этими документами он въезжает уже на территорию РФ. Соответственно, ему открывается транзит внутреннего таможенного поста и уведомление о прибытии туда. Он туда приезжает, подаются документы и происходит оформление.
  • Продажа товара в РФ через таможенный склад. Товар отправляется из Европы в нейтральную, дружественную страну. При этом груз идет транзитом через Россию. После прибытия груза на территорию РФ оформляется его перепродажа с таможенного склада. Чтобы это было возможно, компания, которая продает товар, не должна быть из ЕАЭС. Например, Грузия или Азербайджан.
  • Фиктивная переработка. Фиктивная переработка касается больше не готовых изделий, а материала, который попал в санкционные списки. Допустим, корабельная краска, поставки лаков и красок из Европы попали под санкции. Товар оформляется не как готовое изделие, а как материал, который ввозится в третью страну (все те же Грузию или Азербайджан), где их химический состав дополняется какими-то реагентами – получается готовая продукция, которая, де юре, произведена не в Европе. Оформляется сертификат происхождения и теперь уже условно грузинская корабельная краска отправляется на экспорт в Россию.

Компаниям совершенно не следует переживать, что какие-то группы товаров полностью исчезнут с рынка. Мировая логистика, при всех ее недостатках, это практически непрерывный процесс, остановить который могут только критические события, полностью разрывающие возможность каким-либо способом попасть из одной страны в другую. Пока этого не произошло – товарообмен продолжится, а мы будем и дальше искать для своих клиентов самые выгодные и удобные варианты проведения поставок.

Подробнее узнать о новых условиях логистики и том, чего ждать дальше, можно в нашем видео.

Там представленные способы транспортировки грузов разобраны более подробно, а также есть прогноз на ближайшее будущее и изменения, которые неизбежно вызовет новый пакет санкций.

0
1 комментарий
Василий Асеев

Страшно представить, что нам можно ждать с ценами из-за возможного удорожания логистики. Классный материал!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null