{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Как развивается рынок электронной коммерции в России. Прогнозы и тренды

Общий обзор рынка ecommerce в России в 2023

По данным ecommerceDB, Россия занимает 14 место по величине рынка электронной коммерции. Прогнозируемый доход в 2023 году составит 42 460 миллионов долларов. При этом ожидается снижение среднего чека на 20%, хотя прогноз количества выполненных заказов составит 4,6 миллионов.

Рынок eCommerce в 2023 году составит 7,4 триллионов рублей, а количество заказов 4,6 миллионов

Самое большое число потребителей наблюдается в сегментах:

  • электроника – 53 миллиона покупателей;
  • мода – 50 миллионов покупателей;
  • игрушки, хобби – 41 миллион покупателей;
  • красота, здоровье – 33 миллиона покупателей.
Прогнозы рынка eCommerce по данным Statista

Основными драйверами онлайн покупок стали:

  • бесплатная доставка — 63,3%;
  • отзывы других покупателей — 47,2%;
  • скидки и акции — 42,3%;
  • простой возврат товара — 37,3%;
  • простой и быстрый чекаут — 31,5%.
Статистика основных драйверов покупок, по данным Global Digital

Главные игроки на рынке

Маркетплейсы и площадки

Пятерка крупнейших онлайн площадок: Wildberries, OZON, Яндекс Маркет, ДНС, Ситилинк. В 2022 году на долю WB и Ozon пришлось 74% всех онлайн заказов. В системе электронной торговли появились сервисы для регистрации собственных торговых марок онлайн. Доверие покупателей формируется не к бренду, а к магазину.

По данным отчета Data Insight в тройку ведущих марктплейсов входит: WB, Ozon, Яндекс Маркет

Активное развитие маркетплейсов стимулирует рост услуг по работе с ними: продвижения и привлечение покупателей. Среди них есть агентства, а также сервисы для расширения функционала и увеличения продаж.

Владельцы магазинов чаще используют мультиплатформенность. По данным Тинькофф, каждая дополнительная платформа продаж увеличивает оборот в 1,5-2 раза. Поэтому кроссплатформенность, интеграции с другими маркетплейсами, рекомендательными сервисами, соцсетями, онлайн-картами становится обязательным элементом для развития бизнеса.

Сегмент С2С

Рынок C2C торговли вырос на 25% и составил 1,32 триллиона рублей за 2021 год. Сервисы объявлений – самый популярный канал для частных продаж. И лидирующую роль здесь занимает площадка Авито.

В топе рейтинга площадок для C2C объявлений находится Авито, Юла, Вконтакте

Далее по популярности идет Юла и соцсеть ВКонтантке. География сделок на Авито расширяется благодаря собственным и интегрированным сервисам доставки. В апреле 2022 года популярность Авито Доставки выросла в 7 раз по сравнению с предыдущим годом. Доставка осуществляется в 1100 городов и 21 тысячу населенных пунктов.

Сегмент B2B

В России рынок B2B все еще отстает от мировых тенденций. Только 4% компаний, работающие с B2B клиентами, имеют свой онлайн канал продаж, предпочитая больше сделки оффлайн. В то время как зарубежные B2B покупатели приобретают 67% товаров онлайн.Одно из перспективных направлений и ожиданий для бизнеса B2B – появление нишевых площадок. Оно позволит смешивать целевую аудиторию и торговать как для B2C, так и B2B клиентов. По данным Тинькофф, в ближайшие 5 лет появится около 200 нишевых площадок. Однако бизнес клиенты ссылаются на низкое качество обслуживания (94%), неоправданные ожидания покупателей (50%), ошибки в заказах (37%). Соответственно, из 200 выживут те, что закроют потребности бизнес клиентов и предоставят лучший сервис.

Сегмент B2C

Этот сегмент в России контролируется основными маркетплейсами-гигантами: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет.

Объем B2C продаж в России за 2022 год, по данным Statista

На крупные универсальные маркетплейсы в 2022 году приходилось почти половина онлайн-продаж на рынке электронной коммерции B2C России. На заказы из продуктовых интернет-магазинов приходится десять процентов от общего объема.Классический рынок электронной коммерции продолжает активно развиваться. В 2021 году Россия заняла второе место среди самых быстрорастущих рынков электронной коммерции B2C в Европе.

Ниши

  • eGrocery. Самой быстрорастущей нишей электронной коммерции в России является сектор eGrocery. Основные тенденции здесь: активная конкуренция, развитие экспресс-доставки, увеличение объемов инвестиций от FMCG ритейлеров. В 2022 году лидерами рынка eGrocery стали: “СберМаркет”, “ВкусВилл”, “Самокат”. Объем заказов и доставки в 2022 году вырос на 75%.
  • EdTech. Рынок онлайн образования переживает спад активности. По прогнозам, среднегодовая динамика роста в 2023 году не превысит 10-30%. Среди причин спада отмечается: уход с российского рынка зарубежных платформ, антироссийские санкции, снижение платежеспособности населения. В тройку лидеров входят: SkyEng, Skillbox, Like Центр.
Рейтинг основных EdTech компаний в сравнении по кварталам
  • RealEstate. Рынок недвижимости в 2022 году был в шоковом состоянии. После начала спецоперации зарубежные сервисы-лидеры (Booking, Airbnb) по краткосрочному бронированию квартир и отелей ушли из России. На долю Booking приходилось 70% всех заявок в России. По данным Similarweb, самым посещаемым сайтом по недвижимости стал Cian.ru, за ним следует domclick.ru, занявший второе место, и pik.ru, занявший 3-е место среди лидеров сайтов о недвижимости в России. Среди сайтов по бронированию популярными стали: Суточно.ру, tvill.ru, Авито, Циан.
Топ крупнейших сайтов сектора недвижимости, по данным Similarweb
  • Fashion. В целом количество покупок снизилось на 20% в связи с сокращением заказов и уходом иностранных брендов. Но объем выручки российских производителей вырос на 30%. В течении 2022 и первого квартала 2023 российские производители стали выходить на рынки СНГ и Ближнего Востока. Активными каналами при этом остаются маркетплейсы и онлайн-магазины. Лидером среди маркетплейсов в fashion-индустрии является Lamoda, за ним идет Wildberries и Ozon.
По данным Контур Экстерн, количество российских зарегистрированных компаний в fashion секторе растет

Проблемы и вызовы

  • Логистика. Авиационные грузоперевозки сократились в 2,4 раза. Нарушение цепочки поставок привело к активному параллельному импорту. Перебои в логистике зародили освоение новых комбинированных путей доставок товаров из-за рубежа. 2023 год будет проверкой для новых маршрутов, какие-то решения останутся, какие-то – нет.
  • Развитие собственных торговых марок (СТМ). В 2022 году в России появилось более 28 000 новых брендов. СТМ, как правило, выигрывают в разрезе “цена-качество”. Они хорошо зарекомендовали себя среди базовых товаров в массовых категориях. Чтобы завоевать лояльность покупатели среди СТМ, необходимо смещать фокус развития на качество таких товаров.
  • Конкуренция на маркетплейсах продолжит расти. Все больше будут востребованы услуги агентств по работе с маркетплейсами, чтобы привлечь и удержать клиентов. А чтобы снизить отток на другие площадки, компаниям необходимо проработать Cost Value Profit. Это поможет найти точку безубыточности и выяснить, как затраты будут на нее влиять.
  • Информационная безопасность и ужесточение регулирования. В 2023 году было заблокировано более 18 000 фишинговых сайтов, маскирующихся под известные площадки. В связи с ростом популярности торговли на маркетплейсе, а также увеличением жалоб на электронные площадки введение дополнительного регулирования станет неизбежным. На данный момент приняты антимонопольные ограничения для маркетплейсов и агрегаторов электронной торговли.

Перспективы и прогнозы

Тенденции развития рынка ecommerce в России складываются следующим образом:

1. Основным фактором принятия решений о покупке будет низкая цена. Доля покупок в премиум сегменте в 2022 году снизилась. Снижение доходов приводит к популярности лоукост моделей и развития сектора second hand.

  • Продавцам стоит сосредоточиться на снижении себестоимости за счет: логистики, хранения, упаковки. При этом необходимо сохранить ключевые функции.
  • Развитие C2C площадок и классифайдов для предложения лучшей цены.
  • Добавление на известные маркетплейсы отдельной категории – уцененных товаров, витринные образцы, товары, бывших в употреблении. Так в Яндекс.Маркете расширился раздел "Ресейл", где покупатель может выбрать состояние товара: новый или ресейл.

2. Появление узких нишевых маркетплейсов. Уже сейчас можно найти нишевые площадки, которые специализируются на детских товарах, произведениях искусства, мебели, автомобилях. В результате новых рыночных условий будут появляться новые нишевые площадки товаров и услуг внутри страны. К примеру, агрегаторы и классифайды по внутреннему туризму, товары параллельного импорта, товары региональных производителей. Среди нишевых площадок также активно будут развиваться как B2C, так и B2B направления.

3. Активное внедрение искусственного интеллекта в онлайн-продажи. Популяризация различных сервисов на основе ИИ сделает взаимодействие с клиентами, аналитику продаж, рекомендации товаров проще и быстрее.

4. Видеомаркетинг для продвижения. С ростом конкуренции удержание аудитории и продвижение товаров становится труднее. Статичных фотографий в карточке товара уже недостаточно. Видеоролики, продажи через 3D-ролики сейчас популярны во всем мире. Этот способ упрощает визуализацию товара и привлекает внимание аудитории.

5. Разнообразие платежных опций и доставки. Популярность набирают оплаты QR-кодом, оформление заказа онлайн, оплата в магазине (Buy Online Pay in Store), а также платежи в рассрочку (Buy Now Pay Later). Последний способ позволяет увеличить средний чек, так как дает возможность оплатить сразу только часть заказа, а остальное будет списываться равными долями. В услугах доставки растет спрос на доставку крупногабаритных товаров. Стройматериалы, мебель, оборудование для медицинских центров, бытовая техника — все больше покупателей доверяет покупкам через интернет.

Российский сектор электронной коммерции сталкивается с многочисленными проблемами, связанными с логистикой, платежами, регулированием, культурой и маркетингом. Преодоление этих проблем имеет решающее значение для роста и успеха отрасли. Но как показала практика 2022 года бизнесы адаптируются ко всем вызовам, активно развивается внутренний рынок, находятся новые поставщики услуг на рынках Азии, появляются новые логистические маршруты.

Компания Cart-Power оказывает полный спектр услуг по разработке и развитию ecommerce проектов любого размера и сложности. От разработки сайтов и приложений электронной коммерции до аудита и SEO продвижения.

0
3 комментария
Александр Ульев

Отличная работа, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Way Projects

Очень полезная статья! Пошел упаковывать услуги по внедрению Битрикс24 для магазинов электроники ;)

Ответить
Развернуть ветку
Cart-Power ecommerce agency
Автор

правильно, догоняйте!;)

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда