{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Франчайзинг: панацея от всех бед или способ убить свой бизнес?

Всем добрый день. Основал сообщество «Франчайзинг», но при этом его долго держал пустым. Пора исправлять эту оплошность.

На сегодня франчайзинг уже перестал быть в России чем-то новым, незнакомым, но при этом нельзя сказать, что люди досконально разбираются в вопросе и реально понимают, что есть что во франчайзинге. Более того, я регулярно сталкиваюсь с тем, что франчайзинг, благодаря отдельным деятелям, многими все равно воспринимается как синоним инфобизнеса в его худшей ипостаси, по сути «разводиловом» и надувательством, если не сказать грубее.

В связи с этим считаю необходимым постараться в максимально простой форме, не залезая в терминологию, объяснить основные аспекты правильного франчайзинга. Естественно, это будет субъективная оценка, но я постараюсь любому ее обосновать.

1. Франчайзинг не может быть «белым», «черным» или даже «серым». Специально использую такие определения, так как ими кишит интернет. Белый – это типа как раз правильный франчайзинг. Все остальное — недофранчайзинг, либо, как это модно называть сейчас, «неэкологичный» бизнес. Франчайзинг – он либо есть, либо для определенного бизнеса создается видимость франчайзингового.

2. Сейчас модно открыть одну-две, максимум три торговых точки чего-либо, получить некий положительный результат и сразу упаковать этот бизнес во франшизу. При этом владелец бизнеса не считает важным, что бизнес, отлично работающий в условной Махачкале, может абсолютно не зайти после в Благовещенске. Для 90% франчайзоров понимание франшизы вертится вокруг создания своего бренда, его визуала и минимального контента. После этого владелец франшизы считает возможным запускать продажу франшизы в массы.

3. Именно в этой связи появилось огромное количество предпринимателей, которые организовали бизнес по упаковке франшизы. При этом если желающий проведет даже поверхностный анализ по количеству таких упаковочных бизнесов с реальными толковыми франшизами на рынке, то разница будет на порядок, если не больше. Это связано в том числе с тем, что большинство даже красиво упакованных франшиз не будут представлять на рынке ничего из себя выдающегося и благополучно исчезнут в первый же год-два. При этом со стороны упаковщика будет сделано все вроде бы цивильно и грамотно, но франшиза при этом потерпит крах. Это, кстати, история, достойная отдельного поста, который я также предполагаю в ближайшее время сделать.

4. Выше была упомянута проблема самого франчайзора с продажей своей франшизы, а потенциальные покупатели франшиз имеют другую проблему. Как не заблудиться в огромном количестве франшиз на рынке, как купить не просто номинально франшизу, а эффективный бизнес, который в конкретном регионе в конкретном городе с максимальным личном вкладом франчайзи окупится и преумножится. То есть у нас могут быть две пострадавшие стороны в любой истории. И франчайзор, который предлагает неконкурентную франшизу, в упаковку которой он вложил много денег и возможно даже собственных сил. И франчайзи, либо потенциальный франчайзи, который не знает, какую франшизу выбрать, чтобы не обжечься.

5. Любой франчайзор, который завязан исключительно на массовую продажу своих франшиз, запускает короткоживущий проект. Это реалии сегодняшних дней. В то же время франчайзор, который не продает свою франшизу в течение полугода-года после открытия продаж хотя бы в минимальных пределах, также теряет свой бизнес как минимум в формате масштабирования сторонними инвестициями. Получилось как-то грустно, но также достойно отдельно публикации – почему одни толковые франшизы развиваются и приносят деньги как франчайзи, так и франчайзору, а другие с виду тоже неплохие, не имеют успеха.

6. Когда вам продают «франшизу», где вы становитесь исключительно посредником между франчайзором и конечным потребителем, а львиную доли прибыли забирает франчайзор, то это, извините, и не франшиза была. Как пример, фотобудки Boft. Я не буду критиковать саму идею бизнеса, она вполне попала в тренд. Но то, что называют владельцы бизнеса франшизой, таковой не является по содержанию. Покупая такую фотобудку, вы жестко привязаны к функционалу конкретного девайса, к товарным остаткам исключительно от производителя. По сути, вы посредник в бизнесе, где вам достается минимальная часть дохода. Владелец же продвигает свой бренд за ваш счет, потом еще зарабатывает на ее обслуживании. И без него вы никуда. Поэтому я лично не считаю франшизой суррогат товарного бизнеса, где франчайзи имеет не коридор возможностей, а тонкую линию.

7. Несмотря на то, что франчайзинг – весьма грамотное и успешное масштабирование своего собственного бизнеса за счет привлекаемых средств соинвесторов -франчайзи, не каждый бизнес стоит превращать во франшизу. Иногда привлечение инвестиций со стороны таким образом может убить всю ту исключительность и собственное «Я» вашего бизнеса. На эту тему проще проконсультировать лично желающих – нужно ли вообще тратиться финансами и временем, и свой бизнес упаковывать во франшизу.

8. В тоже время многие уверены, что франчайзинг — золотая жила, которая за счет продаж франшизы и привлечения паушальных взносов решит все финансовые запросы владельца бизнеса. В кратчайшее время позволит владельцу по сути отойти от дел и дистанционно рулить с каких-нибудь теплых островов. И даже не рулить, а временами подруливать. Соблазн большой и иногда логичный. Но тоже требующий всесторонней оценки.

Как резюме данного поста. Франчайзингом не всегда является то, что им называется. Не любой бизнес стоит упаковывать во франшизу. Проблема выбора – это проблема и франчайзи, и франчайзора. Упаковка франшизы не гарантия того, что она будет продаваться. Купить толковую франшизу — очень нелегко, хотя на рынке их достаточно. Но еще больше франшиз бестолковых и бесполезных.

В следующие разы поговорим о тех моментах, что выделил в данном посте. А также не обойдем стороной вопрос упаковки для того, кто хочет свой бизнес упаковать во франшизу. И история с другой стороны баррикады – как выбрать франшизу и не ошибиться, тоже наверняка требует внимания.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда