{"id":13755,"url":"\/distributions\/13755\/click?bit=1&hash=4a49bc9ad259aa8d20fdf5f5cb6cf844e7de4bb2ba8ca3a458efcedefcf5ada8","title":"\u041d\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u043b\u044f \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0439, \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0435\u043d\u0442 \u043d\u0430 vc.ru","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Интервью с Иваном Мещеряковым: о вайбе западного побережья, различиях музыкальной индустрии в России и США

Перед вами обстоятельная и серьезная беседа с Иваном Мещеряковым, человеком сразу нескольких талантов. Загибайте пальцы: диджей, продюсер и битмейкер со стажем, звукоинженер, специалист по диджиталу, мобильный монтажер… И даже это даже не полный список!

Автор интервью: Александр Соколов. \\ Дата публикации: 6 декабря 2022.

Студия звукозаписи The Bakery Studio (Майкл Джексон записывал легендарный трек «We Are the World»

Взяв себе нарочито простой и понятный псевдоним IVAN, герой этого материала проделал путь от локального диджея с юга России до сотрудника одной из известейших в мире студий звукозаписи в Лос-Анджелесе. Мы обсудили с Иваном позитивные и негативные стороны этого города, а также его влияние на творчество, поговорили про продакшн, рабочие ритуалы и аналоговые синтезаторы и не обошли стороной такие важные в жизни любого музыканта темы, как вдохновение и продуктивность.

Страна возможностей

Начнем с простого, почему именно Лос-Анджелес?

Я не выбирал Лос-Анджелес, Лос-Анджелес выбрал меня. Мое первое путешествие туда было полно приключений и позитивных сигналов. Все началось с того, что на пути в Лос-Анджелес я встретил свою будущую жену. Уже немало, согласись!

Затем судьба привела меня в дом к басисту Scorpions Ральфу Рикерманну — оказалось, что мой друг и коллега Рубен Девилл жил в его гостевом доме. Когда Ральф зашел к нам и заценил наше новое демо, у меня аж челюсть отвисла! Потом я побывал на студии Saticoy (самая первая локация The Watche) и благодаря знакомству с !llmind попал на его встречи Pass The AUX. Так у меня появилось куча новых друзей, с которыми мы общаемся уже на протяжении трех лет. Плюс посмотрел как живут мои ровесники, и как они ходят дома по коврам в кроссовках (мы все это видели в фильмах). Побывал в кампусе университета. Познакомился с Колей Сергой… Короче, каждый день в тот приезд был как сюжет нового фильма.

Так что в каком-то смысле все было уже предрешено. Мы с женой прилетели сюда еще раз — рожать первенца. И после четырех месяцев пребывания в Лос-Анджелесе мы решили попробовать остаться, чтобы я мог продолжать развиваться в музыке, но уже на совершенно другом уровне.

Ты отметил, как место повлияло на тебя? Может стало тянуть к джи-фанку…

Точно стал слушать больше рэп-музыки! Кстати, вот забавная история: в моей первой машине не было AUX-входа, и приходилось слушать радио. В целом, я позитивно отношусь к радио, у меня даже было шоу на Монте Карло. Но пары недель в Лос-Анджелесе хватило, чтобы перестать слушать радио совсем. Каждая станция играет 10–20 треков по кругу целый день. Первое время кайфовал и думал, что я еду как в GTA. Но теперь местное радио провоцирует тошноту.

«Американцы очень специфически мыслят в музыке. Все что с прямой бочкой — для них EDM, а мы (то есть европейцы) в основном записываем и слушаем EDM. Здесь приходится в каком-то смысле подстраиваться к данному звучанию, но при этом сохранять свою уникальность»

Несмотря на солнечную атмосферу и близость к океану, чтобы выжить, работать в Лос-Анджелесе нужно в два раза больше и в два раза быстрее — как это сочетается? Трудно освоиться?

Статистика и опыт друзей, которые перебрались в другие страны, показывает, что сложно бывает первые 4–5 лет. Потом привыкаешь. Конкуренция большая, особенно в музыкальной сфере. Если хочешь чего-то добиться, то нужно работать даже в три раза больше и быстрее, а не в два. Все еще осваиваюсь, но уже оброс внушительным кругом. А на океан редко удается попасть. В целом это «синдром морского жителя», когда живешь в прибрежном городе, но бываешь на пляже редко.

Хип-хоп

Ты много работаешь с рэп-артистами и с хип-хопом. Семплирование всегда было огромной частью этой культуры, но в последнее время все встает в копеечку: права может быть непросто и недешево очистить, а то и гляди по судам затаскают. Для начала такой вопрос: какое у тебя в целом отношение к семплированию?

Обожаю семплы! Не обязательно брать чужие мелодии. Можно же семплировать какие-то звуки или странные вещи типа марша тюремных заключенных из документального видео про детей-зеков. Это реальный пример, кстати. Так получился трек «Above The Law» от Joznez, Kataem.

Я регулярно стараюсь прокачивать навыки, и пару лет назад проходил очередной курс по продакшну, где был как раз раздел по семплированию. Это, во-первых, меня сильно вдохновило, а во-вторых, поменяло взгляд на семплирование в целом. Можно даже семплировать свои семплы!

Часто используешь Whosampled. com или Genius. com?

Genius — да, как источник для вдохновения и в качестве социальной сети. Обожаю их рубрику «Deconstructed». Ну и раз пошел такой разговор, то часто пользуюсь Splice для семплов и ваншотов, уже лет 5 есть их подписка. Сейчас у них появилось еще и AI-приложение — можно накидывать демо на телефоне, а потом доработать уже на компьютере.

Джей Дилла бог?

Джей Дилла для меня еще непрочитанная книга, но, думаю, скоро это исправлю. Каждый раз, когда смотришь кино или слушаешь аудиокнигу про кого-то, только тогда начинаешь понимать что за культурный пласт ты мог упустить. Когда-нибудь задумывались, что Уилл Смит в первую очередь крутой музыкант и артист и только потом один из лучших актеров? У него несколько Грэмми и контракт, который ему предложил лично Куинси Джонс. Почитайте его книгу.

Вот Куинси Джонс точно один из музыкальных богов. Рэй Чарльз, Майкл Джексон, Фрэнк Синатра — тут все очевидно! Фаррелл Уильямс — еще одна музыкальная легенда. Ну и куда без моего любимого Макса Мартина? Можно сказать что этот человек придумал все самые любимые поп-хиты целого поколения и даже не одного: от Ace Of Base до Арианы Гранде.

Среди современных талантов — Бенни Бланко, просто сумасшедший гений, про которого еще не все почему-то знают. Список можно долго продолжать. Рекомендую канал Лонгплей, ребята очень круто рассказывают про музыкальную историю и просвещают. Жалко только, что не выпускают материал в виде подкастов.

Потрём за бизнес?

Ты состоишь в команде The Watche — что-то вроде Airbnb для тех, кто хочет арендовать студию. Расскажи, какая у проекта бизнес-модель, как идут дела, и почему ваше приложение еще не захватило мир? Идея же огонь!

Все очень просто. В список попадают только студии, соответствующие определенным критериям и стандартам: вокальная цепь, наличие минимального оборудования, месторасположение и интерьер, цены на услуги и даже человеческий фактор в лице владельца — словом, отбор очень строгий. Потому у The Watche и серьезная репутация в индустрии. Около 80% восходящих звезд и 20% топов пишется на этих студиях. Сейчас в приложении около 30 локаций, но в планах расширение на восточное побережье.

Бизнес-модель простая: небольшая комиссия с каждого забронированного часа студийной сессии. Зная Джона, владельца и идейного вдохновителя, The Watche точно захватит мир. Это вопрос времени.

С кем вы в рамках The Watche сотрудничаете?

Начнем с того, что один из совладельцев The Watche — инженер Кристины Агилеры, Гвен Стефани, Pink, Селин Дион, Алиши Киз, Басты Раймза, Майли Сайрус и кучи других артистов. Это наш главный ментор и гуру, который помогает двигаться и расти всем, кто этого хочет.

Были мастер-классы с The Kassiks (рекординг-инженер Post Malone), Рэнди Урбански (инженер Скриллекса), Мэттом Уайссом (Akon), Итаном Стивенсоном (Metro Boomin, Future, 21 Savage) — всех не перечислишь. Иногда это даже нельзя назвать мастер-классом, мы просто собираемся в студии очень тесной компанией из пяти-семи инженеров и просто общаемся, задаем вопросы и слушаем веселые истории. Например, как Рэнди начал свою карьеру инженера с того, что открыл дверь с ноги и ушатал таким образом Мэрайю Кэри, а потом во время записи еще и осмелился сказать, что в куплете она могла бы спеть лучше. К счастью, это обернулось ему только в плюс, раньше все просто трусили давать ей обратную связь. Так что очков он только заработал.

Вдохновение, отдых и лайфхаки в творчестве

Я читал разные твои интервью, ты часто упоминаешь в качестве источников вдохновения заслуженных продюсеров и такую, что называется, беспрекословную классику. Но я хочу тебя спросить чуть про другое. Что тебя занимает и интересует из современного и актуального: жанры, артисты, конкретные треки.

Действительно занимает такой сценарий: сначала познакомиться с восходящим талантом, поработать или просто перекинуться парой фразой на студии, а потом открыть его страницу в Spotify и углубиться в творчество. Можно мысленно примерять свои биты под тембр и флоу.

Вообще, в последнее время сложновато наслаждаться музыкой. Профдеформация. В основном слушаю и на автомате разбираю на составляющие. А так всегда интересовали странные жанры и этническая музыка. Сейчас иногда заглядываюсь в сторону мексиканской народной музыки — в Лос-Анджелесе она сильно влияет на индустрию.

Часто слушаю сквозь призму семплирования. Сегодня с дочкой в машине слушали детские песни, и я понял, что «Антошку» можно хорошо засемплировать (смеется). Всегда интересно наблюдать за новым материалом Дрейка, но абстрагироваться от общественного мнения и слушать максимально объективно. Он один из очень немногих артистов, кто балансирует между чем-то новым и понятным одновременно.

Также диджейская привычка научила слушать жанры, которые кажутся странными и далекими. Как-то раз при подготовке к одному из выступлений мне сказали, что формат заведения — это современный джи-фанк и электро-свинг. Пришлось глубоко копать. Тогда я открыл для себя артиста Gramatik. Это я все к чему: за чем-то доселе непонятным почти всегда кроется развитие и вдохновение.

За какими чартами особенно полезно следить?

Опять же диджейский опыт подсказывает, что искать нужно везде: от топов Billboard до Spotify. В современных реалиях чарт тиктока — один из важнейших. Но одним глазом нужно не забывать посматривать и на Shazam-чарты.

Как продюсеру вырабатывать полезные привычки, повышать продуктивность и не выгорать. Давай нам свой топ-5 советов!

Все, конечно, индивидуально и зависит от типа личности. Кто-то может делать изо дня в день одно и то же. Кто-то не может. В первую очередь, нужно провести внутренний диалог, понять, чего действительно хочешь. И уже исходя из этого думать, какими способами идти к цели и какие вырабатывать ритуалы для продуктивности. Слушайте внутренний голос! Он часто подсказывает что лучше для вас.

Спортивные нагрузки всегда позитивно влияют. Иногда пятиминутной разминки может хватить для того, чтобы получить свой заряд бодрости. Отдых и сон — банально звучит, но сколько же я слышал об этом от самых продуктивнейших инженеров. Один из них просто перестал работать после 22:00, после того как чуть не заснул на трассе на полном ходу. Так что отдых, сон и здоровье превыше всего!

Книги, фильмы, музыка и другое развитие для мозга всегда позволяет переключиться и провести время с пользой. Не забывайте и близким время уделять. А еще очень помогают дети. При одном взгляде на маленькую копию себя получаешь заряд позитива.

А как не перегореть при всем этом?

Ничего не делать. Вот вообще ничего. Либо делать только то, что реально в кайф. Лично мне помогает смена обстановки, поездка за город и барбекю. Очень люблю готовить. Для меня подготовка к барбекю — целая медитация. Во время приготовления отключаешься от суеты, ни о чем не думаешь. Хобби — тоже отличная практика. Лыжи, баня, рыбалка — что-то точно сработает.

Тогда опиши свой идеальный день!

Просыпаюсь в районе 10 утра. Потихоньку собираюсь, завтракаю в турецком стиле. Еду кататься на лыжах. В перерыве перекус где-то на склоне в кафе с видом: бургер, немного глинтвейна, Ягермейстера или Бехеровки. Дальше кататься до 16:00. Затем баня на берегу озера и пара окунаний в прорубь. Шашлык, раки, кино на большом экране. И рано спать. Пока перечислял даже немного отдохнул!

Особенности индустрии в США и России

Кого из отечественных продюсеров и битмейкеров считаешь особенно талантливыми, к кому стучится в дверь большая слава?

Мне очень нравится продакшн Shumno, очень интересный саунд и крутой подход к семплированию. Есть чему поучится. Lagune, SHVRP prickles, WireShark и остальные мои ребята-самородки — если будут продолжать в том же духе, то у них очень большое будущее. Постараюсь помочь чем смогу. Запад должен знать наших!

Давай поговорим о несправедливости разделения гонораров между битмейкером и артистом. Почему один зарабатывает миллион, а второй вынужден есть доширак?

Больная тема! Во-первых, это все из-за неграмотности. Во-вторых, у нас изначально не ценился труд битмейкера — сейчас сложилась такая ситуация, что на рынке много начинающих, которые не совсем уважают себя и готовы полные права на аранжировку отдать за тысячу рублей.

Еще проблема в том, что многие боятся высказать артисту свои условия. Многие говорят о том, что лейблы не организовали им необходимые инструменты для автоматического подсчета роялти, и теперь им приходится самим заниматься бухгалтерией и каждый квартал высчитывать сумму. В целом, ситуация такая, что если хочешь работать с артистами уровня А, то нужно отдать все права.

Это вообще очень сложный вопрос, который требует внимания всего музыкального сообщества. У меня даже была статья про это на Rap. ru.

А что в Америке? Там ситуация лучше?

Здесь тоже есть неразбериха, но ее гораздо меньше. Большинство предпочитает обсуждать процент от трека, нежели схему «деньги вперед». В этом главная разница. Бывает по-всякому, но опыт коллег показывает, что с этим здесь больше порядка.

«Музыка — не соревнование. Здесь нет места зависти. Это творчество, это самовыражение. Каждый найдет свою аудиторию. Многие наши музыканты не понимают таких простых вещей»

Проблема серьезная. Как ее решать?

Нужно говорить об этом постоянно. Обучать продюсерское комьюнити. Писать статьи. Усиливать свой бренд, набирать критическую массу, чтобы затем напрямую влиять на ситуацию.

Чему нам стоит поучиться?

Больше всего мне нравится, что все в Америке друг друга реально поддерживают. Если кто-то из знакомых артистов выпускает материал, то все начинают активно постить сторисы, отмечать, рассказывать знакомым и так далее. Если наша студия выкладывает видео, то многие клиенты делают репосты и вообще всячески поддерживают. Это ведь так просто.

В России же нужно даже близких друзей просто умолять выложить хоть что-то. Музыка — не соревнование. Здесь нет места зависти. Это творчество, это самовыражение. Каждый найдет свою аудиторию. Многие наши музыканты не понимают таких простых вещей.

Важный вопрос: стоит ли перспективному продюсеру или битмейкеру переезжать в погоне за мечтой, или всего можно добиться без эмиграции?

Если есть конкретная цель и понимание, то лучше попробовать, чем потом жалеть всю жизнь. Без этого обычно через год-два Америка ломает, и люди возвращаются, говоря как там плохо. Но правда жизни такова: тут нужно очень сильно пахать первые 4–5 лет, чтобы приблизится к своей цели. Тем, кто из небольшого города, совет такой: начните с малого, попробуйте сначала Питер или Москву. Это будет небольшой разминкой и проверкой. Это поможет понять, чего вы действительно хотите.

Про продакшн

Меня очень заинтересовала тема с Pro Tools. В наших краях это по-прежнему неведомый зверек, хотя во всем мире это стандарт. Знаю, что тебе пришлось переучиваться, чтобы быть на одной волне. Расскажи, как это давалось, насколько вообще различаются подходы по сравнению с более привычным всем Ableton и другим софтом?

Pro Tools — это самая косячная и кривая DAW. Максимально неудобный интерфейс. UX/UI — незнакомые понятия для разработчиков. Очень неповоротливая и нестабильная программа, которую к тому же теперь нужно оплачивать каждый месяц. Но, да, это стандарт в индустрии.

Многие говорят, что в свое время большая часть студийного железа делалось под Pro Tools. Так и повелось. Как альтернатива иногда бывает Logic Pro. Но за все время я встречал только одного клиента, который работал в нем.

Единственное, что могу сказать позитивного про Pro Tools, то скорее всего это самая удобная DAW именно для записи. Благодаря горячим клавишам можно очень быстро манипулировать дорожками и не упустить ни секунды вдохновения артиста, которые так важны.

«Любые формы выхода из вашей зоны комфорта создают новые нейронные связи. Это всегда помогает создавать что-то интересное»

У тебя есть свой особый ритуал обкатки и проверки свежих треков: может быть за рулем авто или на любимой копеечной акустике для шит-контроля?

Конечно! Слушаю свои треки на разных устройствах. Обычно в студиях есть 2–3 разных типа мониторинга, чтобы итоговый микс звучал хорошо на разных устройствах. Мой ритуал: обязательно послушать в наушниках, на телефоне или на ноутбуке, а также в машине и в студии, разумеется.

А теперь поделюсь некоторыми секретами. Первое: приобретите недорогой FM-трансмиттер — отлично показывает перегрузили ли бас, сильно ли громко разогнали на мастере или трек звучит тихо. Вы слышите, как ваш микс играл бы на радио, и все косяки мгновенно проявляются. Хорошо слышен баланс высоких частот или яркость вокала в миксе. Берите на заметку.

Второй секрет я редко использую, но все же. В начале лета довелось побывать на крупнейшей музыкальной конференции NAMM, где познакомился с ребятами из SonarWorks. Если вкратце, то их софт позволяет превратить недорогие наушники в довольно правдивый инструмент для сведения. Вы ведь знаете что большинство производителей наушников сознательно приукрашивают бас или определенные частоты, чтобы придать характерный окрас?

Так вот у SonarWorks много пресетов под разные модели наушников, которые выравнивают частотный диапазон, чтобы звук был максимально правдивым. Плюс они разработали специальный микрофон для калибровки мониторов и акустического пространства, чтобы выравнивать акустический диапазон вашей комнаты. Ценник, кстати, вполне адекватный.

Не DAW едиными! Какие студийные приборы оказывают на тебя максимальное влияние?

Я стал амбассадором известного во всем мире бренда микрофонов Союз — модель 017 оказывает на меня очень сильное влияние. Слышу только позитивные отзывы от клиентов, все удивляются его звучанию. Особенно хорошо этот микрофон работает с сибилянтами и шипящими звуками.

Что еще? Ага, вот. BetterMaker — прибор для мастеринга с лимитером и клиппером на борту. Просто идеален для своих целей. На выходе дает теплый и без лишнего перегруза звук. Еще недавно купил самый простой кассетный плеер и прогоняю через него некоторые семплы. У Союза вышла интересная коробочка под названием Launcher Deluxe — дает дополнительный прирост по громкости, а также характерные теплые олдскульные краски при записи вокала.

Давай пофантазируем: как сильно изменится твой уровень продакшна, если у тебя забрать твою дорогущую студию и оставить ноутбук с парой дешевых мониторов?

Мне вообще мониторы не нужны. Большую часть записываю дома в наушниках — это, кстати, интересный опыт. Думаю, нужно вопрос поставить от обратного: как изменится мой продакшн на новом маке, где я смогу с комфортом поставить все необходимые библиотеки NI Kontakt.

А насколько артисты, с которыми ты сотрудничаешь и работаешь, вмешиваются в процесс? Кто-то позволяет себе диктовать условия и давать задания?

Недавно были в студии с Рубеном (Ruben DeVill), просто тусовались без всякой цели: слушали биты, ели, общались, снимали контент… И тут внезапно решили записать что-нибудь. И все так получалось легко, с удовольствием и без лишнего давления, что я понял: хочу работать только с такими клиентами. Результат совершенно другой. Творчество без давления — самое лучшее. Многие это понимают, и часто стороны стараются относиться с уважением к работе других людей.

В моем случае союз практически всегда равноценный. С рэп-артистами правда иногда сложнее работать, но это потому что у большинства из них горячий темперамент и это часть образа. В конце концов, если это клиент, то нужно отпустить его довольным, либо выбирать клиентов под свой вайб.

Ну и напоследок про любимое: часто используешь аналоговые синтезаторы?

Пару месяцев назад игрался в студии с нашими синтезаторами и назаписывал кучу сырого материала. Уже успел добить пару битов, и ощущения от процесса, конечно, совсем иные. Ну и звук, разумеется, приятнее. Так что можно сказать, чувствую небольшую тягу к аналогу.

Мне посоветовали одну бюджетную коробочку, к которой можно подключить MIDI-клавиатуру, и получится полноценный инструмент с кучей пресетов. И стоит всего в районе сотни или двух сотен долларов.

Тут важно на забывать: любые формы выхода из зоны комфорта создают новые нейронные связи. Это всегда помогает создавать что-то интересное. Ну или как минимум странное!

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null