Чаевые: что это за традиция и сколько нужно оставлять?
Немного истории: первый раз, когда мы услышали про чаевые. 17–18 век, Британия. Чай стоит дорого и поэтому доступен только знати. В крупных поместьях появляются специальные «чайные комнаты», а чайные церемонии превращаются в повод для больших встреч. После часть гостей остаются ночевать у хозяев. Некоторые из них оставляют слугам деньги в качестве благодарности, и так и появляются первые чаевые.
На самом деле это только одна из версий. Еще есть мнения, что на тех же церемониях и в кофейнях гости складывали деньги в коробки с надписью «для обеспечения быстрого обслуживания», чтобы быстрее получить заказ.
Чаще всего в истории появления чаевых фигурирует Великобритания. Интересно, как дела с благодарностью в других местах?
Чаевые в разных странах
В России все просто: когда все понравилось, золотой стандарт — 10%. Если хочется особенно отметить официанта, 15 или 20%. Однако в аналитике «нетмонет» мы видим, что были случаи, когда гости оставляли 100% от суммы, вау!
Хочешь оставить чаевые в Грузии? Клади на стол и беги. Так происходит не всегда, но часто сотрудники ресторанов и курьеры отказываются от дополнительных денег.
В Америке персонал ждет самых больших по статистике чаевых: обычно это около 20%. Причем чаще гости не оставляют наличные, а подписывают количество чаевых ручкой прямо в чеке и оплачивают их вместе с заказом. Бывает и такое, что чаевые сразу включены в счет.
Интересный факт: с 1915 по 1926 год в 7 штатах Америки приняли законы против чаевых. Это были Айова, Южная Каролина, Теннесси, Вашингтон, Миссисипи, Арканзас и Джорджия. Законы не прижились, потому что считалось бесполезным отменить то, что набирало силу само по себе.
Чаевые — это оскорбление. Так вам ответит любой официант в Японии. То же самое в Австралии, Китае, Дании, Молдове и Таджикистане.
Но почему тогда в России и других странах люди готовы оставлять чаевые и считают это необходимостью?
Причины, по которым мы оставляем чаевые
Мы спросили 100 человек, и вот 3 причины, по которым люди чаще всего хотят оставить на чай.
Причина 1. Чаевые — это большая часть зарплаты официанта. Оставить благодарность в деньгах — это просто уважение к труду человека, который по 13 часов в день носит подносы с едой, в дождь доставляет еду или страдает от боли в шее, потому что сделал 10 маникюров за день.
Причина 2. Мэтч при общении. Большинство гостей отмечают, что оставляют на чай, когда официант, курьер или мастер в салоне красоты оказались им «по душе».
Причина 3. Это хороший тон. Многие просто выросли со знанием о том, что чаевые оставлять важно и продолжают следовать традиции.
Также люди не оставляют чаевые или оставляют сильно меньше, когда:
- Приходят быстро утолить голод и не заинтересованы в обслуживании.
- Обслуживание откровенно плохое.
- Нет наличных и при этом нельзя оставить на чай по QR-коду.
Важно помнить: культура оставления чаевых — это не просто старая традиция, но и причина, по которой сейчас сервис в России на прекрасном уровне.
Чаевые – это качество сервиса, выраженное в деньгах
«Чаевые — это важно. Это наш с вами общий вклад в то качество сервиса и в то качество эксприенса, которое мы получаем, когда ходим в ресторан. Мы же с вами ходим туда не просто поесть, но и прекрасно провести время одному или с друзьями. Официант и команда в ресторана создает эту атмосферу, а чаевые и есть то топливо, которое позволяет уровню сервиса в России быть на супер уровне по сравнению с тем, что мы видим в других странах. Чаевые, как культура дарения и благодарности, по-моему, это человечно и важно»,
Егор Высоцкий, основатель и директор «нетмонет».
Это в сравнении с чем? Сразу вспоминается сравнение uniqlo и ивановского трикотажа