4 вопроса самозванцу: как нанять маркетолога, который умеет решать задачи и вести операционку
Если вы смотрели сериал Madmen («Безумцы») про рекламщиков 50-х, то может сложиться впечатление, будто маркетолог — это креатор, который днями пьет виски, томно курит в кабинете и выдумывает рекламные концепции.
Это не совсем так. Это совсем не так.
Сейчас я дам схему, как выбрать себе жемчужину, но начнем с фундаментальных вопросов.
Когда нужно нанимать маркетолога в штат?
Всегда. Даже если все результативные функции вы делегировали хорошим подрядчикам, на вашей стороне должен быть человек, который будет четко, погруженно администрировать процессы и следить за результатом. Вы с партнерами, бухгалтером, РОПом не сможете поделить эти функции – у 7 нянек дитё без глазу.
У вас не будет времени согласовывать постоянные правки, отправлять материалы, делать доступы и другую операционку. Если вы маленькая компания, то миддл, работающий по регламентам, будет идеальным решением. Он будет службой одного окна с вашей стороны.
Для больших ребят нужен матерый специалист – он считает экономику и окупаемость, он оценивает риски рекламных кампаний и делает так, чтобы все работали вовремя, слаженно и системно.
Где искать маркетолога в штат?
Не ходите на HH. RU, если у вас нет четкого задания на полет. Если раньше у вас работал маркетолог, и вы уже выкристаллизовали его функции и полезное действие, тогда можно раскидывать вакансии по агрегаторам.
В ином случае – ищите по рекомендациям от коллег по рынку. Грамотный специалист покажет свой опыт и расскажет, какую функцию он может собой закрыть, с чего следует начать, а что – отправить в долгий ящик.
Какие 4 контрольных вопроса задать?
Большинство маркетологов и РОПов научились продавать себя лучше, чем продукт. Важно научиться определять жемчужин и также видеть самозванцев, кто со свиным рылом полез в калашный ряд.
Кейсы спрашивать практически бесполезно без контрольных вопросов – опыт несложно нарисовать, но трудно защитить.
Давайте посмотрим на контрольные вопросы, которые можно задать кандидату. Это открытые структурные вопросы, у которых нет правильных ответов, но они покажут, как человек мыслит, а главное – подсветят маркеры самозванца и жемчужины.
- Как вы измеряете эффективность своей работы?
Многие маркетологи крупных корпораций растеряются, ведь они привыкли быть строчкой в бюджете, не видя себя в разрезе реальной экономики.
Если кандидат расскажет о том, что он вписывает себя в экономику и может посчитать показатели компании ДО своего участия и ПОСЛЕ него в конструктивных показателях со знаком рубля – отлично.
Обязательно упомянет про системы сквозной аналитики. - Сможете ли вы посчитать unit-экономику нашего продукта?
Маркетолог с ролью экономиста должен четко знать, сколько стоит клиент в бизнесе из любого рекламного канала, LTV и Churn Rate.
Без этих показателей он будет интуитивно тыкаться в инструменты и сочинять комплиментарные отчеты, защищая себя.
Только посчитав экономику, он сможет принимать решения на основе цифр. - Как вы подбираете инструменты для решения задачи?
Если он скажет, что запустит вам контестную рекламу, и ваши дела станут лучше – пускай идет строевым шагом на биржу труда.
Разумный специалист никогда не начнет подбирать инструменты до того, как сформулирует задачу, где есть четко Цель, Время и Измеримый Результат.
После этого — посчитает экономику и декомпозирует это на конкретные инструменты, разметив показатели эффективности. - Как вы относитесь к бесплатным рекламным инструментам? Какие знаете?
Каждому смузи-маркетологу интересно делать то, что можно настраивать в ноутбуке, сидя в кофейне. Но не все рекламные инструменты красивы и удобны. Иногда нужно засучить рукава и пойти в поле – пообщаться с клиентами, сходить к конкурентам на разведку и даже – пройти клиентский опыт самому
Хороший маркетолог мыслит решением задачи, а не удобными инструментами.
Если перечислит партизанские инструменты вроде продающего CustDev по телефону, выступления на отраслевых мероприятиях и написание десятка кейсов проекта – перед вами жемчужина.
Если может засучить рукава, чтобы решить задачу, хватайте и бегите.