Romi, roi, roas - важнейшие показатели в маркетинге и бизнесе. Как их перестать путать?
Эффективность инвестиций в бизнес нужно определять путем анализа объективных показателей. Проще говоря, мы должны понимать, что мы получили, отдав потом и кровью заработанные денежки.
Маркетинг – это тоже инвестиция и плох тот бизнесмен, кто считает рекламу дорогой. Аууу! Дорогой рекламы не бывает! Так же как не бывает дорогой инвестиции, она либо рентабельна, либо нет - точка!
А вот для получения точных сведений, на основе которых мы может сделать вывод: рентабельна ли была инвестиция или нет. Есть различные показатели, а поговорим как раз о тех, что у нас в заголовке: roi,romi,roas.
ROI (Return On Investment)Этот показатель принят для определения окупаемости инвестиций в целом. Наиболее распространенная формула расчета выглядит примерно так:
(доход – затраты)/затраты * 100%
Например. У нас магазин спортивных товаров и мы за месяц продали товара на сумму 10млн.р. А затраты на закупку, содержание магазина и т.д. составила 6млн.р (10 000 000 – 6 000 000)/6 000 000 * 100% = 66,66% В данном случае рентабельность инвестиций в бизнес составила почти 67%. Все, что выше 0,составляет прибыль. То есть вложили 6млн, получили 4 млн, получается на каждый вложенный в бизнес рубль мы получили 1 рубль 66копеек.
ROMI (Return On Marketing Investment)В отличие от roi, этот показатель рассчитается именно на рентабельность инвестиций в маркетинг. Есть несколько формул расчета, во многом они схожи с roi.
Например, вот формула расчета, которая присутствует на рекламных платформах и которую применяют многие маркетологи.
((Доход от маркетинга – затраты на маркетинг)/затраты на маркетинг) *100%
Возьмем пример все тот же наш магазин спортивных товаров. Допустим все 10 000 000 рублей были привлечены благодаря маркетингу, затраты на него составили 1 000 000 рублей((10 000 000 – 1 000 000)/ 1 000 000) * 100% = 900% ( оценка эффективности или рентабельности вложений в маркетинг). ////здесь, все, что выше 100% прибыль, все, что ниже 100% убыток.
Об этом стоит помнить, когда какой-нибудь очередной ученик бм или лайк центра будет говорить вам, что роми от его рекламы составил 90% и гоните ему за это премию. НЕТ! это значит, что он сделал рк убыточную на 10%.////по этой формуле получаем, что на каждый вложенный рубль, мы заработали 9 рублей. Выглядит отлично! Но! Здесь не учитывается себестоимость товара и прочих затрат. Это происходит потому, что как маркет платформа, так и маркетолог не могут знать все затраты, их может знать только сам владелец.
Формула с учетом стоимости расходов, будет выглядеть примерно так:
((Доход от маркетинга – расход на товар(себестоимость) – расходы на маркетинг)/затраты на маркетинг) * 100%
Допустим из 6 млн, 1 млн ушел на маркетинг, а 5 млн это себестоимость товара.((10 000 000 -5 000 000 – 1 000 000)/1 000 000) * 100% = 400% И отсюда мы уже получаем, что прибыль от рекламы составила уже 400%, иными словами, с каждого вложенного рубля в рекламу мы получили 4 рубля. Уже не так радужно выглядит, хотя весьма неплохо. Всегда будьте внимательны, когда вам говорят про roi и romi, то уточняйте, как велся подсчет.
ROAS (Return on Ad Spend)Показатель возврата инвестиций в рекламу. Используется, например в Google Ads.Формула: доход от маркетинга/затраты от маркетинга. На примере нашего магазина: 10 000 000 /1 000 000 = 10 То есть она во многом схожа с romi без учета расхода на товар, но более примитивна и не вычитает из дохода рекламный бюджет. Мы видим, как сильно разнятся цифры, на примере одного магазина с одинаковыми в абсолютном значении показателями(4млн выручки) мы получаем:Roas-1000%.
То есть на каждый вложенный рубль получили 10 рублей.Romi(без учета себестоимости товара)-900%. То есть на каждый вложенный рубль мы получили 9 рублей.Romi(с учетом себестоимости товара)- 400%. То есть 4 рубля на каждый вложенный рубльRoi-66,66% .
То есть на каждый рубль, получили 1 рубль 66 копеек. Поэтому будьте крайне внимательны в финансовых показателях и тех, которые вам присылают маркетологи. Как видите на примере абсолютно одинаковая ситуация имеет совершенно разные показатели в относительном значении.