«Живем одним днем»: российские издательства о книжной индустрии
Как сейчас работают типографии, что говорят зарубежные агентства и станет ли книг меньше.
В рамках марафона «Книги остаются» мы поговорили с издательствами об их работе в новых условиях. Вот здесь можно прочитать первую часть интервью, а сегодня представляем вторую часть: «Фантом Пресс», «Городец», «Лимбус Пресс», Rideró и «Этерна» рассказывают, почему книги дорожают и какие темы сегодня интересуют читателей больше всего.
Что изменилось в вашей работе после февраля 2022 года?
Игорь Алюков, главный редактор издательства «Фантом Пресс»:
Изменилась не столько сама работа, сколько перспективы, общее настроение. Невозможно строить не только долгосрочные планы, но даже с горизонтом в пару месяцев. И хотя пока мы работаем в обычном ритме, что будет уже летом — неведомо.
Цены на бумагу начали расти еще год назад, но сейчас процесс приобрел совершенно непредсказуемый характер: типография гарантирует цену только на семь дней, а из-за перебоев с бумагой сдать книгу в печать нужно месяца за три до ее выхода; стоимость за это время может измениться радикально. Скоро ухудшится и качество бумаги. Пока что мы этого не почувствовали, у нас был запас финской бумаги, но, когда она кончится, придется перейти на серую, грубую бумагу.
Скоро книги будут не только дороже стоить, но и хуже выглядеть.
На следующий же день после начала известных событий мы написали всем зарубежным агентам, с которыми плотно общаемся, изложили свою позицию и призвали не прерывать сотрудничество. Практически все откликнулись со словами поддержки. Но есть и те, кто приостановил сотрудничество, например Penguin Random House. К счастью, у нас не слишком острая ситуация в этом смысле. В ближайшее время нам не нужно возобновлять заканчивающиеся контракты на наши бестселлеры. Еще у нас солидный запас купленных книг, которые находятся в разной стадии подготовки — более 50. В обычное время мы выпускаем не более трех книг в месяц, так что это хорошая база.
Ольга Тублина, генеральный директор издательства «Лимбус Пресс»:
Сильно изменилась ситуация с типографиями. Например, цена на печать книги Дарио Фо по сравнению с январем выросла в два раза. Да, в пандемию типографии закрывались и не работали (карантин в цеху или на всем производстве), но цены так сильно не поднимались. А теперь звонят менеджеры и говорят: у нас осталось столько-то бумаги, либо сейчас делайте заказ, либо потом уже непонятно что будет. Насколько мы поняли, проблема в недостатке химических компонентов, из-за чего новую бумагу нужного качества просто не произвести. Но вроде бы они сейчас начинают появляться — видимо, закупают в других странах.
Скорее всего, будем печатать тиражи частями — в зависимости от количества бумаги и популярности книги.
Хотя уже и не знаем, рентабельно ли сейчас вообще издавать книги: большие тиражи мы боимся делать, а маленькие, если на них распределить гонорары автора, переводчика, дизайнера, редактора, корректора, становятся очень дорогими. Мы в каком-то смысле живем одним днем: цены постоянно меняются в зависимости от курса доллара, наличия бумаги и других факторов; стоимость тиража пересчитывается — то увеличивается на 8–10%, то уменьшается на 16%; сегодня типография готова взять книгу в работу, завтра — нет.
В любом случае мы продолжим работу над книгами, которые готовились к выходу в 2022 году — постараемся обязательно выпустить серию эпосов в пересказе современных писателей: «Одиссея», «Гильгамеш», «Слово о полку Игореве». Новые книги пока не рассматриваем — непонятно, что будет дальше. Вообще рутинная работа, конечно, помогает не сойти с ума.
Елена Дорофеева, куратор скандинавской серии «НордБук» издательства «Городец»:
Учитывая, как дела у типографий, что происходит с курсом валют, как реагируют на ситуацию зарубежные авторы и литературные агентства, мы по-новому посмотрели на свои проекты — выделили те, что будут продолжены, а другие пока отложили.
В пандемию тоже было сложно, но было какое-то всеобщее единение, все старались помогать друг другу — я имею в виду отношения с зарубежными партнерами. Отменили книжные ярмарки, но открыли множество возможностей для общения онлайн: видеоконференции с издателями и литературными агентами, презентации и встречи с авторами. Сейчас же много непонимания и разобщенности, даже страха; нужно быть очень деликатным, чтобы тебя не поняли неверно. Международная ассоциация издателей приняла решение прекратить сотрудничество с российскими государственными организациями, а также некоторыми крупными издательствами.
Обсуждался и вопрос полного бойкота российских издателей, но все-таки он не был одобрен большинством членов ассоциации.
Случаев отказа продавать права в Россию пока единицы. Что касается скандинавских, итальянских, французских издательств, с которыми мы непосредственно работаем, то никто не говорил нам о разрыве отношений — напротив, мы получали письма с выражением понимания и сочувствия к издателям, которые, в общем-то, незаслуженно страдают в этой ситуации. Сейчас, как никогда, важно продолжать издавать книги.
Вся эта неопределенность влияет и на чтение. В конце февраля и в марте мы отметили рост продаж книг по психологии, в том числе о депрессивных расстройствах и саморазвитии, поисках себя («Сам себе коуч»). Среди лидеров продаж была и книга «Как выжить в современной тюрьме». Хорошо продается фантастика, скандинавские детективы, классика: «Похождения бравого солдата Швейка», «Двенадцать стульев», «Золотой теленок».
Несколько книг, которые весь прошлый год были в нашем списке бестселлеров, продолжают в нем оставаться. Это роман Александра Пелевина «Покров-17», получивший в 2020 году литературную премию «Национальный бестселлер», и книга «Сто текстов о языке», написанная экспертами «Тотального диктанта». Также две недавние новинки нашли хороший отклик у читателей — роман знаменитого итальянского кинорежиссера Паоло Соррентино «Правы все» и книга «Любовь к жизни» — автобиография Мари Фредрикссон, солистки известной шведской группы Roxette.
Ждем, что российскую книжную индустрию будут поддерживать — например, давно идут разговоры об отмене НДС на книжную продукцию. Сейчас это было бы особенно важно, такая мера помогла бы стабилизировать цены. Очень выручает профессионализм и сплоченность нашего коллектива, который продолжает работу, несмотря ни на что.
Екатерина Шляхова, директор по маркетингу издательского сервиса Rideró:
Мы продолжаем поддерживать авторов со всего мира, выкладываем их книги для продажи на разных площадках и в магазинах, выплачиваем роялти, печатаем и доставляем тиражи. Разве что пришлось заменить некоторые иностранные сервисы российскими, но пользователи этого не заметили.
Большинство наших зарубежных авторов — русскоязычные люди, которые живут в самых разных странах от Беларуси до Австралии. Они по-прежнему выкладывают книги, и мы не наблюдаем сколько-нибудь значимого оттока. Творчество, писательство — самый созидательный способ выразить свои эмоции и поделиться ими с миром.
Да, бумага растет в цене, типографии поднимают цены. Мы не без труда нашли и выкупили оптом офсетную бумагу хорошего качества, сделали запас и можем, как и раньше, печатать книги. В последний месяц хорошо покупали фэнтези и фантастику, антиутопии, книги по практической психологии и по экономике.
Нас греет мысль о том, что мы делаем благородное дело — помогаем начинающим авторам воплотить их мечты и идеи в жизнь, взять свою книгу в руки. И открываем новые имена в современной литературе — книги некоторых из них уже стали бестселлерами. Это Владимир Савельев, Кирилл Куталов, Алиса Ханцис, Анна Чухлебова, Александра Хмарская.
Ирина Кулюкина, заместитель главного редактора издательства «Этерна»:
Все знают строки Александра Кушнера:
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
У всех издательств — больших и маленьких (а наше — маленькое) схожие симптомы кризиса. При этом мы в каком-то смысле даже в более выигрышном положении, потому что каждый наш сотрудник и швец, и жнец, и на дуде игрец.
"Мы с любых российских карт. Стоимость подписки осталась прежней!"
К сожалению, это неправда. Вы отменили текущую подписку (которая хоть и была по акции, но была бессрочная) не давая ее продлить, а взамен предлагаете заново оформить подписку уже по новым ценам.
Если бы вы честно сказали, что "сорян, твоя подписка не выгодная, кризис на дворе - мы не можем ее тебе больше продавать" - то это еще куда ни шло. А в итоге, вы просто "запретили" продлять подписку, выкидывая постоянно 403 ошибку при вводе любой карты, дождались, когда она "стухнет" и вроде как вот он ручки, мы не причем.
Обидно, когда клиентов считают за дураков.
А что за вечная подписка Bookmate?
не вечная, а бессрочная, т.е. без даты завершения)
Платишь каждый месяц, она продляется на следующий месяц и так пока не надоест.
Фаиз, это не мы отменили подписку – в марте технически исчезла возможность автоматического ежемесячного продления. Напишите, пожалуйста, в поддержку, что-нибудь придумаем с вашим тарифом.
К сожалению, ваша тех.поддержка ответила, что ничего придумать не сможет. Конец.
Получается, что вы были правы. Автопродление отключили не мы, но сейчас этот тариф по старой промоакции не выгоден. Если не секрет, то сколько платили в месяц?
199 рублей за премиум в месяц
Да, увы, больше не можем себе позволить такой тариф. Приносим свои извинения.
Интересно, хоть кому-то спецоперация не доставила проблем?
Как минимум одному человеку. Если ты на полном государственном обеспечении до конца жизни (гарантированно), что вообще может доставить тебе проблемы?
А издательства могут как-то скооперироваться с библиотеками, разве они не могут быть друг другу полезны? Только вот чем...