{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Статья 152 Гражданского кодекса — особенности удаления информации через суд

Юридическое удаление негатива — крайняя мера по спасению репутации. Расскажем о нюансах, которые позволяют существенно сэкономить время, деньги и нервы истца.

Статья 152 Гражданского кодекса РФ

Приветствуем! Мы — Digital Sharks, репутационное агентство, устраняющее онлайн-недостатки. Защиту чести, достоинства и деловой репутации гарантирует статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нас интересует пятый пункт статьи, согласно которому граждане вправе требовать удаления и опровержения порочащих честь сведений, размещенных в интернете.

Особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации:

  • Размытые понятия. В судебной практике не существует налаженного механизма защиты репутации, поэтому путаница в правовых нормах — не редкость.
  • Моральный вред. Закон о защите чести, достоинства и деловой репутации гласит, что юридическому лицу нельзя нанести моральный вред — только имущественный.
  • Силы и средства. Чтобы доказать в судебном порядке связь репутационного (нематериального) и имущественного вреда, нанесенного компании, потребуются значительные расходы, которые превысят сумму возможной компенсации.

Последний пункт статьи 152 ГК РФ гласит, что защита чести, достоинства и деловой репутации организаций регулируется теми же правилами, что и у физических лиц. Но на практике подобная формулировка порождает коллизии права и различные трактовки документа. Подробнее об этом читайте в статье «Как устранить негатив. Почему суд не придет вам на помощь»:

Защита чести, достоинства и деловой репутации, статья 152 ГК РФ — сложности

На стороне автора негатива Конституция РФ, гарантирующая гражданам свободу слова. А также Постановление Президиума Верховного Суда РФ, которое гласит, что отзывы в интернете, посты в социальных сетях и видеоролики выражают субъективное мнение авторов.

Чтобы выиграть суд, истцу необходимо доказать следующее:

  • наличие у компании сформированной деловой репутации;

  • факт распространения ответчиком порочащих сведений;
  • снижение лояльности аудитории по причине репутационного урона;

  • несоответствие действительности информации, размещенной ответчиком в интернете.

Согласно законодательству, за отзывы, в которых есть фразы «мне кажется» или «я считаю», ответственности не предусмотрено. В таком случае добиться от автора удаления негатива можно без подачи иска в суд, составив досудебную претензию. Подробнее об этом читайте в статье «Клевета в интернете: алгоритм юридического решения вопроса (но без суда)»:

Неоспоримым преимуществом при реализации закона о защите чести, достоинства и деловой репутации станет заключение эксперта-лингвиста, который подтвердит наличие в тексте информации, не соответствующей действительности.

Обращаться без него в суд — бессмысленная затея, поскольку судья обяжет истца оплатить услуги штатного эксперта, которые обойдутся дороже услуг частного специалиста. В среднем стоимость лингвистической экспертизы составляет 20 тыс. рублей, а время ее проведения — около 30 дней. Подробнее об этом читайте в статье «Как в судах решаются спорные вопросы по отзывам»:

Бюрократические проволочки

Весной 2018 года условия защиты, чести, достоинства и деловой репутации изменились. Законодатели наделили судебных приставов правом на основе судебных решений обращаться в Роскомнадзор для блокировки порочащей информации.

Наделение сотрудников ФССП новыми полномочиями должно было упростить механизм репутационной защиты и разрешить проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации, но из-за бумажной волокиты процесс только усложнился.

В результате проверки, проведенной Счетной палатой, из 154 документов, отправленных в ФССП на исполнение, только 32 % были получены установленным образом. Причина низких показателей кроется в перегруженности сотрудников ФССП работой.

Согласно норме, в месяц на одного судебного пристава должно приходиться около 20 исполнительных производств. В 2018 году количество дел превысило норму в 20 раз, достигнув отметки 400.

Этапы юридического удаления информации

Заблокировать с помощью суда страницу сайта или ролик в социальных сетях нельзя, поскольку блокировка веб-ресурса находится вне компетенции судьи. Решение о блокировке попадает в ФССП, которая предоставляет автору срок для добровольного удаления материала из сети.

Если автор проигнорирует требование суда, в дело вступит Роскомнадзор. Получив жалобу от приставов, работники ведомства в тот же день обязаны заблокировать страницу со спорным контентом.

Средняя продолжительность судебных заседаний по защите чести, достоинства и деловой репутации организации составляет около полугода. К этому времени следует прибавить срок, за который дело будет передано в ФССП, а следом в Роскомнадзор. Чтобы ускорить процесс, следует показать заинтересованность истца в скором разрешении дела.

Для этого к разбирательству привлекаются юристы, обладающие контактами экспертов в области лингвистики и знающие, как при помощи законных методов исключить возможность появления негативщика в суде. Подробнее об этом читайте в статье «Юридическое удаление информации»:

Риски судебного удаления

Основные проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации:

  • Отсутствие гарантий. В судебных спорах со схожими обстоятельствами возможны различные итоги, поскольку в России прецедент не является источником права.
  • Повод. Проблема, ставшая причиной появления негатива, останется неразрешенной.
  • Затяжной конфликт. Ничто не помешает автору опубликовать негативный контент на другом сайте, дав повод для нового судебного разбирательства на основании статьи 152 Гражданского кодекса РФ.

Юридическое удаление — действенная мера репутационной самообороны. На наш взгляд, прибегать к ней следует, когда остальные методы не увенчались успехом. Лучший способ сохранить репутацию незапятнанной — провести переговоры с автором, убедив его по собственной воле удалить негатив.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда