История успеха FRENCH KISS: Вилли Вонка современности
Шоколадный рынок делится на две отрасли: индустриальное и крафтовое производство. Главное отличие шоколада ручной работы от промышленного — в составе, который определяется на стадии изготовления. В основе авторского шоколада — только натуральные ингредиенты.
В России первые шоколадные изделия ручной работы (в рамках крафтового производства) стали появляться в 2004–2005 годах. Тренд пришел из Европы, где была особо распространена мода на маленькие шоколадные лавочки — Chocolaterie. До 2012–2013 годов гиганты вроде «Красного Октября» держали российский шоколадный бизнес в сильных руках. Но крафтовое производство стало расширяться и понемногу завоевывать свой сегмент клиентов. Потребитель уже вырос из «Мишки на севере» и был готов основательно познакомиться с традицией потребления шоколада и его разновидностями.
Натуральный шоколад ручной работы — это не только тонкий аромат и счастье для сладкоежек, но и отличный антиоксидант, средство для поднятия настроения, нормализации работы сердца и сосудов, повышения тонуса и хорошей работы мозга. Наконец, это десерт, которому мастер передал свое внимание и любовь.
О шоколадном искусстве на заре развития отрасли в стране, появлении первых бутиков и конкурентом рынке поговорим с директором по развитию и франчайзингу FRENCH KISS.
От идеи до развития
Что испытывает каждый из нас, когда двигается в правильном направлении? Уверенность и спокойствие. Мы начали свой путь еще в 2004 году, открыв первые шоколадные бутики в Москве, которые стремительно набирали популярность: к 2006 появились бутики в регионах, спустя 9 лет — 40 бутиков шоколада в Москве и крупных городах России, к 2015 мы открыли новую четырехэтажную фабрику в собственном здании на Юго-Западе Москвы. К 2020 году в Санкт-Петербурге появилось официальное представительство FRENCH KISS SPB: розничная торговля, оптовая торговля, корпоративные заказы и работа с сетями.
На вопрос «Как?» мы отвечаем просто: «Идея создания любого продукта в голове предпринимателя должна основываться на желании сделать мир лучше». В данном случае — «предложив рынку ни на что не похожий продукт европейского качества»: все изделия FRENCH KISS изготавливаются по старинным французским рецептам, которые были улучшены шеф-кондитером компании, только из самых свежих ингредиентов — ягод, фруктов, орехов и, конечно же, шоколада. Мы прекрасно понимаем, что процессы налажены и все работает как часы, но никогда не стоит расслабляться. Собственник и по сей день принимает активное участие в развитии своего детища: от рецептов до упаковки — все находится под чутким контролем.
Не будем забывать, что любой бизнес — череда испытаний и ошибок, урон от которых зависит от масштаба компании. Основными трудностями FRENCH KISS в начале пути стали поиск локации, оснащение оборудованием, команда и продвижение бренда. Каждый предприниматель сталкивается с рядом вопросов, скорость и качество решения которых наложат отпечаток на ближайшее будущее проекта в целом. Простые инсайты, которые помогли нам избежать фатальных ошибок:
- Сроки и горящие дедлайны. Скорость — наше все. Вы должны быстро и безошибочно ориентироваться в каждом вопросе — от согласования сроков по ремонту до поставки сырья и оборудования.
- Команда. Нужно подбирать не просто мастера, а увлеченного человека, который искренне любит то, что делает. Только тогда он будет готов совершенствоваться и улучшать свои профессиональные качества.
- Продвижение. Анализировать и изучать все каналы продвижения, которые только существуют. Не бояться экспериментировать и начинать что-то новое. Наши варианты — те, которые дают фидбек, они эффективны для бизнеса.
О конкурентах
В России на 2020 год насчитывалось более 600 производителей шоколадных изделий, но мы абсолютно спокойно реагируем на развитие конкурентного рынка и появление новых шоколадных мастеров. Время идет, тренды меняются, важно брать во внимание и адаптировать под свой проект то, что откликается клиентам.
У нас нет конкурентов — есть фирмы, которые могут работать с похожей продукцией или в похожем направлении. Например, это может быть компания по производству шоколада или компания, которая занимается подарками... Они все являются для нас лакмусовыми бумажками.
Секрет успеха
FRENCH KISS позиционируется как лидер в сегменте премиальных конфет ручной работы в России. Как нам это удается?
- Вложения в улучшения качества как продукта, так и упаковки.
- Ежегодное введение в ассортимент новых изделий.
- Обратная связь: формирование витрины и линейки товаров с учетом предпочтений клиентов и популярности тех или иных изделий у покупателей.
Мы продвигаем традицию потребления шоколада, расширяем вариации вкусовых сочетаний и знакомим своих клиентов с огромным выбором на любой случай:
- конфеты ручной работы FRENCH KISS SPB (более 55 видов);
- драже ручной работы (более 20 видов);
- плитки шоколада (более 20 видов);
- фигурный шоколад (более 20 видов);
- букеты из конфет ручной работы FRENCH KISS (более 100 видов);
- наборы из конфет ручной работы FRENCH KISS (более 10 000 комбинаций).
Сотрудничество с Flowwow
Знакомство с FW началось в качестве покупателей, когда на платформе ведущей категорией были цветы. Мы поздравляли своих партнеров в других городах с днем рождения. Платформа понравилась, удобно все — от выбора магазина и интерфейса до оплаты и доставки. Мы бы сказали — сделано с душой. Это откликнулось, потому что и сами сохраняем такой подход к своему делу. Корпоративные заказы на букеты и композиции делали только там.
С открытием подкатегорий «Шоколад» и «Сладости» в категории «Кондитерские и пекарни» решили стать первопроходцами и разместить свой ассортимент. Ранее, как и многие проекты, активно использовали два канала: интернет-магазин (собственный сайт) и Instagram.
Особых раздумий и сомнений не возникло, потому что платформа открыла нам дополнительный канал реализации — история подарков. Сама идея дарить подарки близким, находясь на расстоянии, очень зацепила. Она востребована среди клиентов, а это важно. Зарегистрировались 16 апреля 2020 года, подключили автообновление каталога и работаем по сей день.
В работе нам помогают простые инструменты:
- Предоставление сервиса высокого уровня — от качества продукта до клиентоориентированности.
- Открытость и дружелюбие: клиенты на платформе не всегда знают наверняка, что хотели бы купить. Они выбирают товары, и им иногда нужна помощь. Когда к нам обращаются за консультацией, мы с радостью советуем и подсказываем.
- Соответствие: фотографии соответствуют тому, что клиент получает по итогу. Мы не делаем замены и стараемся работать на долгосрочную перспективу: клиент вернется, если ему все понравилось.
- Чувство времени: сроки и соблюдение дедлайнов — хорошая черта в любом начинании, мы не задерживаем свои заказы и не вынуждаем клиента томиться в ожидании.
- Понимание ответственности: размещение на платформе — это возможность продавать, но ответственность за качество продукта и сервис возлагается на производителя.
Как итог
Начать свое дело никогда не поздно, ежегодно на рынках во всех отраслях появляются множество проектов разного масштаба. Бизнес ради бизнеса не выживет в условиях конкуренции, а вот идею «мой бизнес для того, чтобы сделать лучше» точно ждет успех. Важно не бояться делать выбор, пробовать новое и открывать перед собой другие горизонты. На момент нашего старта в 2004 году шоколад воспринимался как один из вариантов сладостей, а теперь это целое искусство как в производстве, так и в потреблении.