{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Первая прибыль, поиск инвесторов. Когда пора регистрировать бизнес и как это сделать

Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и партнёры» — о том, как определить, что пора оформлять стартап, в какой юрисдикции это делать, какую форму собственности выбрать для бизнеса: ИП, самозанятый, ОАО или ООО.

Александр Надмитов, управляющий партнер

Когда стоит заняться оформлением бизнеса?

К нам часто обращаются предприниматели за юридической помощью, чтобы оформить недавно созданный бизнес. Первый типичный вопрос этих клиентов: в какой момент в принципе имеет смысл заниматься юридическим оформлением создаваемого бизнеса.

На наш взгляд, определяющими являются несколько факторов:

  1. Наличие у бизнеса хотя бы минимальной выручки, достаточной для покрытия текущих расходов на открытие и ведение бизнеса. Во-первых, речь идёт о расходах на само его создание. То есть расходы на юристов, которые подготовят учредительные документы и подадут их в регистрирующие органы, расходы на аренду офиса, на открытие банковского счёта. Во-вторых, о минимальных текущих расходах на то, чтобы такой бизнес поддерживать: зарплата как минимум генерального директора, а также других работников, если они необходимы, выплата отчислений во внебюджетные фонды на эту зарплату, расходы на сырьё (если бизнес связан с производством или переработкой) и т. д.
  2. Наличие в бизнесе какой-либо технологии, которая требует защиты в качестве интеллектуальной собственности. На этапе работы над прототипом (MVP) допустимо, чтобы данные права оставались за создателями бизнеса. Но когда он будет создан, важно, чтобы они принадлежали компании, поскольку это будет являться одним из факторов при принятии инвестором решения о том, вкладывать ли средства в развитие данного стартапа.
  3. Наличие необходимости и реальных перспектив привлечения средств инвесторов. Как правило, они будут готовы инвестировать только на уровне юридического лица, но не физических лиц-учредителей, поскольку это даёт больше возможностей для возврата средств: есть механизм распределения прибыли, шире возможности по выбору органа для разрешения споров и для обращения взыскания на имущество. У физических лиц часто либо вообще нет собственного имущества, либо в законодательстве есть определённые ограничения на его взыскание, как пример — единственное жильё.

Когда все описанные выше факторы совпали, можно задуматься о юридическом оформлении своего стартапа. Но тут возникает следующий блок вопросов: где именно его создавать, в какой стране.

Выбор юрисдикции для регистрации бизнеса

Главный критерий при выборе юрисдикции — на каком рынке ваш бизнес собирается работать. Если это рынок российский (федеральный или, тем более, региональный/местный), то ответ очевиден — это Россия.

Впоследствии российский бизнес, возможно, понадобится «завести» на определённую зарубежную компанию. Обычно это происходит, когда в такую компанию готовы инвестировать венчурные фонды, фонды прямых инвестиций и подобные категории инвесторов с международным присутствием. Но это позже. На этапе создания это неактуально.

Если бизнес изначально заточен на международную аудиторию, то имеет смысл рассмотреть создание компании за рубежом. Скажем, американским клиентам привычнее иметь дело с компанией, зарегистрированной в США, азиатским — в Гонконге или Сингапуре. И так далее.

Следует учитывать налоговые аспекты создания бизнеса за рубежом:

Во-первых, при определённых условиях придётся отчитываться перед российскими налоговыми органами по правилам КИК (контролируемые иностранные компании).

Во-вторых, нужно иметь в виду наличие и статус договоров об избежании двойного налогообложения. В последнее время Россия активно их пересматривает с разными странами, поэтому нужно внимательно этот процесс отслеживать.

Допустим, вы определились, что ваш рынок — Россия. Здесь встаёт следующий вопрос: в какой форме создавать бизнес в России?

Сергей Лапин 
партнёр «Надмитов, Иванов и партнёры»

Ведение бизнеса в форме ИП и самозанятого

Если вы не планируете создание крупного международного бизнеса, а скорее хотите создать малый бизнес, то следует рассмотреть регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя либо стать самозанятым. Это также может быть полезным, если в более отдалённой перспективе вы допускаете создание крупного бизнеса, но хотите для начала протестировать некие бизнес-гипотезы. Связан подобный выбор прежде всего с тем, что у подобных организационно-правовых форм есть ряд преимуществ.

Преимущества ИП

  • Простая регистрация (занимает не более 3 дней).
  • Быстрый и простой вывод денег (можно вывести на карту, привязанную к расчётному счёту, снять наличными, перевести на карту физического лица).

  • Более низкая налоговая нагрузка по сравнению с юридическим лицом, так как не нужно платить налог на дивиденды.

  • Нет обязанности открывать расчётный счет.

  • Нет обязанности вести бухучёт (хотя налоговый учёт вести нужно!).
  • Простая отчётность (ИП без работников сдают только налоговые отчёты).
  • Лёгкая ликвидация (достаточно подать заявление, заплатить небольшую пошлину, и через неделю с учёта снимут).
  • Меньше штрафов (речь идёт о штрафах по КоАП РФ, в части штрафов по НК РФ особых преимуществ нет).

Недостатки ИП:

  • Всегда (даже при отсутствии работников и прибыли) нужно платить страховые взносы на медицинское и пенсионное страхование, в 2021 году они составляют порядка 40 000 рублей в год, при этом отчисления на пенсионное страхование не учитываются при расчёте пенсии в будущем.
  • Неограниченная ответственность — иными словами, ИП отвечает по долгам, возникшим в рамках ведения бизнеса, всем своим имуществом (исключение составляют единственная квартира, личные вещи, мебель). В отличие от участника/акционера компании, ответственность которого, как правило, ограничена вложенными в бизнес средствами (кроме случаев так называемой субсидиарной, т. е. дополнительной ответственности, но её применение строго ограничено случаями, прямо упомянутыми в законе).

  • Ограничения по видам деятельности (есть ряд лицензий, которые выдаются только юридическим лицам, но не ИП, в частности банковская, страховая и т. п.).
  • Неделимость бизнеса (т. е. в этот бизнес нельзя привлечь инвесторов).

Преимущества при самозанятости:

  • Предельно простая регистрация (через браузер или мобильное приложение).

  • Свободный график работы; возможность совмещения статуса с работой по трудовому договору (стаж не прерывается, зарплата не учитывается при расчёте налога на профессиональный доход (НПД) — см. ниже).

  • Экономия на аренде офиса и прочих расходах на поддержание бизнеса.
  • Специальный налоговый режим («налог на профессиональный доход» по льготной ставке от 4% на доходы от физических лиц до 6% на доходы от ИП и юридических лиц).

  • Нет необходимости в приобретении контрольно-кассовой техники, подаче деклараций, уплате страховых взносов.

Недостатки при самозанятости:

  • Льготный налоговый режим применяется только при условии, что сумма дохода нарастающим итогом в течение года не превысит 2,4 млн рублей.
  • Трудности с оформлением кредита, так как многие банки не учитывают доход самозанятых, ссылаясь на то, что он не является постоянным и гарантированным.
  • Ограниченный выбор банков для услуг эквайринга.
  • Также невозможность привлечь инвесторов (как и в случае с ИП).

Последний недостаток как ИП, так и самозанятых является определяющим. Эти варианты подходят только для малого бизнеса, не предполагающего возможность масштабирования и необходимость внешних инвестиций. Если же вы такую возможность рассматриваете, то следует задуматься о создании юридического лица.

Регистрация юридического лица: АО и ООО

В России коммерческие организации создаются, как правило, в двух формах: общество с ограниченной ответственностью (ООО) и непубличное акционерное общество (АО). Публичное акционерное общество в силу ряда причин в принципе не подходит для стартапа, эта форма скорее актуальна для крупных компаний. Причём в подавляющем числе случаев речь идёт о создании именно ООО. Ниже мы приводим сравнительную таблицу, которая вкратце объясняет причины такого выбора.

Акционерное общество

1. Право требовать от общества выкупа акций возникает только в нескольких случаях, указанных непосредственно в законе.

2. Обязательное ведение реестра регистратором, чьи услуги нужно оплачивать.

3. Процедуры формирования и увеличения уставного капитала более длительные и дорогостоящие.

4. Создание резервного фонда в размере не менее 5% от суммы УК.

5. Обязательный ежегодный аудит.

6. Необходимо публиковать отчётность (если число акционеров более 50).

7. Сведения об акционерах закрыты для третьих лиц, доступны только регистратору (с апреля 2021 г., если у АО - один акционер, то информация о нем публикуется в ЕГРЮЛ).

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

1. Возможность выхода из общества может быть предусмотрена уставом.

2. Список участников ведётся самим Обществом, его ведение не требует расходов на сторонние услуги.

3. Процедуры формирования и увеличения уставного капитала проще и дешевле.

4. Создание резервного фонда не является обязательным.

5. Обязательный ежегодный аудит не требуется.

6. Отчётность не требуется публиковать ни при каких обстоятельствах.

7. Сведения об участниках являются открытой информацией, отражены в ЕГРЮЛ.

Различия между АО и ООО

Единственным преимуществом АО по сравнению с ООО является возможность скрыть участников от глаз третьих лиц. Но это преимущество достаточно эфемерно, ведь в случае судебного разбирательства/запроса, например, всё равно регистратор будет обязан информацию раскрыть. К тому же на этапе создания стартапов это, как правило, не является решающим фактором. Такое преимущество важнее для более зрелых компаний. Все же остальные факторы работают в пользу ООО. Именно поэтому, как правило, мы рекомендуем нашим клиентам для создания их стартапа именно эту организационно-правовую форму.

0
1 комментарий
Николай Журавлев

Недавно учеными было обнаружено почти идеальное доменное имя для юридической компании. Имя находится в популярной среди предпринимателей доменной зоне .partners и выглядит так: https://executive.partners
Доменное имя executive.partners относится к категории TrueNames, включающей в себя домены из слов, имеющих значение и при этом благозвучных на английском языке.

На русский доменное имя переводится, как "управляющие партнеры" - партнеры, работающие в бизнесе на высоком уровне, руководители, которые принимают решения и следят за их исполнением, отвечающие за управление деятельностью компании.

В нейминге юридических компаний сложно как-то выделиться, поскольку оригинальные названия идут вразрез с консервативностью юридической практики.
Однако Executive Partners соответствует смыслу взаимоотношений в юридической компании, причем сам сайт на визитке будет играть роль логотипа.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда