{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Горький опыт: история пастели «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара

В изысканной пастели «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара горничная несет поднос со стаканом воды и чашкой из мейсенского фарфора, наполненной горячим шоколадом, к постели своей госпожи.

Жан-Этьен Лиотар. Пастель «Шоколадница». Ок. 1743—45

Глаза юной служанки опущены, терпеливо ожидая сигнала к действию. Белая шаль укрывает ее плечи, а плиссированный льняной фартук, повязанный вокруг талии, ниспадает поверх длинной серо-голубой атласной юбки, складки которой блестят. Удивительна техника работы художника: он использовал пастель на пергаменте с чрезвычайно высокой (90%) концентрацией пигмента, это обеспечивало стойкость и интенсивность цвета, и позволяло передавать текстуры.

Однако зачем на подносе присутствует стакан воды? Горячий шоколад, который пили в XVIII веке, существенно отличается по вкусовым свойствам от нашего современного напитка. Так, на серебряном блюдце лежит сладкое печенье, которое призвано смягчить горький вкус шоколада. Наполненный водой стакан также был важным дополнением для такого горького напитка с густой консистенции напитка.

Предка современного горячего шоколада продвигала католическая церковь, так как он был признан напитком, подходящим для постных дней. Во времена написания этой пастели шоколад был дорогим удовольствием, которое могли позволить себе только высшие классы, ведь он стоил вдвое дороже кофе. Дорогостоящее оборудование, японский лакированный поднос, фарфор, украшенный восточными мотивами отражают, что этот утренний эликсир — роскошь, доступная немногим.

«Шоколадница» Лиотара долгое время была символом Дрездена. Старейшая шоколадная фабрика города, Jordan & Timaeus, создала плитки шоколада с барельефом этой пастели к Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. Более того, когда в 1883 году саксонский король Альберт посетил шоколадную компанию Otto Rüger в Дрездене, он был встречен старшей дочерью владельца компании, которая была одета как Шоколадница Лиотара, и также предлагала королю чашку горячего шоколада с подноса.

Это великолепное произведение искусства послужило источником вдохновения для нескольких коммерческих иллюстраций начала ХХ века, рекламирующих благотворное влияние горячего шоколада (к этому времени напиток стал более распространенным и доступным)

Дизайн упаковки какао, производимого Walter Baker & Co. Ltd
Обложка рецептов шоколада и какао, Walter Baker & Co. Ltd
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда