Гибридная методология в ИТ-консалтинге: лучшие практики для управления проектами
Odyssey Consulting Group работает на рынке консалтинга больше 25 лет. За это время мы реализовали больше тысячи проектов и выработали собственную методологию управления проектами.
Компания состоит из практик, соответствующих направлениям нашей работы: ERP, Data & Analytics, Ecommerce, CX и др. И если раньше каждая практика реализовывала проекты в собственных подходах, то около 4 лет назад мы консолидировали лучшие практики PMBok, Agile и Waterfall, адаптировали под консалтинг в сфере ИТ и создали свою гибридную методологию.
Это база: основы подхода
Суть методологии – создать понятные и прозрачные правила игры для клиентов и для консультантов. На старте мы готовим устав проекта, в котором прописываем все детали:
· Роли в рамках проекта со стороны консалтинга и со стороны клиента,
· Что делает каждый участник проекта, в чем его ответственность,
· Максимальная загрузка каждого участника проекта,
· Как мы считаем стоимость проекта,
· Условия перехода между фазами проекта.
Договоренности «на берегу» помогают реализовывать проект быстрее и с меньшими затратами.
Коммуникация без «сломанного телефона»
Помимо устава проекта, мы формируем еще 3 документа:
· Контракт,
· План проекта: прописываем доступность команды, загрузку и последовательность задач,
· Отчет: раз в 2 недели фиксируем выполненные задачи, планируем следующие 2 недели, фиксируем заявки на изменения, модификации и риски.
Как показывает практика, 4 документов достаточно даже для крупных проектов по цифровой трансформации.
Помимо документов, мы организуем регулярные встречи с заказчиком. Раз в 2 недели проводим:
· статус проекта: контролируем прогресс и решаем рабочие моменты. Участвуют все ключевые стейкхолдеры,
· отчет: проводим обзор KPI проекта, фиксируем выполненные задачи и планируем будущие, обсуждаем риски и текущие вопросы. Участвуют руководители проектов со стороны консультанта и заказчика.
Раз в месяц проходит Управляющий комитет на уровне высшего менеджмента. Эта встреча нужна для контроля бюджета и сроков проекта, а также принятия ключевых решений по проекту.
Организационная структура проекта выглядит следующим образом:
Еще одна особенность нашего подхода: мы привлекаем сотрудников заказчика на всех этапах проекта. Мы собираем бизнес-требования, интервьюируя не только владельцев бизнес-процессов, но и конечных пользователей, чтобы создать эффективные бизнес-процессы и функции для заказчика.
На фазе Дизайн мы презентуем прототип решения и сразу погружаем сотрудников заказчика в будущую систему работы. Это помогает пользователям постепенно привыкать к системе, влиять на ее формирование, а значит, вносить свой вклад в трансформацию компании. Дальнейшая работа над бизнес-процессами и системой идет итерационно с учетом обратной связи пользователей.
Какие инструменты мы используем
Думаем, никому не нужно объяснять, что некоторый софт в России стал недоступен. Мы перешли на open-source и российские решения:
· LibreOffice – для подготовки текстовых, табличных документов, презентаций;
· Comunda – отрисовка схем процессов;
· Битрикс24 — трекер задач, хранилище для документов и пространство для коммуникации команды.
По нашим ощущениям, выбранный софт полностью содержит привычный функционал предыдущих решений. Но, конечно, как во всем новом, нужно привыкнуть к интерфейсу и особенностям систем. Поскольку мы сами реализуем проекты по масштабной трансформации компаний, мы знаем, как справиться с внутренним сопротивлением перед изменениями, — эти навыки применяем и сами к себе :-)
***
Наш подход к управлению проектами – это та система, которую мы создали:
- Во-первых, для создания максимальной ценности для заказчика при минимальных затратах ресурсов,
- Во-вторых, для прозрачной и предсказуемой реализации проектов.
Мы работаем с крупными заказчиками и внедряем масштабные системы. Срок проектов от полугода, поэтому важно фиксировать договоренности и придерживаться согласованных правил взаимодействия.
Мы будем рады узнать, что вы думаете о нашей разработке :-) Наши контакты: Telegram, LinkedIn, YouTube. Еще вы можете подписаться на рассылку материалов о цифровой трансформации на нашем сайте.
Бонусная фишка — V-образная модель тестирования
Эта модель позволяет минимизировать время на тестирование, обеспечить бесперебойную работу системы и управляемость процесса за счет многократной проверки качества.
Для каждой модификации системы:
· В сценарии тестирования указываются основные моменты, которые должны быть проверены разработчиком;
· Разработчик проводит самостоятельное тестирование и передает модификацию на контроль качества кода (code review);
· Ведущий разработчик проводит контроль качества кода;
· Консультант тестирует модификацию;
· Консультант настраивает систему с учетом модификаций и тестирует бизнес-процессы с учетом зафиксированных требований, после чего передает систему на тестирование владельцу бизнес-процесса;
· Владелец бизнес-процесса проводит тестирование;
· После этого консультант проводит интеграционное тестирование;
· По завершению тестирования переводим систему в продуктив и обеспечиваем сопровождение системы;
· По завершению начального сопровождения передаём информационную систему в Care (подразделение Odyssey Consulting Group, развивающее цифровые сервисы) и в рамках SLA поддерживаем и развиваем.