Кассы самообслуживания (КСО) для магазина — новый эволюционный этап развития ритейла
Рост продаж, увеличение рентабельности, повышение прибыли — главные цели любого бизнеса. Когда заканчиваются проверенные временем методы стимулирования показателей, начинается поиск новых решений.
Кассы самообслуживания (сокращённо КСО) как раз и стали новым трендом в торговле. Ритейлеры проявляют к новинке повышенный интерес.
Что даёт касса самообслуживания
- Улучшение условий труда персонала.
- Увеличение пропускной способности без роста численности штата.
- Ликвидация очередей при пиковых нагрузках на кассовые узлы. Снижение числа ошибок.
- Ускорение процесса проведения расчетов.
- Рациональное использование торговых площадей.
- Рост продаж и повышение лояльности покупателей.
Как устроена
Современная касса самообслуживания состоит из нескольких модулей:
— Сенсорный экран для работы с товарами и управлением программами.
— Кассовый аппарат с фискальным накопителем для легальной продажи по 54-ФЗ. Чаще всего ставят фискальный регистратор, который только печатает чеки. Все управление с дисплея моноблока.
— Встроенный сканер штрих-кодов, способный считывать и линейные, и 2D-коды, включая DataMatrix для системы маркировки.
— Держатель для пин-пада. Терминал позволяет принимать оплату по безналу. Наличный расчёт на КСО, как правило, не предусмотрен.
— Весы, если в магазине продают весовые товары.
— Полочки и держатели для корзин, пакетов.
Как это работает
Есть три возможных сценария использования:
- Одновременное сканирование и оплата. Так действуют кассы самообслуживания в магазинах: покупатели после сканирования товаров сразу оплачивают их.
- Заказ, оплата и выдача товаров. Такими возможностями обладают кофематы и вендинговые автоматы. Поскольку оборудование формирует фискальную отчетность, оно тоже относится к кассовой технике.
- Заказ с отсроченной оплатой. Находят широкое применение в заведениях быстрого питания и на автозаправках. Товар выдается покупателю с некоторой отсрочкой по времени после внесения платы. При этом также формируется отчетность, соответствующая современным требованиям закона о применении ККТ.
Преимущества
Для владельцев бизнеса
- Удобная оплата
Расчеты с помощью банковской карты — современная реалия торговли. Большинство клиентов приходят с картами, все проходит быстро и без задержек. Касса также способна выполнять начисление бонусных баллов по картам лояльности. - Подключение периферии
КСО может интегрироваться с POS-терминалом, сканером штрих-кодов, весовым оборудованием и другими устройствами, которые необходимы для решения тех или иных задач в каждом конкретном случае. - Использование маркетинговых модулей
Демонстрация скидок и рекламы, начисление кэшбека и отчет по бонусным программам — наиболее востребованные функции, без которых уже сложно представить современный магазин. - Мониторинг и анализ
Контроль ведется в режиме реального времени. Обычно это подразумевает аналитику заказов, пробитых чеков по сумме и номенклатуре, возможно настроить даже отслеживание складских остатков и сроков годности продукции.
Почему такие кассы нравятся покупателям
Кассы самообслуживания стали появляться в российских магазинах относительно недавно, но даже этого времени достаточно, чтобы понять реакцию покупателей. Посетители торговых точек показали лояльность и продемонстрировали готовность использовать новое оборудование.
В пользу внедрения касс самообслуживания говорят следующие аргументы:
- Быстрее, чем на обычной кассе
Если в корзине покупателя товаров немного, то не имеет смысла занимать очередь в обычную кассу. Система самообслуживания значительно сократит время покупки. - Возможность обойти очередь
В час пик нагрузка на кассовый узел существенно возрастает, что приводит к образованию очередей, которые могут стать причиной недовольства покупателей и даже отказа от покупки.
- Наглядность
Человек сразу видит цены и способен контролировать траты на покупки. Это большой плюс, так как в большинстве супермаркетов цены и итоговая сумма известны только при финальном расчёте. - Отсутствие контакта с кассиром
Для некоторых покупателей скорость работы персонала, как и навязчивые акционные предложения могут стать раздражающим фактором. Кассы самообслуживания обеспечивают автономность совершения покупок.
Что предлагает рынок
Несколько компаний производят безоператорные кассы, например, Тачплат, Электронный кассир, ККС, Визард, а модели фигурируют под названиями Q-60, TPS, Компакт, Микромаркет и др.
Мы же хотим показать вам одно из современных решений — новинку 2022 года от компании ШТРИХ-М.
Чем интересна касса самообслуживания S! POS:
- Встроенный 2D-сканер быстро считывает штрих-коды и маркировку, а также коды с бонусных карт или с мобильных приложений.
- Безналичная форма оплаты.
- Проверка возраста покупателя при приобретении табачной и алкогольной продукции.
- Монитор и аудиосистема позволяют демонстрировать рекламный контент.
- Для пакетов предусмотрен держатель и полочка, которые освобождают руки покупателя.
- Возможна установка дополнительного оборудования: весов, ручного сканера, считывателя магнитных карт, фронтальной камеры.
Цена внедрения не баснословна. На момент написания статьи (июнь 2022 года) касса самообслуживания ШТРИХ-М S! POS стоила 242,5 тыс. руб.
Возможные проблемы при использовании КСО
Здесь речь о сложностях, с которыми нередко сталкиваются покупатели:
- Плохо считываются штрих-коды.
- На мониторе путаные инструкции.
- Сложная навигация по меню, долго искать товары.
- Несоответствие платформ для взвешивания и упаковки габаритам товара.
Современное автоматизированное торговое оборудование лишено недостатков первых моделей 5-и и 10-и летней давности. Почти все эти проблемы уже устранены.
Когда целесообразно установить КСО
Супермаркеты и сети фастфуда активно внедряют кассы самообслуживания, так как практика показала, что это действенный способ повысить пропускную способность и увеличить продажи. Зоны самообслуживания хорошо показывают себя в случае мелкооптовой торговли (cash&carry). Будут уместны также и в сфере услуг (например, в парикмахерских, на автозаправках и автомойках).
Эксперты по автоматизации рекомендуют сначала провести анализ торговой точки, чтобы получить более конкретный ответ на вопрос о целесообразности внедрения КСО. При этом стоить учесть следующие факторы:
- размер торгового зала;
- оборот предприятия;
- количество и тип установленных касс;
- численность кассиров;
- график работы;
- пики посещаемости.
Иногда оказывается, что конкретному бизнесу нерентабельно будет ставить кассу самообслуживания. Тогда лучше вложить средства в обновление ККТ, сканеров и другого оборудования на рабочем месте кассира, чтобы ускорить обслуживание на привычной кассе.
Кто занимается внедрением
Для запуска нужно привезти оборудование, правильно подключить сканер и моноблок, зарегистрировать и настроить кассовый аппарат, проверить корректную работы программы.
Как проходит (этапы)
- Заявка и консультация. Под задачи конкретной торговой точки выбирают подходящий комплекс, решают, нужно ли что-то добавить. Здесь же стоит определиться, какой фискальный регистратор лучше поставить, опираясь на поток клиентов.
- Заранее регистрируют онлайн-кассу по 54-ФЗ, заключают договор с ОФД. На этом этапе также нужно решить вопрос с эквайрингом.
- Инженеры на месте выполняют установку и настройку кассовой техники, периферии и ПО.
- Умение пользоваться техникой позволит вдохнуть в нее жизнь, поэтому обязательно проводится обучение персонала.
- Берут ККТ на техническое сопровождение. Это даёт уверенность, что при поломке или сбое инженер оперативно решит проблему и все наладит. Кроме того, периодически нужно обновлять кассовую и учетную программу, а это тоже требует участия квалифицированных специалистов.
—
Статью подготовила редакция блога portkkm. ru. Информационная поддержка: Сергей Хорош.
Компания ПОРТ занимается ККТ и автоматизацией торговли. В интернет-магазине есть онлайн-кассы и кассы самообслуживания. Инженеры Авторизованного сервисного центра возьмут на себя развертывание и наладку КСО, а программисты выполнят интеграцию с существующей учётной программой.
Нужна консультация или есть вопросы? Пишите комментарии, оставляйте заявку на сайте или свяжитесь с менеджерами. Доставка по всей России. Представительства АСЦ ПОРТ находятся в Красноярске.