От любви до ненависти... Проблемы взаимодействия дизайнера и типографии
Знаете, какой самый страшный кошмар дизайнера? Что крой коробочки не соберётся ровно в изделие в тираже? Что серый цвет на пакете будет «полосить»? Нет! Есть страх посильнее, чем оплаченный тираж, которым недоволен клиент.
Катия Шведова
У меня на курсе для дизайнеров есть задание, которое вызывает самое большое сопротивление: надо пообщаться с типографиями. Каждый второй ответ начинается с рассказа о том, как сложно было выполнить это задание и какой негативный опыт общения с типографией был раньше. То есть дизайнерам — непосредственной целевой аудитории типографии страшно с ними общаться.
Понимаю, что через менеджеров в типографиях за день проходит большое количество запросов и странных людей с логотипами в ворде, но «синдром вахтёра» — это так себе реакция. Со своим 14-летним опытом в креативной полиграфии я боюсь одного менеджера. Мне проще даже не начинать общение и просто перейти в другую типографию.
Да, начинающие дизайнеры не всегда понимают, что такое вылеты и как делать макет не в RGB, но давайте по-честному: люди тоже, приходя в аптеку, не знают все виды лекарств и состав таблеток. А уж целевая аудитория аптек тоже не премиум-сегмент. Но я не слышала про фобию заходить в аптеку, а вот про страх задать вопрос менеджеру типографии — неоднократно.
Главная компетенция дизайнера — создавать дизайн. И не всегда полиграфический. Виноваты ли они в этом? Можно ли их наказывать за незнание? Вопрос открытый, если речь идёт о доходах типографии. Поэтому предлагаю подумать, что можно улучшить в коммуникации между типографией и дизайнером и для чего это нужно.
Чем полезны начинающие дизайнеры? Они готовы к экспериментам с бумагой. Создают нестандартные проекты. Визитки из необычных материалов, свадебные приглашения, сотканные из пыльцы, гривы единорога и фольгирования… На первый взгляд маленькие нерентабельные тиражи, но именно это становится сильным портфолио возможностей типографии, на которое указывают клиенты рекламных агентств. «Хочу так же!» По статистике в России рынок фриланса стал более интересным для крупных компаний и число обращений выросло больше чем на 40%. Потому что ситуация происходит нестандартная, требующая отстройки от конкурентов и таких же нестандартных решений в полиграфии.
Не имея больших инвестиций на старте, они тратят уйму времени на упаковку своих соцсетей: 99,9% дизайнеров имеют запрещённый «нельзяграм», превосходящий типографии по числу и активности подписчиков. Да, я бы на месте менеджеров типографий упрашивала бы делать совместные проекты за репосты и отметки. Контент сейчас правит миром, а фотографируют свои работы дизайнеры лучше, чем менеджеры.
Они хотят учиться. Им нравится идти в типографии на экскурсии, читать и разбираться в требованиях типографий, смотреть на процессы печати. У начинающих дизайнеров это вызывает восхищение. Это тоже легко становится частью контента. Что греха таить, я и сама снимаю сторис из каждой типографии, в которую прихожу за заказом. Репостить типографии мои сторис сильно проще, чем генерировать свой «вкусный» контент.
Дизайнеры обитают в разных точках планеты, а не только в соседнем от типографии доме. Пандемия заставила нас принять дистанцию как часть жизни. Типография может искать клиентов с хорошими тиражами в своём городе. А может стать более лояльными к логистике для дизайнеров (не будем мелочиться?) всей планеты, и они будут искать этих клиентов за вас. Недавно я общалась с девушкой из деревни с населением пять тысяч человек, которая ездит за 70 км в город для создания свадебной полиграфии. Такие дизайнеры готовы ради технологий и креатива заказывать дистанционно, согласовывать цветопробы по фото, доверять мнению профессионалов.
Дизайнеры готовы к заказам от типографий. Зачастую дизайнер в типографии заточен в одной стилистике работы или зациклен на собственном видении дизайна. В этом случае иметь базу проверенных дизайнеров, работающих в разных стилях, — это расширение клиентской базы. Да, вы, наверное, уже сталкивались с недобросовестными, срывающими сроки фрилансерами. Но мир меняется, и надо в нём создавать новую реальность общей заинтересованности в результате проекта.
Они не задирают цены на старте. Иногда, к сожалению, обесценивая себя. Но зато на эту цену приходит аудитория стартапов, микробизнесов и средних по размеру проектов. Они создают упаковку для новых товаров, полиграфию для маркетов и выставок, бирки для одежды ручной работы. Если в типографии скажут, что этой «мелочи» им и не надо, то, наверное, они забыли, что многие производства были и того меньше в начале своего пути. Эти компании растут, возможно, не все и не темпами брендов, у которых уже есть маркетинговый бюджет. Но часть из них становится сильными компаниями с большими тиражами.
Наконец, они понимают маркетинг. Не все и не весь, но сегодня специалисты, создающие логотипы, исходят из позиции не только «как красиво», но и анализируют ЦА, знают понятия УТП и ценности бренда. А это самое необходимое сейчас для отрасли — развитие смысловой полиграфии: добавление смыслов через подбор материалов, форм и технологий. В тренде цифровизации поддержка креативных решений — это жизнь для полиграфии. Однотипность и поточность канут в лету, а маркетинг останется. И будет ли он реализовываться через новые инструменты или через осознанный подход к полиграфии, зависит именно от нас, игроков полиграфического рынка.
Ко мне на обучение часто приходят менеджеры типографий. Говорят, что так начинают лучше понимать «нутрянку» типографий, потребности рынка и желания дизайнеров. Я всем нам желаю осознанности в этом вопросе. Ведь полиграфия развивается и растёт не только благодаря крупным производствам, а чаще всего именно благодаря тем, кого просто не устраивает как есть. Иногда — это начинается с малого.
Об авторе: Катия Шведова, полиграфист-креативщик, основательница Школы креативной полиграфии «Catie School»
#мнение Опубликовано на publish.ru 29.07.2022