{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что делать полиграфисту? Сотрудничество, оборудование, Китай

На недавней выставке RosUpak/Printech я послушал несколько выступлений представителей полиграфической отрасли. Речи звучали довольно мрачные и вызвали у меня некоторое недоумение. Неужели всё так плохо и выхода нет? А единственный вариант — просто ждать, пока всё плохое пройдёт?

Михаил Нестеренко

Да, налицо многосторонний 3D-кризис, включающий в себя последствия ковида, эффект от санкций и продолжение сжатия полиграфии. Но куда бежать, что делать бедному полиграфисту (который только недавно был довольно состоятельным полиграфистом)?

Для начала хорошо бы понять, как меняется страна, в которой мы живём. Мы знаем, что газеты и журналы, широкоформатные рекламные носители да и визитки, в целом, уже заменены онлайновыми, электронными способами представления информации. Мы знаем, что ковид и санкции привели к драматическим сокращениям рекламных бюджетов. Одновременно с этим мы знаем про импортозамещение и развитие отечественного производства. Не нужно быть глубоким аналитиком, чтобы увидеть, что те части полиграфии, которые связаны с рекламной печатью, журналами и газетами, находятся в наиболее глубокой рецессии, по сравнению с производителями этикетки и упаковки. Промышленная же печать, которая является частью процесса производства, только растёт.

С дальнейшим распадом глобализированного мира, в России, мне очевидно, будет больше отечественных товаров. Будет больше коробок и пакетов для их упаковки. Потребуется больше этикетки и больше инструкций к ним. Будет больше строительных и декоративных отделочных материалов с печатью. Мы будем печатать микроэлектронику и аддитивно производить детали станков и готовых изделий. Список можно продолжить самостоятельно.

Для типографии среднего размера вписаться в производственную цепочку какого-то серьёзного производителя продуктов питания, электроники (да, будет отечественная электроника), игрушек, мебели, отделочных панелей — это решить свою проблему с загрузкой оборудования. Усилия должны быть приложены к тому, чтобы существующие инвестиции в виде парка оборудования креативно использовать в интересах растущего российского производства. Например, при посещении одной из журнально-рекламных типографий я заметил, как там наносились трафаретом линии размеров на войлочные стельки. Это очень конкретный пример того, как типография вписывается в современную производственную реальность.

Отдельно хочется сказать про цифровую печать. Всем полиграфистам, которые приобретали серьёзное цифровое печатное оборудование, я говорил одно — вы берете партнёра в свой бизнес в лице его вендора. И он устанавливает правила и будет решать, на каких условиях вам работать и работать ли вообще. Конечно, я не мог представить себе, что многие производители цифрового печатного оборудования соберутся и дружно оставят российский рынок. Но это произошло!

На фоне разговоров про параллельный импорт и новые каналы поставки, возможно, стоит вспомнить про то, что пылится по углам в большинстве типографий — на неиспользуемые офсетные печатные машины. Возможно, пришло время их привести в порядок и включить в производственный процесс либо продать тем, у кого офсета ещё нет. Было время, когда печаталось намного больше полиграфической продукции, а никакой цифровой печати ещё не было. Как писал Владимир Маяковский: «В курганах книг, похоронивших стих, железки строк случайно обнаруживая, вы с уважением ощупывайте их, как старое, но грозное оружие». Он писал про свои стихи, но это вполне относится и к старым добрым офсетным печатным машинам. В России есть на чём печатать и без тонеров, завезённых задорого через Турцию и Казахстан.

Активная торговля с Азией — это неизбежная дорога для России. В Китае есть основная часть того, что требуется для российской полиграфии — огромная промышленность по расходным материалам, разнообразное производство станков для струйной, офсетной, флексо и трафаретной печати, широкий спектр компьютеризированного финишного оборудования. Да, там нет собственных тонерных машин и аналогов HP Indigo, но про опасность этого пути я писал выше. Несмотря на ковидные ограничения, надо идти по этой дороге, развивая связи с Китаем и другими странами Азии. Многие делают это уже давно, к своей выгоде.

Если обобщить, то стратегически полиграфия должна, на мой взгляд, целенаправленно двигаться в сторону российской промышленности, всех её отраслей, где возможно сотрудничество. Во-вторых, целесообразно подумать об использовании в этих целях всего существующего оборудования, в том числе временно отставленного в сторону. И, в-третьих, имеет смысл оснащать своё производство при помощи дружественных стран, в первую очередь Китая. Теперь вы знаете, что делать.

Михаил Нестеренко
Генеральный директор «ИНТЕРМИКРО», поставщик оборудования с 1995 года, блогер

#мнение Опубликовано на publish.ru 1.08.2022

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда