Осторожно, цифровые кочевники

За последние два года пандемия полностью поменяла представление о том, как должен строится рабочий процесс. Только за 2020 год доля россиян, работающих в удаленном формате, выросла с 3% до 14%. Согласно опросу BCG 60% российский сотрудников хотят остаться на удаленке. Уже к сентябрю 2021 года на рынке труда количество вакансий, предлагающих удаленный формат работы, увеличилось на 400%.

Условия новой рабочей реальности способствовали стремительной популярности цифрового кочевничества (digital nomad) — свободного образа жизни без привязки к постоянному месту нахождения. Согласно исследованию Emergent Research и MBO Partners, только за 2020 год доля американцев, примкнувших к культуре digital nomad, выросла на 49%.

Однако большинство работодателей до сих пор не поощряют такой образ жизни своих сотрудников. В нашем материале разбираем, почему компании не спешат принять в свои ряды цифровых кочевников.

Кочевник VS фрилансер

Фрилансеры и наемные сотрудники, работающие удаленно, имеют много общего с цифровыми кочевниками: гибкий график, свобода в передвижениях, работа в digital сфере. Основное отличие состоит в том, что digital nomad не имеют привязки к определенному месту жительства. Переезжая в другой город или страну, кочевник каждый раз налаживает быт с нуля, организует свою жизнь и досуг. Регулярные путешествия накладывают отпечаток на его мировоззрение и ценности. Особенно это касается отношения к накоплению предметов обихода: вещей, одежды. Частые переезды предполагают минимизацию материальных благ. Творчество и самореализация выступают на первый план, особое внимание уделяется собственным желаниям.

Цифровые кочевники находятся в постоянном движении. Они ценят быстрый интернет и свободу передвижения больше, чем комфорт и домашний уют.

Исследование, проведенное сервисом SuperJob, показало, что IT-профессии занимают первое место в ТОП-5 сфер для дистанционной работы. Чаще всего цифровыми кочевниками становятся люди из digital сферы: IT-специалисты, дизайнеры, журналисты, веб-разработчики. Для этого не требуется высокая зарплата и большие накопления. Главное — наличие компьютера и хорошего интернета.

Выгода и риски

Массовый переход на удаленку повлек за собой значительное снижение расходов компаний. В 2020 году PwC представила отчет, согласно которому снижение затрат на аренду офисов, электричество и другие расходы позволит компаниям по всему миру экономить до €1,7 млрд. А опрос Boston Consulting Group (BCG) показал, что более 75% сотрудников компаний по всему миру работают гораздо эффективнее на удаленке. Это и не удивительно, поскольку работа в дистанционном формате перестала ограничиваться временными рамками.

Если в компании эффективность работы сотрудников только растет, а затраты на содержание офиса падают, то почему культура цифрового кочевничества все еще не приветствуется среди работодателей?

Такие крупные компании как Google и Apple, наоборот, меняют внутреннюю политику и пытаются вернуть сотрудников в офис. Руководители небезосновательно опасаются, что номады могут сорвать сроки работы, совмещать работу с подработкой в другой компании или не выполнить договоренности в полном объёме. При этом у работодателей возникают проблемы с трудовым законодательством. Компании должны руководствоваться налоговыми, регуляторными и законодательными нормами юрисдикции той страны или региона, где работает сотрудник. Если номад своевременно не уведомит компанию о переезде, то работодатель, сам того не зная, может нарушить трудовое законодательство.

Руководству не всегда получается контролировать местонахождение сотрудников, а потому может присутствовать некая форма «геоарбитража», то есть использование разницы в уровне жизни в разных странах. За выплату зарплаты сотрудникам, которые переезжают с целью получения выгоды от низких затрат в новом регионе проживания, отвечать приходится именно работодателям. Цифровые кочевники часто выбирают для себя новое место жительство в районах с низкой стоимостью жизни, при этом их зарплаты обычно превышают средний уровень. Поэтому, например, Google стал урезать зарплаты сотрудникам на 5% - 25%, в зависимости от удалённости сотрудника от офиса.

Более того, не все организации успевают разработать корпоративные своды правил и программы для представителей digital nomad культуры. Получается, что цифровые кочевники «отключаются» от системы. Поэтому возникают сложности в построении рабочего процесса: кочевники не всегда отчитываются руководству о своих поездках, они не могут принимать участие в спонтанных совещаниях.

Но есть и другой тип компаний — противоположность международным конгломератам с жёсткой бюрократией. Например Siemens и Spotify поддерживают номадов в своей корпоративной культуре, создавая специальные поощрительные программы за выполнение KPI. Такие компании ценят профессионализм, амбиции, обучение сотрудников и их инициативность. Они поддерживают мультикультурность и создают многонациональные команды из разных стран. Этот подход позволяет обмениваться не только профессиональным опытом, но и расширять интеллектуальные границы, в том числе с помощью культурного обмена.

Компании начинают понимать, что цифровое кочевничество — это эффективный способ борьбы с выгоранием сотрудников.

Образ жизни цифрового кочевника обеспечивает постоянную смену впечатлений и свободу выбора комфортной атмосферы для жизни, будь то жаркие пляжи Абу-Даби или заснеженные горные склоны Сочи. Несмотря на то, что у кочевников уходит некоторое время на адаптацию к условиям новой страны, позитивные эмоции помогают отлично справляться с рабочим переутомлением. А новый культурный опыт развивает креативность сотрудника и позволяет взглянуть на решение рабочих проблем под новым углом.

Что дает виза цифрового кочевника?

По данным сервиса kupibilet.RU, наиболее популярными направлениями среди цифровых кочевников в 2021 году стали ОАЭ, Германия, Грузия, Хорватия, Чехия и Португалия. Продажи билетов только в ОАЭ увеличились на 28% в сравнении с аналогичным периодом за 2019 год.

На популярность этих стран среди кочевников влияет введение нового вида виз, предназначенных для номадов. В каждой стране она имеет разное название: Dubai Virtual Working Program в ОАЭ, Privremeni Boravak в Черногории и Svrhu Boravka Digitalnih Nomada в Хорватии, Remotely From Georgia в Грузии, Work In Nature (WIN) в Доминикане, Zivno в Чехии и др. Специальные правила миграции позволяют решить проблему проживания кочевников в регионах, где средний уровень зарплаты ниже, чем в странах их официального трудоустройства. Такая виза — это фактически облегченный вариант «золотой визы», принятой странами Европы после кризиса 2008 года с целью пополнить государственные бюджеты. Новый вид визы предназначен для менее состоятельных граждан. В зависимости от страны условия ее получения меняются, но чаще всего она предполагает либо вложение средств в недвижимость страны проживания, либо уплату пошлины. Самым главным условием для получения визы является подтверждение самозанятости или официального трудоустройства с печатью работодателя, а также медицинская страховка.

Такая виза позволяет посещать страны даже в период пандемии и закрытых границ. Привлечение цифровых кочевников на фоне ограничений помогает туристическому бизнесу держаться на плаву.

Более того, эти страны создают специальные условия работы. Например, в ОАЭ — отличное интернет-соединение даже на пляже, в Германии есть возможность оформления ВНЖ от 3 до 6 месяцев, в Чехии — доступный уровень жизни.

Получая визу цифрового кочевника, сотрудник может предоставить эти документы своему работодателю, тогда ни у одной из сторон не возникнет проблем по налоговой части.

Будущее или кратковременный тренд?

Еще в 2018 году Известия выпустили статью, в которой говорили о том, что формат удаленной работы является привилегией, доступной лишь единицам. Интересно, что еще тогда они прогнозировали рост удаленки на 34% - 50% до 2020 года. Сейчас, приближаясь к концу 2021 года, мы можем сказать, что прогноз был верным, а пандемия еще больше усилила этот тренд. Удаленка создала удобные условия для работы из любой точки мира, а введение некоторыми странами digital nomad виз позволило цифровым кочевникам путешествовать даже во время локдауна.

Сейчас, после ослабления карантинных мер, многие компании начинают думают о том, чтобы и вовсе оставить часть сотрудников на удаленке, за счет чего получится существенно сэкономить на офисных расходах. Опрос, проведенный компанией SuperJob, показывает, что вернуть всех сотрудников в офис собирается лишь 25% компаний, в то время как 34% планируют оставить гибридный формат работы. А благодаря росту числа компаний, которые продолжают переводить своих сотрудников в гибридный формат, возможно также расширение профессиональных сфер деятельности среди цифровых кочевников.

С большой долей вероятности в ближайшем будущем мы можем ожидать подъем digital nomad культуры. Это дает нам возможность сказать, что цифровое кочевничество — не препятствие, а дорога к новым возможностям.

0
4 комментария
Creo Type

счас бы стать цифровым кочевником

Ответить
Развернуть ветку
Метеор

Хочется бросить все и уехать в Казахстан

Ответить
Развернуть ветку
Илья Тупиков

Почему Казахстан??

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шахов

Да естественно все в офлайн уйдет

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда