{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

Как мы проводили командную ретроспективу в Minecraft

Рассказываем историю, на что стоит обратить внимание при проведении командного мероприятия в игре Minecraft, какие грабли могут быть, как организовать онлайн- и офлайн-участие.

Как появилась идея?

Как это обычно бывает, всё произошло случайно. После одной из пятничных тусовок командой в баре мы решили вернуться в офис и продолжить общение там. Наш разработчик Никита рассказывал, как поднимал сервер для своих детей, чтобы они поиграли в Minecraft, и вдруг предложил провести и нашей команде ретро внутри этой игры. Мне это сразу напомнило, как учитель преподавал геометрию внутри Half-Life: Alyx. Я и раньше думал над похожим мероприятием в какой-нибудь игре, даже мысли про Minecraft были. Идею подхватили даже те, кто не играл в Minecraft, что добавило дополнительной мотивации и сэкономило время на вовлечение в эту идею команды.

От идеи к первым шагам

По мере обсуждения идеи появились вопросы организации и наполнения контентом такого мероприятия.

Организация:

- Кто будет готовить сервер? Его ведь нужно покупать и настраивать.

- Кто будет настраивать игру?

- Как предоставить игру всем участникам команды?

- Какие ещё инструменты будут нужны помимо самой игры?

Команда собралась в лекционном зале

Наполнение контентом:

- Куда клеить стикеры в игре? Внутри игры нет Post-it. Там есть возможность писать на табличках, но к ним нужно подходить вплотную, чтобы прочитать. Неудобно группировать таблички.

- Как организовать низкий порог входа в инструмент, чтобы не потерялся смысл ретро? И наоборот, как сделать интересным ретро в игре, если всё, что нужно будет делать — это просто ставить таблички?

В итоге в игре это была единственная табличка с текстом

Я люблю экспериментировать с форматами ретроспектив, поэтому не хотелось отказываться от новинки, но и предложений сходу не появилось. В итоге на какое-то время пришлось отложить мероприятие до более подходящего момента, а точнее пока не пришла нужная идея.

Решение с контентом

У команды предстояла выездная сессия в июне. Это когда вся команда на несколько дней выезжает в загородные коттеджи и, не отвлекаясь на ежедневные задачи, обсуждает рабочие вопросы, участвует в развлекательных активностях и командном отдыхе. Половина времени уходит на рабочие обсуждения, половина — на другие активности. Рабочие обсуждения представляют из себя коллективные штурмы, работу со стикерами и флипчартом. При этом тематика обсуждений разнообразная — выявление проблем, синхронизация по видению, проработка рисков и путей их нивелирования.

SPT — аббревиатура одного из продуктов, который делает команда

Одно из упражнений, которое обычно делают команды, — нарисовать свою команду как её видит сама команда. Если команда большая, то она делится на несколько групп, чтобы каждая группа нарисовала свою версию команды. Так становится видно, на чём акцентируют внимание коллеги при описании команды, это помогает выделить сильные и слабые стороны команды. Я начал готовить наполнение сессии, и тогда мне и показалось, что это упражнение идеально вписывается в виде задания внутри Minecraft, намного лучше, чем проводить его на ватманах размера А1.

Планирование внутриигрового процесса

Задание изобразить команду вполне выполнимо внутри Minecraft. Каждый может что-то построить, надо было продумать, что именно. Показалось, что постройка дома — самое логичное, что может объединить и особенности игры, и описание команды.

Мой дом — моя крепость

В команде почти 20 человек, строить таким составом один дом не имеет смысла. Поэтому нужно делиться на группы, а также учесть опыт игры участниками — кто-то новичок, кто-то уже играл. Был выбран такой сценарий:

- Поделиться на 5 групп по 4 человека. Даже если не все смогут поучаствовать, то группа из 3 человек сможет справиться с заданием.

- Определить капитанов групп из тех, кто имеет наибольший опыт игры.

- Капитаны по очереди набирают по одному человеку в свою группу.

Также тяжёлый вопрос был в том, как долго должно длиться мероприятие. Отвечая на этот вопрос, я исходил из таких предпосылок:

- Люди не будут знать, что делать в начале. Также деление на группы займёт определённое время. Под это отвёл 1 час.

- Сам процесс постройки «здания как команды». С учётом разного опыта игры отвёл под это 1.5 часа.

- Процесс демонстрации построек всей команде: нужно будет ходить по зданию за представителем группы, общаться, исследовать. Опять же с учётом разного опыта игры и вопросов вроде «Где вас найти» и комментариев «Я застрял в озере, меня атакуют осьминоги» заложил 1,5 часа. Как оказалось, и такие вопросы, и такие комментарии были, причём я как раз и застрял в озере с осьминогами.

Когда терялись, летели на свет лазерных столбов

В итоге запланировали длительность 4 часа под такое ретро. Если бы по итогу осталось больше часа свободного времени, было подготовлено одно запасное задание. У нас столько времени не осталось, поэтому отложу описание задания на будущее мероприятие и будущую статью.

Подготовка

Вопрос с контентом был закрыт в отличие от вопросов с организацией. Тратить ресурсы разработчика не хотелось, но хорошо, что в компании есть поддержка команд HR и IT, которые согласились помочь. Более того, администраторы из IT-команды вдохновились идеей и были сильно вовлечены в подготовку, ведь не каждый день им приходит такая задача.

По итогу сделали следующие настройки игры:

gamemode=creative difficulty=easy spawn-monsters=false online-mode=false player-idle-timeout=0 pvp=false (чтобы друг друга не перебили) max-players=22 max-world-size=29999984 allow-flight=false spawn-animals=true

Уже после проведения мероприятия мы поняли, что надо было ещё попросить включить консольные команды, чтобы можно было включать день, выключать дождь. У нас получилось так, что много времени в игре была ночь, что мешало кооперироваться. Особенно из-за ночи тяжело было в начале мероприятия, сложно было следовать за коллегами, собираться для распределения по мини-командам и искать место. И скриншоты ночью были не такие впечатляющие.

Фейерверк у одного из домов помогает идентифицировать место тусовки

Что касается погоды — дождь шумел так, что было плохо слышно других участников. Также было обидно, когда построили водный канал, по которому можно было двигаться, а он замёрз из-за зимы. Хотя кому-то нравилось, когда шёл снег, было красиво.

Вечеринка под дождём

В качестве мыслей на подумать оставили несколько вопросов открытыми:

- Нужно ли присутствие администратора для мероприятия, чтобы не отвлекать участников из команд?

- Как нужно было продумать точки сбора и респауна, чтобы никто не терялся? Делать ли заранее в игре дополнительные постройки с указанием координат?

- Достаточно ли одного мира или нужно было сделать отдельный мир под каждую мини-команду? Возможно, тогда бы не было реакций вроде «Ой, а где я», а всех можно было бы телепортировать в нужный мир.

- Нужно ли было делать видеозапись мероприятия? Обсуждалась возможность ввести участника игры, который бы только ходил по карте и смотрел за происходящим, одновременно делая стриминг или просто запись. Кажется, что получившееся видео было бы интересно переиспользовать.

Делегировать то, что можно делегировать

Всегда будут моменты, которые ускользнут из внимания, если фокусироваться на одном большом направлении. В нашем случае, пока я концентрировался на контенте и высокоуровневой организации, а разработчик консультировал команду администраторов, могли выйти из-под контроля низкоуровневые детали организации. Такие детали подхватила Ира — тоже из нашей команды. Ира продумала:

- День и время мероприятия. Нужно было согласовать со всей командой, забронировать календари, рассмотреть возможность проведения в офисе, так как у нас гибридная модель работы — кто-то точно был бы из дома, а кто-то в офисе.

- Организация техники. Опытные игроки подсказали, что играть на макбуках с трекпадом — не самый лучший опыт. Пришлось проводить опрос внутри команды, у кого есть мышки, нужны ли USB-переходники, а потом заказывать у команды IT недостающую технику.

- Организация еды. Так как мероприятие проходило в дневное время и занимало время обеда, а часть команды была в офисе, нужно было продумать, как не проголодаться в процессе. Поэтому заказали пиццу на участников команды в офисе.

Большая переговорка для тех, кто из офиса.

Инструкции по установке и входу в игру для команды Ира с Никитой писали уже совместно и выложили заранее. Это сильно облегчило старт мероприятия, так как команда могла заранее подготовиться.

Большой бассейн для тех, кто в игре

Также уже по ходу мероприятия стало понятно, что помимо инструкций по установке и входу в игру нужно было выписать где-то базовые, а где-то продвинутые вещи для игры (дважды пробел — летать, поиск других участников по XYZ координатам, и другие), которые бы устраняли тупнячки игроков.

Инструментарий

Помимо игры и техники нужно было учесть также другие вспомогательные инструменты, которые бы помогали проведению мероприятия. И речь не про кирку, ведь у нас был включен creative gamemode, ломать камни можно и рукой. Что предполагалось использовать нами:

- Рабочий канал команды в корпоративном Slack, чтобы выкладывать инструкции до игры и в треде отвечать на вопросы до начала мероприятия.

- GoogleDoc с описанием инструкций по установке и входу в игру, желательно со скриншотами.

- Telegram-чат команды для частого общения во время мероприятия, чтобы не спамить рабочие чаты и треды, туда же скидывать фото и видео процесса. Тот же чат, который мы и так используем для нерабочих обсуждений.

- Discord для быстрого общения голосом в игре, так как можно переключаться между голосовым каналом команды и голосовым каналом своей группы, там же есть и текстовый канал для оповещения об общих сборах.

Экскурсия в один из домов. Без бэкдора

Discord был также не знаком части команды, возникли сложности с использованием этого инструмента, несмотря на то, что его пробовали заранее. Но это была не такая проблема по сравнению с тем, что Discord очень сильно тормозил и демонстрировал низкое качество видео и звука.

В итоге уже во время игры приняли решение переключиться на знакомый всем корпоративный Zoom, в котором мы проводим ежедневные standup-встречи.

Эмоции

После мероприятия разослали анкету с несколькими вопросами, чтобы по свежим следам поделиться обратной связью.

Вопрос: «Как в целом? Как впечатления?» Ниже примеры ответов:

- Очень круто, что-то новое.

- В целом только положительные.

- Круто, очень понравилось! Самое веселое ретро.

- Интересно, наверняка, если будет второй раз будет лучше, т.к. некоторые ребята только въезжали первый час.

- Огонёчек.

- Затягивает, медитативный процесс.

- Потыкались в игрушку. Хз, мозг не взорвало.

- Крутяк! Интересный взгляд на ретро.

- Весело, и как тимбилдинг прошёл на ура.

- Было интересно, два часа прошло очень быстро.

Когда строишь дом так, чтобы соседи были неподалёку. Чтобы, если что, зайти за солью и пулл-реквестом.

Вопрос: «Что понравилось?» Ниже примеры ответов:

- Все понравилось, хочу ещё.

- Понравилось то, как мы быстро освоились в игре и получили новые навыки и информацию. И в целом это очень позитивное времяпровождение для большой команды.

- Обсуждение внутри мини-команды, сплочённость.

- Удалось поработать с новенькими в команде (обычно по работе не взаимодействуем).

- У меня вся команда была в офисе, мы сели рядом, получился тимбилдинг.

- Было красиво, живенько и интересно.

- Лолы и кеки.

- Хорошо, что ребята помогали тем, кто не сильно знаком с Майнкрафтом.

- Креатив, пробовать что-то новое.

- Командное взаимодействие, деление по мини-командам: ранее я никак не пересекалась по работе с участниками моей команды, но сегодня мы смогли пообщаться.

- Слаженность в игре. Все были вовлечены, старались, получились красивые домики и порадовались.

- Красочная иллюстрация мыслей, красиво получилось, что в ограниченное время, если концентрируешься на одном, забываешь про другое.

Одна мини-команда объясняет другим наличие лавы

Также собрали мнения на вопрос «Что не понравилось?», чтобы провести работу над ошибками в рамках подготовки следующих мероприятий:

- Пришлось осваивать Minecraft. Недостаток опыта игры сказался на результате.

- Не до конца получилось вырваться из рабочих задач на 4 часа, отвлекали рабочими вопросами.

- Не успел подготовить Discord и установить игру. Несколько людей потерялись, не знали что делать, а остальные уже не отвечали и играли.

- Разделённость на команды, т.к. было всего одно задание и не менялись командами, получилось очень автономно от других.

- Немного не хватило именно ретро и рефлексии по тому, что получилось.

Другая мини-команда просто показывает, зачем нужна лава ночью

Ну и главный вопрос в анкете о том, насколько такой формат лучше, чем упражнения с ватманом или стикерами на флипчарте, или даже на доске в Miro: «Какие плюсы и минусы, если сравнивать с таким же заданием, но не в Minecraft?» Некоторые рассуждения:

- Однозначно все проигрывает Майнкрафту, так как нигде нет такой визуализации и нельзя походить и пощупать то, что получается.

- Это просто разные активности, а практиковать можно что угодно. Стикеры в Miro подходят больше для сухого описания конкретных проблем, а в Minecraft упор идёт на тимбилдинг вещи — сплочение команды, проявление креатива, отдых.

- Со стикерами более индивидуальная работа (каждый представляет своё мнение/идею), в Майнкрафте — командная работа.

- Скорее, это было тимбилдингом, с Miro больше получается слышать каждого. В Майнкрафте более весело и необычно, неплохо разноображивает.

- Больше простора для творчества и креатива. Одновременно задействованы все участники. Со стикерами нет геймификации. Без стикеров нет строгой формализации.

- Со стикерами, думаю, вышло бы быстрее, так как не нужно опыта игры в Minecraft, но не было бы такой вовлеченности.

- Это разные подходы в целом, сложно их сравнить, как мне кажется. Тут мы разбились по командам, каждая из которых думала в ключе создания чего-то одного и общего. На стикерах обычно каждый высказывает что-то своё собственное. Даже если со стикерами разобьёмся по командам и будем высказывать какие-то идеи (как обычно делаем на ретро), то опять же будет не то. Было классно, мне понравилось.

- Плюсы — больше возможностей в игре, это веселее чем стикеры. Минусы — не найдено.

- Мне кажется, никакого ретро в Майнкрафте не было. Мы просто потимбилдились. В этом смысле доска продуктивнее.

- В Майнкрафте лучше работает фантазия, не скучно и достигается хорошая вовлечённость. Но серьёзные вопросы, наверное, не подойдут для такой практики, так как все всё-таки играют и веселятся.

- На бумаге не были бы так видны моменты с тем что концентрируясь на одном, теряешь другое. Красиво внешне — нет содержимого. Есть содержимое — не просчитаны пути. А как заблудиться в бункере — на бумаге вообще не понятно, а вот в игре круто все заблудились и запутались, очень красочная демонстрация.

- Со стикерами было бы быстрее, но менее эмоционально и менее вовлекательно. Для упражнения, которое не требует action points, а проводится скорее как health check, вариант с Манйкрафтом идеален. Со стикерами можно бы было чётче зафиксировать мысль и оставить её в письменном виде, так как в Майнкрафте объяснения были на словах, они почти сразу забываются.

Casual — это название команды

Выводы

Отличный вариант для тимбилдинга. Точно подойдёт для организации одной задачи из командного синка или обсуждения одного вопроса из командной ретроспективы, но пока формат не готов к проведению полноценного командного синка. Хотя это не значит, что он не подойдёт через несколько таких итераций. Особенно во времена, когда процветают удалёнка и гибридные форматы работы команд, а также когда начал активно развиваться метавёрс.

Марк Цукерберг заявил в июле, что цель Facebook теперь — help bring the metaverse to life. А мы попробовали ещё за месяц до этого, нам понравилось.

Кирилл Шиханов
Product Manager
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда