{"id":13655,"url":"\/distributions\/13655\/click?bit=1&hash=17a0e55a63bd0960d466baff29be5a6a830a9ecab9cb1a490f31f5267724efbf","title":"\u041a\u0430\u043a \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0435\u0440\u043c\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0442\u044b \u043e\u0442 \u00ab\u043f\u0441\u0435\u0432\u0434\u043e\u0444\u0435\u0440\u043c\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0445\u00bb?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"43a94a7a-c975-5627-8453-c0ce96e38181","isPaidAndBannersEnabled":false}
Технолидеры Будущего

«Умираешь, Семён? Так. Ну, умирай», или коротко о рынке российских стартапов после обмена активами «Яндекса» и VK

23 августа произошло событие, на которое остро отреагировали все игроки венчурного рынка, — VK и «Яндекс» обменялись активами. Теперь «Яндекс» берёт под контроль Delivery Club, а VK достаются аудитории новостного агрегатора «Новости» и рекомендательной платформы «Дзен», их перенесут на портал dzen.ru. Многие аналитики уже окрестили эту сделку «гвоздём в крышку гроба» отечественного рынка стартапов. Так ли это? Порассуждаем далее.

Общая канва

Сделка была анонсирована ещё в марте этого года и планируется к завершению в конце 2022 года. Обмен активами между VK и Яндексом по сути означает раздел сфер интересов компаний: Яндекс сосредотачивается на сервисах доставки, такси и прочего, а VK забирает социальные сети и формирование контента, то есть полностью уходит в онлайн и инфо-бизнес. У многих оставались сомнения по поводу одобрения ФАС подобных маневров со стороны 2 крупнейших компаний на отечественном рынке, однако 30 августа этот шаг был одобрен, что не оставляет сомнений — сделка состоится.

На официальном сайте ФАС опубликовал своё решение и огласил предписания:

1. Отсутствие каких-либо преимуществ для ресторанов и доставщиков, использующих сервис Яндекс.Еда, по отношению к другим агрегаторам заказов.

2. Для партнеров сервисов (ресторанов) предписание обеспечивает сохранение размера и порядок формирования вознаграждения в течение трех лет с момента совершения сделки.

3. Яндекс не должен принимать мер, направленных на отказ или сокращение использования ресторанами Delivery Club или других сторонних сервисов.

4. VK будет обязан в предусмотренных законом случаях запрашивать и получать согласие пользователей на обработку персональных данных для новостного агрегатора «Новости» и рекомендательной платформы «Дзен» в отдельности.

Причины

В целом, данные шаги со стороны компаний более чем оправданы необходимостью сократить риски на фоне внешнеполитических событий и ужесточением государственного контроля за интернет-ресурсами. В том числе, это вопрос позиционирования: Яндекс всегда преподносил себя как транснациональная компания в области высоких технологий, а VK cосредоточен на отечественном рынке, желая создать экосистему онлайн-продуктов.

Создание и развитие комфортных для пользователей контентных сервисов — основная стратегическая задача VK — отметил генеральный директор VK (Россия) Владимир Кириенко.

VK выражает надежды на то, что после интеграции с «Дзеном» для авторов откроются возможности реализовать себя в новых форматах и получить доступ к обширной аудитории своей соц.сети, а пользователи, в свою очередь, получат еще больше качественного развлекательного и образовательного контента.

Последствия

Однако не все разделяют этот оптимизм: сможет ли VK вдохнуть новую жизнь в эти сервисы, сохранятся ли условия для авторов, удастся ли приумножить вовлеченные аудиторию — всё ещё большой вопрос.

Но что уж точно очевидно, так это отрицательное влияние на Яндекс — после отдачи «Новостей» и «Дзена» его аудитория упадёт, уже сейчас дневная аудитория около VK 50 млн, а у портала Яндекс в июле 2022 года составила 35 млн человек. Разница очевидна. При этом ежедневно только «Яндекс.Дзен» посещают более 18 млн человек.

Однако, наиболее пострадавший рынок от этой сделки — рынок стартапов. Если ранее фаундеры при создании нового бизнес-проекта могли рассчитывать на продажу этого бизнеса или VK или Яндексу, что создавало спрос и конкуренцию за новые проекты между китами рынка, то теперь ситуация в корне меняется.

Выбора нет, скоро экзит.

Будет ли существовать вопрос: «Кому продать свой бизнес?». Если ты создал что-то на стыке онлайна и офлайна — тебе в Яндекс, если чисто онлайн-историю — тебе в VK. В любом случае]6 выбирать больше не приходится — IT-киты решают, сколько они готовы заплатить за твой стартап.

Что же делать?

Пока ясно одно — рынок не умрёт — он будет перестраиваться.

Несмотря на то, что количество венчурных сделок на российском рынке за январь-май 2022 года сократилось на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем сделок вырос на 30%.

В условиях нестабильности венчурного рынка, взаимодействие государства и частного сектора — один из способов поддержки венчурного отечественного рынка. Частному капиталу придется научиться не просто жить, но дружить с государством. Это критически важно, и чем быстрее это произойдёт, тем с меньшими потерями преодолеют кризис игроки.

Сейчас именно государство имеет наиболее развитые акселерационные программы, инфраструктуры для поддержки инноваций, грантовые программы. В ближайшей перспективы стартапы прошедшие государственные федеральные или региональные программы будут наиболее интересны инвесторам. Подробнее об этом мы говорили в предыдущей статье.

Безусловно, рынок будет перестраиваться, но говорить о критических изменениях или об обвале рынка венчурных инвестиций в России более чем неоправданно. Я считаю, что обмен активами между Яндексом и VK открывает новые окна возможностей для стартапов: стоит обратить внимание на частные, частно- государственные и корпоративные фонды, госкорпорации и другие крупные российские IT-компании — считает Сергей Голубев, генеральный директор Фонда социальных инвестиций.

Другим вариантом развития событий для отечественных стартапов могут стать бизнес-ангелы и другие более мелкие IT-компании и фонды, которые хоть и не конкуренция таким гигантам как СБЕР, VK и Яндекс, но также являются вариантом для стартапов.

Что будет дальше — покажет время, однако многие эксперты сходятся во мнении, что ажиотаж вокруг сделки Яндекса и VK слишком раздут. Рынку нужно время для перестройки и выстраивания долгосрочной стратегии развития в новых условиях.

0
2 комментария
Сергей Коломиец

Спасибо Вам за интересную и полезную статью! Мне кажется, что такой картельный сговор сильно ударит по стартапам. Грустно прям

Ответить
Развернуть ветку
София Пчельникова

Не грустите, рынок перестраивается, поэтому ловите новые возможности!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null