3 ошибки при внедрении сквозной аналитики. Опыт девелопера

Рассказываем, с какими проблемами столкнулись, пока настраивали весь процесс. Спойлер: первая проблема — мы сами.

Немного вводных

Есть мнение, что сквозная аналитика — это «коробка», некая CRM, которая делает всё сама. На самом деле это методология, которая помогает нам оценить эффективность всех каналов привлечения и интерфейсов, работу офлайновых точек — например, офисов продаж и агентств. Благодаря этому можно увидеть, в какой точке воронки продаж что-то сломалось и нужно срочно чинить. Но это в идеале.

Сложность сквозной аналитики в недвижимости — длинная воронка продаж. Это омниканальная история с массой онлайн- и офлайн-пересечений, рваными и непредсказуемыми сессиями, большой вариативностью клиентского пути и разными точками взаимодействия с покупателем — сайт, кол-центр, офисы продаж, цифровая реклама, агентства недвижимости.

На клиента может быть несколько клиентских идентификаторов — cookie, аудиозаписи звонков, записи в CRM. Из-за этого мы можем принять одного человека за разных людей, «клонировать» покупателя, неправильно оценить каналы привлечения и убить те, которые реально приносят сделки.

Первая проблема — это мы

Да, такое тоже бывает. На старте проекта по сквозной аналитике мы не продумали подробную карту «склейки» клиента, если он касался компании в разных цифровых точках. В общем, как заказчик мы не поставили нормальную задачу для исполнителя.

Вместо того чтобы бросаться и подключать все известные источники данных, мы должны были сделать карту коммуникаций с клиентом и уточнить, как точно верифицировать человека, если он «засветился» в разных системах. Нужно было составить подробное техническое задание — какие идентификаторы используем, когда и какие объединяем.

Например: клиент может оставить номер телефона в заявке на сайте, может позвонить с этого номера телефона через систему кол-трекинга, а может прийти в офис на живую встречу без предварительной записи. И все такие случаи должны объединяться в одну карточку клиента — по номеру телефона.

Вторая проблема — доверие

Для сквозной аналитики мы пользуемся тремя системами:

  • Собственная CRM — Microsoft Dynamics, которая регистрирует, что клиент позвонил, назначил встречу, встретился, забронировал квартиру, пошел на сделку;
  • кол-трекинг — связывает пользователей сайта с клиентами, которые обратились по телефону;
  • веб-аналитика — регистрирует все действия на сайте, в том числе заявки на обратный звонок и заявки на ипотеку.
Так хранятся данные в крупной компании: на основе всех потоков информации и результатов обработки мы формируем необходимые срезы статистики

На этапе внедрения мы поняли, что cookie стандартных систем статистики — Google Analytics и Яндекс.Метрики — недостаточно точные.

Ежедневная частичная блокировка или потеря cookie «замыливала» до 25% посетителей сайта на временном окне в три месяца. По некоторым потенциальным клиентам у нас была только часть истории их посещений сайта, и мы неправильно оценивали работу рекламных каналов в разрезе клиентского пути.

«Замыливание» происходит по разным причинам. Одна из них — регулярная очистка cookie у мобильных пользователей. Например, для безопасности. Если человек посещал сайт реже, чем очищал историю на устройстве, то каждый раз мы видели его как нового клиента.

Также ряд устройств, браузеров и расширений удаляет cookie общеизвестных систем трекинга (Google Analytics, Яндекс.Метрика) сразу после закрытия сайта, чтобы повысить анонимность пользователя. Для нас это было чревато неточными данными.

В общем, ошибкой было положиться на сторонние идентификаторы для учета самого важного в работе сквозной аналитики — сессий клиента.

Третья проблема — отсутствие контроля

Ещё одна сложность была исключительно инженерной. Сейчас объясним.

Нужно было корректно связать событие поступающего звонка в CRM с событием звонка в системе кол-трекинга. И это важно было сделать именно на уровне CRM. Почему так?

CRM обменивается с кол-трекингом данными (тегами) по каждому звонку — это используют агентства и команда цифровой рекламы, чтобы оценить эффективность каналов рекламы. Если с каких-то рекламных кампаний массово приходят нецелевые звонки, нужно срочно оптимизировать кампании.

Решение принимается, в частности, на основании записей звонков, которые есть в системе кол-трекинга, поэтому логично иметь отдельную мини-аналитику на базе кол-трекинга. Для этого требовалась глубокая интеграция кол-трекинга и CRM.

Ситуацию можно сравнить с посетителями торгового центра, по которым нет информации, в каких именно магазинах они совершили покупки. Люди входят с деньгами, выходят с покупками или без. При этом неизвестно, какие магазины интересовали их больше всего.

С рекламными кампаниями и целевыми звонками точно так же. Важно максимально точно знать всю историю взаимодействия с рекламой каждого клиента. Иначе есть риск оптимизировать рекламу «на глазок».

Как обрабатываются данные по звонкам: связь внешней телефонии (кол-трекингов) с помещением сайта, внутренней телефонией и CRM

Такую работу с данными называют Data Mesh. Фактически это последовательное развитие цифровых сервисов внутри компании. Сначала есть только CRM, с появлением кол-трекинга добавляется обмен данными между системами. Потом внедряется сквозная аналитика: это позволяет собирать данные из CRM и кол-трекинга в одном месте.

Потенциально это увеличивает объем интеграций между сервисами, но снижает риски простоя всех сервисов разом из-за отказа одной из частей в архитектуре Data Lake.

Переход от Data Lake к Data Mesh — набору различных интегрированных между собой Data Lake и DWH внутри компании

Перед внедрением сквозной аналитики данные из CRM в систему кол-трекинга передавались, и даже было первичное объединение звонков в двух системах. Но сделано это было грубо, без учета большого потока звонков. Со временем количество ошибок склейки звонков дошло до четверти всех поступающих обращений.

Ошибка была в том, что не было точек контроля полной информации о звонках в двух системах. Когда поняли, в чем дело, подключили группу разработки CRM и смогли исправить проблему объединения звонков через две системы — телефонию кол-трекинга и телефонию контактного центра.

В итоге 98% звонков смогли отметить всеми нужными параметрами: источники заходов, cookie клиентов, рекламные кампании.

Настроить работу сквозной аналитики, как и других технических систем, в нашей специфической отрасли — непросто. Это тонкий процесс, требующий вовлечения большого количества специалистов. Несмотря на то что в группе «Самолет» сильная цифровая команда, избежать ошибок не удалось, и даже к успешным кейсам пробирались через сложности. Мы могли бы поделиться историями успеха, но вместо этого решили открыто рассказать, с чем сталкивались и как с этим справлялись.

Роман Абдуллин,

директор по маркетингу группы «Самолет»

Что теперь

Теперь работаем дальше и постепенно улучшаем работу сквозной аналитики. Здесь мы рассказали лишь о малой части проблем и ошибок, которые мы в основном совершали в начале работы. В следующих статьях расскажем о других аспектах — об учете атрибуций, о работе с расходами, о фиксации целевых действий и о метриках качества сквозной аналитики.

Внедрение сложных систем часто сопровождается большими сложностями — как техническими, так и организационными. Часть из них можно избежать, если на старте привлечь в проектную команду опытных специалистов и руководителей, которые уже прошли аналогичные пути. А часть из сложностей нивелируется грамотными подрядчиками, которые помогают наладить процесс работы с данными. Также немаловажен и кредит доверия со стороны руководства, благодаря которому такое внедрение всё же состоялось в группе «Самолет».

Николай Мациевский, руководитель направления аналитики департамента маркетинга группы «Самолет»

Поделитесь в комментариях вашими ошибками и проблемами при работе с данными: возможно, это поможет нам и коллегам.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Антон Семенов

Может в vc кто-нить ответит. Зачем все делают наповал одинаковые у€€анские картинки. Ну вообще ничем они не привлекают

Ответить
Развернуть ветку
Antony Livshits

На картинке, маркетолог настраивает куб сквозной аналитики, и хочет чтобы он стал таким, который он видит в своем воображении (задача по SMART). Для того, чтобы освободить время на игру с котом который давно его ждет. Чего тут непонятного??? У вас видимо нет кота!

Ответить
Развернуть ветку
Bruce Robertson

Причин такого уебанства несколько и они в компаниях могут быть как по-отдельности, так и все разом.

1. НЕМОЩЬ — многие дизы, которые потом дорастают даже до креативных и арт-директоров банально не могут креативить и искать собственный стиль. В их защиту скажу, что это и правда непросто. Творчество оно такое.

2. НЕЖЕЛАНИЕ — многие дизы банально не хотят делать что-то новое. А зачем? Риски есть, а за выдумку не приплачивают, куда проще повторить за кем-то. Как итог — все вокруг делают похожие друг на друга арты. 

3. ТУПОСТЬ — диз может сколько угодно креативить, но всегда есть Маня или Алеша, которые волею судеб попали на должность вице-президентов (например) и считают, что их ОПЫТ позволяет им судить о дизайне компетентно. Они же и спускают сверху пожелания в стиле "Ну сделайте как у Аппле". Хотя какой смысл нанимать опытных людей и потом им советовать? А дизам приходится выбирать — либо сделать как хочет тупорылый заказчик, либо сказать что ему виднее как должно быть и затем уволиться.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Рыбкина

Я поняла, что все входящие обращения фиксируются одновременно и в сервисе коллтрекинга и в crm? А потом вы пытаетесь их «склеить»? Зачем так сложно?

Мы делаем так: система сквозной аналитики - место, куда первично поступают все лиды (звонки, колбэки, заявки, заявки из лидеров и т.д.). Далее лиды отправляются в crm, создаются сделки. По этапам воронки, которые проходит сделка в crm, мы понимаем качество лида (целевой/нецелевой), и превратился ли лид в сделку (бронь/залог/покупка), эти данные отправляются в систему сквозной аналитики. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Matsievsky

Очень хороший и правильный вопрос. Я беседовал с коллегами из других компаний, которые строили чуть менее сложные системы и чуть позднее, чем в Самолете, - описанная схема "звезда" (или единая шина) является наилучшей в плане обработки данных.

Но в большой компании из не самой цифровой отрасли внедрение даже одной комплексной системы - это годы. Плюс есть ряд ограничений на использование каждой конкретной системы: в CRM мы не можем добавить коллтрекинг, а в Calltouch - ведение заявок. Делать еще одну "Мета-CRM" поверх Calltouch, которая будет принимать и распределять все обращения - задача также сложная и нерациональная. Поэтому мы пошли по стандартному пути интеграции: связывание данных всех систем со всеми (полносвязная схема, full mesh). И ограничили число систем, которые должны быть связаны (чтобы точно все проконтролировать). Пока это получается :)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Рыбкина

Спасибо за ответ. Если что, у нас в https://eyenewton.ru нет ограничения по типам обращений: все собираем и пробрасываем в CRM. Будем рады помочь, если вы решите изменить схему.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Chorniy

Мы конечно не такие большие, и ресурсов на такие решения пока себе позволить не можем, но онлайн каналы сводим достаточно точно. В связи с этим два вопроса:
1. Как отслеживаете офф-лайн? Например, тех кто заходит в отделы продаж. Просто фиксируете их номер телефона? Как их связываете с онлайн активностями?
2. Какие показатели для себя выводите на дашборде и какими действительно пользуетесь для принятия тех или иных решений?
Заранее спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Matsievsky

Вопрос отслеживания оффлайн - наиболее сложный, и ответ на него в большей степени определяет точность данных. "Склеить" всех онлайн-пользователей не так сложно, но "склеить" всех и оффлайн, и онлайн - почти невозможно. Основная связка идет по номеру телефона и email (т.е. если у нас есть номер телефона и хотя бы один звонок или заход с ним на сайт - пользователь связан по всем устройства). Онлайн активности связываются через коллтрекинг и личные данные пользователя (личный кабинет) - получаем соответствие сессионных cookie и номера телефона.

Показатели абсолютно стандартные: клики, CTR, CPL всех уровней воронки + ключевые события (число и детали) уровней воронки. Отдельные операционные решения принимаются по разности атрибуций - LC и MCF/Линейной - отдельных каналов и кампаний. Стратегические решения - по ДРР и CPL сделок (какие каналы насколько эффективно в разделе месяца/квартала/полугода работают). Дополнительно еще смотрим метрики качества работы сквозной аналитики (фактически, доверительный интервал принятия решений) - об этом будет следующая статья :)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Chorniy

Николай, благодарю за развернутый ответ

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Matsievsky

Мы беседовали с UTMstat, он не подходит для сложной воронки

Ответить
Развернуть ветку
Лиза Волегова

Смысл настраивать систему, если менеджеры не работают с клиентами? Пишу, как обиженный клиент, который 3 дня пытался договориться на онлайн-встречу для покупки квартиры 🤦‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда