(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93857963, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93857963, 'hit', window.location.href);

Как в Школе программирования Сбербанка учатся люди возраста 50+

«Вас просят написать рассказ, а вы не знаете алфавита»

Школа 21 — это бесплатная школа программирования Сбербанка, которая обучает по методике инновационной французской программы «Ecole 42». Учиться программированию можно с нуля в режиме 24/7 — здесь нет преподавателей и оценок, студент сам выбирает комфортный ритм работы и может оставаться в Школе даже ночью. Нет здесь и конкуренции: чтобы не «вылететь», нужно показывать личный прогресс, уметь добывать информацию самостоятельно и в то же время быть хорошим командным игроком. Даже длительность обучения индивидуальна — самые быстрые студенты пройдут курс за полтора года, включая две стажировки. Но первый месяц абитуриенты проводят в так называемом «бассейне» — это испытательный срок для всех, который длится четыре недели.

Недавно Школа 21 провела эксперимент и пригласила на обучение людей возраста 50+. В российской франшизе «Ecole 42» ни один из студентов этой возрастной категории не бросил учебу в отборочном «бассейне». Во многом именно эти люди повлияли на решение отменить верхнюю планку возрастного ограничения при приеме в Школу 21. С 27 марта единственное условие для поступления — быть не младше 18 лет.

Абитуриенты 50+ рассказывают, как провели месяц в школе и почему решили поменять свою профессию.

Галина Ибрагимова, 57 лет

Я почти 30 лет занималась биофизикой, изучала свободно-радикальные теории, стала кандидатом наук и поняла, что это не моё. Когда-то давно хотела поступать на факультет информационных технологий в Бауманке, но программирование так и осталось нереализованной мечтой. И вот теперь, когда появился шанс окунуться в «бассейн» Школы 21, могу понять, насколько это мне подходит.

О программе я узнала от своего брата, мы пришли сюда вместе. В Институте физико-химической медицины, где я работаю старшим научным сотрудником, мне дали отпуск — все коллеги очень позитивно отнеслись к моему решению. Для всех это заразительный пример — никто не хочет после определенного возраста впасть снова в детство и лишать себя активности.

Первый день в Школе был шоком. Я сидела и даже не знала, о чем люди говорят. И вот представьте: вас просят написать рассказ, а вы не знаете даже алфавита. Бывает, что вы понимаете уже логику задачи, но не можете себе представить даже, как её оформлять. Мне кажется, я уходила на ватных ногах от обилия информации. Мои знания ведь практически нулевые, поэтому я ползу очень медленно. Вот и сейчас уже третий день сижу над простой задачкой. Здесь обучение идет «сверху»: тебя действительно бросают на середину бассейна и вот это обилие незнакомой информации мозг в какой-то момент блокирует. Но когда получается что-то сделать, это очень приятное чувство! Прихожу домой на позитиве после десяти часов учебы. Родные мне даже немного завидуют — детям нравится, когда у мамы горят глаза.

В Школе работает принцип peer to peer, то есть мы легко можем советоваться с другими абитуриентами, если на чем-то спотыкаемся. Но никто тебе не станет разжевывать, могут просто направить. В Школе 21 люди 50+ и другие абитуриенты общаются на равных, но я не уверена, что за пределами Школы точно так же. Если идти куда-то в институт учиться программированию, мой возраст уже не будет нормой, поэтому я сомневаюсь, смогу ли учиться где-то ещё.

Для меня программирование открылось вообще с другой стороны. Раньше казалось, что это больше теоретическая, чем практическая область: главное — «поймать» логическую зависимость, понять её. Теперь я поняла, что это как научиться по-другому читать и писать — программисты мыслят иначе, у них свой язык. Люди 50+, которые реализовались в профессии, скорее всего в Школу 21 не придут. А я с удовольствием оставила бы свою работу и занялась бы программированием профессионально.

Андрей Лыков, 55 лет

Я работал в сфере программирования давно, участвовал в разработке многих приложений, но лет 15–20 назад погрузился в управленческую деятельность. О Школе 21 узнал от сына (он тоже работает в области информационных технологий) и решил вспомнить молодость. Почитал информацию на сайте и понял, что Школа занимается, в некотором смысле, дистанционным обучением, но по современным методикам. Раньше такое было невозможно: было слишком мало информации в доступе, — а сейчас существует уже другая проблема: к какой информации обратиться, чтобы выбрать правильную. Так новая форма обучения меня и привлекла.

Отбор проходил достаточно просто: на первом этапе предлагается решить тест (первая часть — задачи на внимание, вторая — на умение составить логические алгоритмы, в виде игры), далее достаточное мягкое собеседование, почти формальное, на мой взгляд. Потом ты попадаешь в «бассейн» и месяц решаешь разные задачи. Я в Школе провожу около двенадцати часов в день, приезжаю в 9 утра и возвращаюсь домой уже ближе к ночи.

Мы все привыкли к классической схеме обучения: разжевали, положили в рот, разобрали типичные примеры и пошли дальше. А здесь нет преподавателей, есть только видеолекции и другие абитуриенты, которые, если попросишь, придут на помощь. И вот эта достаточно жесткая система, которая не прощает мелких ошибок, позволяет тебе не только обучаться, но и получать обратную связь. Мое главное открытие — в том, что мне, оказывается, необходимо обратить внимание на некоторые черты своего характера, чтобы работать хорошо.

Например, мне ещё со школьных лет математика давалась просто. Учитель только начинал записывать условия задачи на доске, а я уже приступал к решению. Со временем это привело к тому, что любая задача мне заранее кажется понятной, и на мелочи внимание не обращаю. Чем выше ты поднимаешься по карьерной лестнице, тем вроде бы это меньше влияет на результат. Одно дело программировать и пропустить запятую, а другое — открыть сложный проект, спланировать бюджет. Разве запятая имеет там значение?

Первую неделю я решал практически все задачи, которые давались, но ошибался на самой первой. В этом особенность методики, мне кажется. Я начал задумываться, где корни проблемы, и понял — ещё в школе. Я две недели с этим боролся и только сейчас чувствую, что постепенно исправляюсь.

Андрей Азерников, 50 лет

Я никогда не занимался программированием, работал предпринимателем в сфере общественного питания. По работе мне приходилось сталкиваться с мобильными приложениями и сотрудничать с компанией, которая занимается их разработкой. Видел, насколько это перспективно, хотел самостоятельно сделать что-то подобное или хотя бы сайт, чтобы понимать, как устроен программный продукт.

Первый день в Школе был просто ужасным! Сложно всё: начиная с того, что информационные ролики доступны только на английском или французском, и, если не знаешь языка, приходится переводить субтитры, заканчивая тем, что ты должен сдавать задание на проверку, соблюдая определенные правила. Очень большая нагрузка — даже чтобы привыкнуть к новой системе обучения, нужно было пережить стресс. Попроще стало к концу второй недели.

Есть задачи, которые ребятам, знакомым с программированием, кажутся элементарными, а ты к этим задачам даже подступиться не можешь. Кажется, что твой интеллектуальный уровень настолько низок, что твоей самооценке нанесен серьезный удар. Нужно научиться с этим чувством справляться, желания бросить у меня не возникало. Стресс ведь условный. За обучение ты не платишь. Если ты не сдаешь тесты и не попадаешь в следующий этап, то просто потеряешь немного времени, зато получишь опыт. Гонка за баллами — только в твоей голове, и когда ты это понимаешь, становится спокойно.

В моей семье все постоянно учатся, поэтому все спокойно отнеслись к моему решению. Спрашивают: «Ну как, пока не надоело?» Возвращаюсь домой и прямо чувствую, что несу свой мозг, такой драгоценный, впитавший столько информации, вот бы не расплескать её! А потом думаю: когда проснусь на следующее утро, мозг опять будет пустым, или что-то останется с вечера?

Андрей Панферов, 50 лет

Последние шесть лет я занимался декорированием интерьеров. Встал вопрос о смене профессии по причине здоровья, и я начал искать, чему можно научиться. Раньше в Школу 21 не принимали людей старше 30. Так получилось, что, когда условия поменялись, я снова встретил в сети сайт Школы и подал заявку. Меня очень поддержала жена, даже хотела вместе со мной пойти учиться.

Первое ощущение: ты пытаешься обучиться японскому языку на китайском — лекции по программированию ведь на иностранном языке. Очень много времени уходило на перевод и на осознание того, что именно от тебя требуется. Можно сказать, это всегда с тобой: всё время чувствуешь, что не хватает времени, потому что не хватает знаний. Посколько у меня нет опыта в программировании, хочется в каждой теме копнуть глубже, а ещё выполнять и основные задания! Я здесь нахожусь каждый день. По дороге в Школу и обратно, а иногда ещё и дома, читаю книги по программированию.

Мне очень интересны нейронные сети и работа с большими данными. Не уверен, что мне хватит знаний математики, чтобы создать что-то с нуля, поэтому планирую работать над адаптацией уже существующих программ. Также хочется в будущем написать программу мониторинга: у меня меньше года назад диагностировали диабет первой степени, и очень не хватает инструментов, чтобы следить за показателями здоровья.

Я понял, что больше устаешь не от информации, а от её нехватки. Замечаю, что концепция образования поменялась: раньше нужно было знать, потом — понимать, а сейчас — знать, где взять. Но скажу так: я давно не учился, и мне страшно понравилось снова ходить на учебу.

Галина Ибрагимова, Андрей Азерников и Андрей Лыков успешно завершили этап бассейна и продолжат обучение в Школе 21. Андрей Панферов в следующий этап не прошел, но планирует продолжать учиться программированию

Фото: Андрей Золотов для Сбербанка.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Олег Чижиков

Ну научатся программированию. А дальше. Для устройства программистом нужен опыт.
Как устроиться работать программистом без опыта да еще в 50 лет?
Сбер сам то не сильно таких набирает. Или это так для хобби?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Konstantinov

Будут хипстерами и стартаперами

Ответить
Развернуть ветку
Leo Son

Блогерами

Ответить
Развернуть ветку
Roman Konstantinov

Блогерками

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Для заработка программистом не обязательно где-то работать.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Volyntsev

Новая мыслительная деятельность активирует мозг и попутно всколыхнёт затухающие старые знания.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Зачем так пессимистично. В любом случае - это отличная инициатива. Со всех сторон.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Маханьков

Опыт можно получить, выполняя проекты на фрилансе по заниженным ценам (да, я против демпинга, но есть заказчики, которые хотят конфетку задарма). Плюс можно просто заняться своим каким-нибудь проектом и разработать его от и до. В дальнейшем, можно работать на фрилансе и не афишировать свой возраст.

Ответить
Развернуть ветку
Веганистан

Путин в 47 без опыта президентом стал. А тут речь лишь о программировании ;)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сеовектор

Извините, ну что значит научаться? Многие и после 10 лет практики многих вещей не понимают. "Сбербанк головного мозга"

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Трифонов

Как по мне, отличная инициатива от банка. Людей в возрасте 50+ никто туда насильно не гнал, это было их добровольное желание (и ведь попали! сами!). Цели, скорее всего, у каждого свои. Да мало ли, нас это волновать не должно зачем они туда пошли) Молодцы, и всё тут.

Ответить
Развернуть ветку
Make Luv

Да, с возрастом обучение совсем по-другому воспринимается.

Ответить
Развернуть ветку
Ако Чавчавадзе

Вот это пример хорошего решения от Сбера

Ответить
Развернуть ветку
Shadlance Darking

1) Как замечали ранее, обучение в возрасте 40+ это конечно сложнее чем в 20 (куча факторов - не буду перечислять), но основная проблема иная - признание и трудоустройство. Не будем привирать, с этим весьма сложно, у многих в возрасте 30+ уже встаёт разговор о переходе на позиции менеджерского направления. В том же США ведутся исследования проблемы программистов в возрасте 50+ «Куда они деваются». Понятно что IT относительно молод, но факт проблемы карьеры в этом возрасте - на лицо. 24 летний Руководитель Отдела собеседует 56 и 22 летнего джуниора, при том что в коллективе 20-35 средний возрост, кого примут?
2) Очень важна самостоятельная работа (как и во всем обучении - а в программировании особенно). Факт обучения и свободная программа хороша, но и выбрать своё направление надо суметь - Frontend тянуть в 50+ как пример осложнено тем, что он весьма быстро пополняется новой информацией, в курсе которой тяжело быть на регулярной основе - затруднительно. Java / C++ это мамонты которых надо суметь ещё съесть. Не каждый сможет, да и тем меньше наверное понимает зачем ему это будет нужно, тем более в наших реалиях.
3) Для каждой задачи должны быть соответствующие инструменты, так вот, что там iMac делают? Рендерят / рисуют графику? Осваивание ещё одной программы...

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

основная проблема иная - признание и трудоустройство===Не факт. Иногда у людей в этом возрасте уже есть деньги на жизнь (пусть и скромную), но хочется интереса. Почему не выучить новое что-то. Плюс кайф от учебы - о чем и пишут.

Ответить
Развернуть ветку
Shadlance Darking

Есть деньги и просто интересно, это уже явно не проблема.
Ресурсов и платных качественных сервисов / услуг - придостаточно, в такой сиутации нет смысла сидеть самому днями над задачей которую тебе за $ разжуют и в рот положат.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

а теперь подумайте, почему имеет. ответ на поверхности кстати

Ответить
Развернуть ветку
Leo Son

Ну, на фото явно не только те, кому за 50. По-моему, отличная возможность для саморазвития. К тому же еще и бесплатная.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

А есть другие платформы для комфортной работы без уходов в 1.5 часовые обновления, пока ты поссать отлучился?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Антропов

Так, подождите, ведь планка возраста обучения в Школе 21 от 18 до 30 лет разве нет?

Ответить
Развернуть ветку
Александр

ее убрали

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда