{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что нужно знать бизнесу о TCO – полной стоимости владения автомобилем

Бизнес – всегда история про деньги, а успешный бизнес – про деньги, которые считают. Это актуально для любых расходов компании, и собственный автопарк – не исключение.

Зная полную стоимость владения автомобилем, можно оценить целесообразность владения собственным автопарком, его эффективность, но главное – заложить при финансовом планировании достаточно денег на содержание. Тогда внезапные и неконтролируемые расходы не приведут к кассовому разрыву и в экстренном порядке не придется прибегать к займу или вытаскивать средства из других статей бюджета.

Давайте посмотрим, из чего складывается TCO: начнем с прямых затрат (цены указаны на 2020 год) и перейдем к менее очевидным – как раз тем, которые потом вызывают головную боль, если их не предусмотреть на старте.

Прямые расходы

Здесь все достаточно предсказуемо:

Стоимость автомобиля. Либо размер ежемесячного платежа, если машина куплена в кредит / взята в лизинг.

Регистрация. Она обойдется в 2 850 руб.

Страховка. ОСАГО средняя цена в Москве по данным РСА1 = 8 448 руб. ДСАГО популярный среди юридических лиц вид страхования, стоимость сопоставима с ОСАГО. Если рассматривать КАСКО, то стоимость полиса для автомобиля среднего класса составит примерно 8,5 % в год от стоимости машины.

Обязательная комплектация автомобиля. Стандартный набор из аптечки, огнетушителя, знака и др., обойдется в сумму от 2 700 руб,

Второй комплект шин. Цены на бюджетные шины стартуют от 12 000 руб. Для долгосрочного планирования затрат надо учитывать, что летняя резина прослужит два-три сезона, или 60 000–70 000 км пробега, зимняя – два сезона, или не более 50 000 км пробега. Срок эксплуатации может изменятся в зависимости от внешних условий, манеры вождения и нагрузки автомобиля.

Транспортный налог. В среднем компания платит около 2 500 руб. в год за каждое транспортное средство с мощностью двигателя от 101 до 149 л. с.

Техническое обслуживание(ТО). В таблице «Средняя стоимость ТО» отражены данные исследования* расходов на регламентное техническое обслуживание у официального дилера, при пробеге 20 000 км. в год.

Таблица 1. Средняя стоимость ТО

Интервал ТО Toyota – 10 000 км.

Мойка. Да, расход в масштабах компании копеечный, но если считать ТСО, то учитывать надо все.

Запчасти для ремонта. Сложно прогнозируемый расход, но стоит заложить хотя бы 20 000–30 000 в год.

Топливо. По данным исследования* расходы на топливо при среднегодовом пробеге 20 000 км, в среднем 62 660 руб в год.

Таблица 2. Расходы на топливо в год

Штрафы. Все индивидуально, среднегодовой показатель для Москвы и Подмосковья – 5 600 руб., по данным журнала "За Рулём".

С расходами, указанными выше, все более-менее понятно: они неизбежны, их легко посчитать заранее, ориентируясь на усредненные значения или адаптировав под конкретную компанию с учетом ее опыта. Но TCO только прямыми расходами не ограничивается: есть другая, не менее значимая категория. О ней ниже.

Административные расходы

Даже если у компании одна-две машины, то все равно появится дополнительная нагрузка на бухгалтерию.

Если в компании несколько десятков автомобилей, потребуется транспортный отдел во главе с управляющим-автопарком (флит-менеджером). Нужны будут сотрудники, которые будут следить за своевременным прохождением ТО, проводить тендеры на закупку запчастей, составлять график поездок, контролировать расходы на бензин, отслеживать своевременную оплату штрафов, определять нарушителей и удерживать сумму с них.

Для дополнительного отдела необходимо выделить помещение и обустроить рабочие места, а сотрудникам оплачивать повышение квалификации, ДМС, учебные и декретные отпуска.

Более сложная структура компании приводит к увеличению фискальной нагрузки и вовлеченности менеджмента в рутинные процессы.

Но даже с учетом административных расходов полная стоимость владения автомобилем определена еще не полностью. Остается третья категория.

Альтернативные расходы

"Заморозка" капитала в непрофильном активе

Вкладывая деньги в непрофильную деятельность компании – покупку и содержание автопарка – компания упускает возможность направить их на развитие бизнеса или оставить на депозите и получать доход. Это при том, что стоимость купленных автомобилей непрерывно снижается, а расходы на обслуживание растут ввиду амортизации авто.

Управление страховыми случаями

В эту же категорию отнесем и убытки, вызванные человеческим фактором. Это может быть ДТП, в результате которого машина простаивает на ремонте, а компания параллельно тратит деньги на юриста из-за судебного разбирательства, готовится к проверке со стороны госорганов плюс оплачивает аренду другой машины, чтобы перекрыть простой своей.

Злоупотребления сотрудников

Самые популярные:

  • поездки в личных целях;
  • завышение стоимости внепланового ремонта;
  • завышение цены запчастей;
  • присвоение топлива.

Во всех случаях, бизнес теряет деньги по причине невнимательности или недобросовестности персонала.

Вот теперь мы рассмотрели все группы, из которых складывается TCO. Очевидно, что этот показатель значительно превышает стоимость самого автомобиля и предсказуемых расходов вроде налога, бензина и страховки. И чем больше автопарк у компании, тем больше сопутствующих расходов она несет.

Как уменьшить TCO

Доступны такие варианты:

1. Заказать расчет

Можно обратиться в аналитическое агентство, чтобы комплексно просчитать затраты на владение автомобилем именно для вашей компании и не упустить важные детали. Это поможет заложить необходимое количество средств на 1-2-3 года вперёд.

2. Разработать корпоративную политику

Можно составить документ и указать в нем, какими автомобилями могут пользоваться сотрудники разного уровня и для каких целей. Данная мера позволит уменьшить эксплуатацию корпоративного транспорта. Например, рядовой служащий не может ездить на служебном автомобиле в личных интересах, но такая привилегия обычно есть у топ-менеджеров.

3. Вести учет всех расходов автопарка

Внедрение специального программного обеспечения для контроля всех расходов автомобилей. Если обслуживание автопарка для компании – непрофильная функция, то разрабатывать ПО своими силами не стоит. Лучше использовать готовое решение, проанализировав предварительно, насколько оно подходит для вашего бизнеса и не превратится ли в лишнее звено, мешающее работе.

4. Взять автомобили в операционный лизинг

Это долгосрочная аренда с полным сервисом (компания сама принимает для себя решение о выкупе автомобиля по завершении срока). Большинство прямых и административных расходов несет лизингодатель: регистрирует ТС в ГИБДД, страхует, проводит плановое ТО. Кроме того, в платеже уже учтены корпоративные скидки на автомобили и услуги, которые “с улицы” получить почти невозможно.

Поскольку все затраты включены в ежемесячный платеж, компания может четко прогнозировать содержание автопарка и страхует себя от появления неконтролируемых расходов и лишнего вовлечения персонала в процесс содержания автопарка.

На российском рынке это направление только набирает обороты: в нашей стране доля автомобилей в таком лизинге всего 1,5 %, в то время как в корпоративном сегменте ряда европейских стран – 70 %.

Заключение

Чтобы понять полную стоимость владения корпоративным автомобилем, необходимо учитывать не только прямые расходы, но также административные и альтернативные. Тогда показатель будет отражать реальное положение дел. Компания заложит в бюджет достаточно средств на содержание автопарка и, возможно, увидит пути для оптимизации данной статьи расходов.

* Russian Automotive Market Research – Стоимость владения автомобилем в России

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда