Agile на 11 000 сотрудников
Рассказ о том, как устроена разработка в Сбербанке, и первый фоторепортаж из нового офиса.
Сбербанк существует на рынке уже 176 лет. В нём обслуживаются 140 млн физических лиц и 2 млн корпоративных клиентов. Компания представлена в 22 странах, в ней трудятся более 300 000 специалистов.
В банке продолжается масштабная реформа, одной из ключевых частей которой было переосмысление и изменение подхода к развитию продуктов. Изучив опыт иностранных финансовых институтов и успешных компаний Кремниевой долины, банк построил собственную модель работы, учитывающую основные принципы гибкой разработки Agile — в банке её называют Sbergile.
С тех пор топ-менеджмент лидирует Agile-трансформацию, а Сбербанк стремится стать ИТ-компанией с банковской лицензией. Продуктовая линейка должна быстро адаптироваться под запросы рынка.
Важно понимать, что Agile — не самоцель для банка, а всего лишь актуальный для сегодняшнего времени способ достижения целей и сохранения конкурентоспособности перед резко растущим числом финтех-стартапов.
Коллектив поделили на племена
Наблюдательный совет Сбербанка утвердил стратегию до 2020 года, в которой указаны ключевые приоритеты развития. Среди них — лучший клиентский опыт и экосистема, технологическое лидерство и люди нового качества в эффективных командах.
Более 11 000 сотрудников, работающих в Sbergile, поделены на трайбы (от английского tribe — племя). Каждый трайб — это агломерация команд, объединенных вокруг какой-то общей бизнес-цели, например, развития карточных продуктов. И «карточные» в данном случае — условное обозначение, потому что в зону ответственности этого направления входят любые способы оплаты, включая эквайринг, смартфоны, NFC-кольца и другие. Цели каждого трайба вытекают из стратегии развития банка и формируются лидерами трайбов при участии топ-менеджмента банка.
Каждый квартал кураторы трайбов вместе с лидерами трайбов обсуждают цели на ближайшие три месяца. На этой же встрече лидеры трайбов синхронизируются между собой, обсуждают результаты предыдущего квартала и планы на следующий. После этого команды декомпозируют эти цели на конкретные задачи в бэклоге и делят на спринты (такт работы команды, в ходе которого создаётся новая версия продукта).
Примеры трайбов, в каждом из которых работает от сотни до нескольких сотен человек (сейчас более 20 трайбов): «Эквайринг и банковские карты», «Платежи и переводы», «Занять и сберегать» — названия говорят сами за себя, Digital business Platform — «Сбербанк Онлайн», веб- и мобильное приложение для различных устройств. Это одновременно и самостоятельные продукты, и канал для других продуктов.
Внедрение гибкой разработки — это непрекращающийся эксперимент. Разные трайбы находятся в разной стадии зрелости с точки зрения использования Agile-практик. Кто-то в стадии формирования и перехода, а кто-то уже полностью работает в логике Agile.
Племена состоят из команд
А команды, в свою очередь, из специалистов. В каждой команде работает от 9 до 12 человек, которые в разных пропорциях делятся на категории — бизнес и ИТ. Прямая коммуникация между ними сама по себе ускоряет работу.
Но объединение разработчиков и бизнеса — недостаточное условие для повышения скорости и качества разработки. Все сотрудники, переходящие на систему гибкой разработки, проходят обязательное обучение по специальной программе «Основы Sbergile», которую проводят Agile-коучи. После этого коучи запускают команды и сопровождают их в дальнейшем. На данный момент в Сбербанке на постоянной основе работают более 60 коучей.
Все встречаются на церемониях
Команды могут отличаться друг от друга в зависимости от целей и продукта, но в целом все играют по одинаковым правилам. Эти правила — в том числе обязательные для всех команд церемонии — дисциплинируют и помогают командам двигаться быстрее:
Планирование спринта. Команда вместе с владельцем продукта расставляет приоритеты, формирует бэклог, чтобы через две недели показать результат.
Ежедневный стендап. Команда обсуждает планы на день. Каждый участник отвечает на три вопроса:
1. Что я делал вчера для достижения цели спринта?
2. Что я буду делать сегодня?
3. С какими проблемами и препятствиями я столкнулся?
Демонстрация. Презентация результатов двухнедельного спринта, на которой команда собирает независимую обратную связь по своему MVP (Minimum Viable Product — минимальный жизнеспособный продукт). На встрече присутствует лидер чаптера — человек, который контролирует работу специалистов одной области знаний в разных командах.
Продуктовая синхронизация. Синхронизация бэклогов команд (в том числе из разных трайбов), работающих над одним продуктом. Проходит не реже, чем один раз в спринт. Помогает обеспечить целостность продуктов и сроков.
Ретроспектива. Команда с помощью коуча анализирует действия и решает, что нужно поменять в работе, чтобы быть эффективнее и двигаться быстрее.
Portfolio marketplace. Синхронизация команд и выявление взаимозависимостей на уровне трайба. Присутствуют владельцы продуктов, лидер трайба, лидеры чаптеров, коучи.
Квартальный обзор результатов трайбов. Синхронизация между трайбами, расставление приоритетов. Встречаются лидеры трайбов, руководители ИТ- и бизнес-подразделений.
Культура непрерывно подпитывается
Поделить людей на трайбы, поставить цели и организовать встречи для проверки результата — это только первая часть работы. Сложнее и важнее — создать среду, в которой все участники процесса обогащают друг друга знаниями и проявляют инициативу.
Общая коммуникация строится через привычные каналы — новости, мероприятия, рассылки, видеоблог. Внутри каждого трайба для общения выбирается та среда, которую выбирает коллектив.
Пространство офиса подчинено культуре
Всё устроено так, чтобы люди как можно больше общались лично, обменивались знаниями, договаривались и быстрее принимали решения, а не тратили время на длинные совещания.
В офисе организовано множество мест под разные задачи: переговорки для быстрых разговоров стоя, места для концентрированной работы, коворкинги, многофункциональные зоны для церемоний. У лидеров трайба нет собственных кабинетов — все они сидят вместе с командами.
Что эти 11 тыс. делают ???? Кроме мобильного приложения, так себе личного кабинета, так себе ДБО и так себе По (достаточно странного местами) для терминала ничего не знаю. ДА еще есть нештатка где сотрудники вручную правят глюки ПО. Ну да - недавно замутили превое за много лет обнавлений сайта. В общем под сладкие песни "гора рождает импотозамещенную мышь" типа лучшую чем в силиконовой долине и соответсвующу всем лучшим мировым практикам ... так любимых Грефом Йогов. Завтра нет :)
Лол) конечно же, IT в банке только мобильным приложением, сайтом и банкоматом ограничивается, ага
Они пилят самописный SWIFT или что?
приложение, сайт, банкоматы и самописный Свифт, теперь всё сходится
Мне кажется на рынке банковского ПО уже на 90% всё придумано и можно приобрести в виде коробочных решений, зачем изобретать велосипеды?
Вот вы первые два слова правильно написали, да
если ты умный, расскажи, чем занимается 11000 программистов в банке, я далек от IT, мне интересно
В банке огромное кол-во внутренних процессов, огромное количество внутренних сервисов, огромное кол-во сервисов обслуживания корпоративных и бизнес клиентов и прочего-прочего-прочего… Описанное выше это только розница(и то не вся), мобилка(а представьте это все не 10 человек делает, а команды в трайбах), сайт(тоже не просто Сбербанк-онлайн, их ещё есть), банкоматы(разные от кнопок до тача, просто терминалов и более функциональных) и ещё, и ещё… Есть маркетинг, есть РнД… Ну и менеджеров и синхронизаторов… Никто не спорит, что 11к многовато, об это Греф и говорил про "борьбу с прогерами"
Ни о чём написали, поэтому приоткрою завесу - в сбере больше 100 больших энетрпрайзовых информационных систем, уровня SAP и различных модулей или старое-доброе специализированное, ламповое банковское или шины данных со шлюзами.
И всё это обновляется , поддерживается и релизится, только зачастую не в аджайл, а суровом rup с pmbook, в рамках больших интеграционных релизов, у которых, есть свой департамент.
Да часть команд перешла на аджайл, но попробуйте перевести на эту же методологию команды развивающие шлюзы данных или систему проверки клиентов на криминал, бхх =)
Так что дорогой дружок, если ты любишь и знаешь кровавый Энтерпрайз, то стоит туда вписаться, для прокачки скилла и работы с интересным стеком, если же хипстер-руби-аджайл, то внимательно читай описание к вакансии, чтобы не угореть от внутренней бюрократии и выделении рабочего места в течение полугода.
слушай, а нафиг в одной конторе 100 разных sap? это же какой то треш и путаница.
ну и потом, я понимаю что отделы, задачи разные, но как 11 тыс человек занимаются программированием при этом никто не создал единую sap? там реально работает 1000 человек и остальные проверяют? я не вижу реальной работы на такую армию людей.
Легаси и отголоски разных решений разных людей, часть из которых уже не в сбере или уже не с нами.
Изменение стратегии и ключевых кусков ключевых систем быстро невозможно, а иногда в принципе невозможно.
Тут ещё не вспомнили про структурные изменения, которые происходят раз в пару лет, которые меняют подчиненность, отнимают/добавляют ресурсов и приводят к политическим битвам разных отделов, деппартаментов.
Тоже способствует развитию))
Эм, ну я написал, то что хотел написать, что в сбт найдется работы на 11к человек) а вы только поддтверждаете мои слова, нет?
Всё дело в легаси и многократном повторении фич в разном применяемом ПО. А так ничего сложного абсолютно нет.
В Сбере я работал, если что.
Да, легаси и повторения, абослютно согласен. Я же скорее написал про количество обслуживаемых каналов, в которых множество команд на разных инициативах. Сбер же не только розница
Там на 3 прогера 5 менеджеров. Побороли программистов
ну не без такого, да
А в Тинькове тоже 11 тыщ. ИТшников работают ? Конечно размеры бизнеса не сопоставимы но бизнес-процессы одни и те-же. Только их софт почему-то в разы удобнее и Юзерфрендли как в Банокматах где все продумано так и в ДБО и мобильном приложении. Мне кажется в их Тэпах ой простите Трайбах Сбера не хватает еще одного - на пару тысяч человек отвечающих за Юзер Френдли интерфейсов которые они разрабатывают. Нужны им и нормальные специалисты за Биг дату чтобы из система не блокировали карточку после оплаты личного телефона к которому эта карточка привязана на нетипичную сумму в 1,5 тыс рублей или из-за других типичных платежей в жалкие тысячи рублей которые проводишь годами но вдруг они оказываются подозрительными.
Да, размеры не сравнить, увы
+ у них нет огромного легаси и уже на какой-то момент отстроенной структуры, которую на ходу надо менять
Тинькова чуть легче, Рокету так вообще всё легко.
Я же не говорю, что в Сбере все прекрасно, я говорю, что тут гораздо больше работы, чем МП, Сайт и банкоматы