(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93857963, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93857963, 'hit', window.location.href);

Agile на 11 000 сотрудников

Рассказ о том, как устроена разработка в Сбербанке, и первый фоторепортаж из нового офиса.

Офис Сбербанка в Москве

Сбербанк существует на рынке уже 176 лет. В нём обслуживаются 140 млн физических лиц и 2 млн корпоративных клиентов. Компания представлена в 22 странах, в ней трудятся более 300 000 специалистов.

В банке продолжается масштабная реформа, одной из ключевых частей которой было переосмысление и изменение подхода к развитию продуктов. Изучив опыт иностранных финансовых институтов и успешных компаний Кремниевой долины, банк построил собственную модель работы, учитывающую основные принципы гибкой разработки Agile — в банке её называют Sbergile.

В отличие от технологических гигантов и финтех-компаний, Сбербанк не был компанией, функционирующей по принципам Agile, с самого начала. Однако мы продемонстрировали, что эту философию управления 21 века можно успешно внедрить. И пользоваться её преимуществами для компании и клиентов — независимо от количества работающих сотрудников.

Благодаря этому подходу мы значительно повысили скорость работы: например, путем сокращения времени вывода продукта на рынок до нескольких недель по сравнению с несколькими месяцами ранее. И смогли помочь нашим клиентам сохранить самый драгоценный ресурс — время.

Герман Греф, глава Сбербанка, на Давосском форуме 2018

С тех пор топ-менеджмент лидирует Agile-трансформацию, а Сбербанк стремится стать ИТ-компанией с банковской лицензией. Продуктовая линейка должна быстро адаптироваться под запросы рынка.

Важно понимать, что Agile — не самоцель для банка, а всего лишь актуальный для сегодняшнего времени способ достижения целей и сохранения конкурентоспособности перед резко растущим числом финтех-стартапов.

Коллектив поделили на племена

Наблюдательный совет Сбербанка утвердил стратегию до 2020 года, в которой указаны ключевые приоритеты развития. Среди них — лучший клиентский опыт и экосистема, технологическое лидерство и люди нового качества в эффективных командах.

Agile-трансформация в Сбербанке сконцентрирована в трех основных областях: удовлетворенность клиентов, продуктивность сотрудников и улучшение ключевых показателей: таких как время, необходимое для принятия решений, вывода продукта на рынок и поставки продукта клиентам.

Герман Греф

Более 11 000 сотрудников, работающих в Sbergile, поделены на трайбы (от английского tribe — племя). Каждый трайб — это агломерация команд, объединенных вокруг какой-то общей бизнес-цели, например, развития карточных продуктов. И «карточные» в данном случае — условное обозначение, потому что в зону ответственности этого направления входят любые способы оплаты, включая эквайринг, смартфоны, NFC-кольца и другие. Цели каждого трайба вытекают из стратегии развития банка и формируются лидерами трайбов при участии топ-менеджмента банка.

Каждый квартал кураторы трайбов вместе с лидерами трайбов обсуждают цели на ближайшие три месяца. На этой же встрече лидеры трайбов синхронизируются между собой, обсуждают результаты предыдущего квартала и планы на следующий. После этого команды декомпозируют эти цели на конкретные задачи в бэклоге и делят на спринты (такт работы команды, в ходе которого создаётся новая версия продукта).

Примеры трайбов, в каждом из которых работает от сотни до нескольких сотен человек (сейчас более 20 трайбов): «Эквайринг и банковские карты», «Платежи и переводы», «Занять и сберегать» — названия говорят сами за себя, Digital business Platform — «Сбербанк Онлайн», веб- и мобильное приложение для различных устройств. Это одновременно и самостоятельные продукты, и канал для других продуктов.

Внедрение гибкой разработки — это непрекращающийся эксперимент. Разные трайбы находятся в разной стадии зрелости с точки зрения использования Agile-практик. Кто-то в стадии формирования и перехода, а кто-то уже полностью работает в логике Agile.

Внутренний двор офиса, который занимает 16 этажей и обозначается в Сбербанке как дом Agile
Вид из окон на Кутузовский проспект

Племена состоят из команд

А команды, в свою очередь, из специалистов. В каждой команде работает от 9 до 12 человек, которые в разных пропорциях делятся на категории — бизнес и ИТ. Прямая коммуникация между ними сама по себе ускоряет работу.

Но объединение разработчиков и бизнеса — недостаточное условие для повышения скорости и качества разработки. Все сотрудники, переходящие на систему гибкой разработки, проходят обязательное обучение по специальной программе «Основы Sbergile», которую проводят Agile-коучи. После этого коучи запускают команды и сопровождают их в дальнейшем. На данный момент в Сбербанке на постоянной основе работают более 60 коучей.

Agile-коуч относительно новая профессия на рынке. В России не так много людей, которые имеют опыт работы в этой роли. Поэтому в банке работают коучи с разным бэкграундом. Кто-то в прошлом скрам-мастер, кто-то имеет большой опыт фасилитации и разработки. Есть специалисты, которые работали тренерами в Кремниевой долине, спецы с продуктовой экспертизой. Часть коучей — это сотрудники банка, которые прошли специальный отбор и переквалифицировались на этапе перехода в Agile.

Коучи помогают командам настраивать церемонии, поддерживать эффективность, двигаясь к своей цели, решать конфликты, обращать внимание на сильные и слабые стороны, замедляющие обстоятельства, определять, где болит и как это вылечить и так далее.

Совещание, на котором присутствует Agile-коуч — сидит в правом углу переговорной комнаты

Все встречаются на церемониях

Команды могут отличаться друг от друга в зависимости от целей и продукта, но в целом все играют по одинаковым правилам. Эти правила — в том числе обязательные для всех команд церемонии — дисциплинируют и помогают командам двигаться быстрее:

  • Планирование спринта. Команда вместе с владельцем продукта расставляет приоритеты, формирует бэклог, чтобы через две недели показать результат.

  • Ежедневный стендап. Команда обсуждает планы на день. Каждый участник отвечает на три вопроса:

    1. Что я делал вчера для достижения цели спринта?

    2. Что я буду делать сегодня?

    3. С какими проблемами и препятствиями я столкнулся?

  • Демонстрация. Презентация результатов двухнедельного спринта, на которой команда собирает независимую обратную связь по своему MVP (Minimum Viable Product — минимальный жизнеспособный продукт). На встрече присутствует лидер чаптера — человек, который контролирует работу специалистов одной области знаний в разных командах.

  • Продуктовая синхронизация. Синхронизация бэклогов команд (в том числе из разных трайбов), работающих над одним продуктом. Проходит не реже, чем один раз в спринт. Помогает обеспечить целостность продуктов и сроков.

  • Ретроспектива. Команда с помощью коуча анализирует действия и решает, что нужно поменять в работе, чтобы быть эффективнее и двигаться быстрее.

  • Portfolio marketplace. Синхронизация команд и выявление взаимозависимостей на уровне трайба. Присутствуют владельцы продуктов, лидер трайба, лидеры чаптеров, коучи.

  • Квартальный обзор результатов трайбов. Синхронизация между трайбами, расставление приоритетов. Встречаются лидеры трайбов, руководители ИТ- и бизнес-подразделений.

Культура непрерывно подпитывается

Поделить людей на трайбы, поставить цели и организовать встречи для проверки результата — это только первая часть работы. Сложнее и важнее — создать среду, в которой все участники процесса обогащают друг друга знаниями и проявляют инициативу.

Общая коммуникация строится через привычные каналы — новости, мероприятия, рассылки, видеоблог. Внутри каждого трайба для общения выбирается та среда, которую выбирает коллектив.

У каждого трайба свои особенности — они как отдельные субкультуры. Организовывают свои мероприятия, ездят вместе в горы, путешествуют. Некоторые трайбы ежемесячно проводят тематические завтраки, например, «Кем я хотел быть в детстве». Это лишний повод пообщаться друг с другом и сблизиться.

Коммуникация строится не только линейно, то есть на уровне трайбов, но и между ними — люди объединяются в сообщества на почве личных и профессиональных интересов. Такие сообщества называются «гильдиями», где люди, помимо общего досуга, делятся знаниями и обсуждают общие задачи.

Ежедневно в офисе проходят митапы на разные темы: от дизайна до блокчейна. Их инициируют и проводят сами сотрудники.

Пространство офиса подчинено культуре

Всё устроено так, чтобы люди как можно больше общались лично, обменивались знаниями, договаривались и быстрее принимали решения, а не тратили время на длинные совещания.

В офисе организовано множество мест под разные задачи: переговорки для быстрых разговоров стоя, места для концентрированной работы, коворкинги, многофункциональные зоны для церемоний. У лидеров трайба нет собственных кабинетов — все они сидят вместе с командами.

Agile-словарь «Сбербанка»

Sbergile — это фреймворк для разработки и поддержки продуктов в Сбербанке, основанный на ценностях гибких подходов к разработке продукта.

Трайб — группа взаимосвязанных команд, сформированная вокруг определенного продукта или бизнес-цели, и отвечающая за бизнес-результат.

Команда — кроссфункциональная, совместно работающая группа специалистов, обладающая всеми навыками, инструментами и полномочиями для самостоятельной разработки продукта.

Чаптер — группа специалистов одной области компетенций.

Владелец продукта — участник команды, отвечающий за выпуск продукта, соответствующего потребностям клиента, для достижения целей банка, возложенных на трайб. Определяет и приоритизирует требования в бэклоге команды, а также принимает требования (истории) как выполненные.

Участник команды — специалист, непосредственно участвующий в создании продукта команды в пределах своих компетенций.

Лидер трайба — сотрудник, отвечающий за управление продуктом или группой продуктов и достижение бизнес-целей этого трайба. Отвечает за ключевые показатели эффективности трайба в зависимости от его задач (например, P&L, NPS, доля рынка, надежность систем (uptime, количество инцидентов) и так далее).

Agile-коуч — сотрудник, отвечающий за развитие Agile-подхода в организации. Помогает командам проводить церемонии, устранять возникающие препятствия и решать межличностные и методологические конфликты.

Бэклог команды — приоритизированный владельцем продукта перечень всех требований к стриму трайба или программы, переданных в команду либо созданных внутри нее.

Спринт — такт работы команды, в ходе которого создаётся новая версия продукта. Жёстко фиксирован по времени в одну либо в две недели.

Релиз — выпуск готовой версии продуктов трайба.

Minimum Viable Product — минимальная первая версия продукта либо новой крупной функциональности в нём, внедряемая для ранней обратной связи от клиентов.

0
184 комментария
Написать комментарий...
Hi-Tech Лентач

Что эти 11 тыс. делают ???? Кроме мобильного приложения, так себе личного кабинета, так себе ДБО и так себе По (достаточно странного местами) для терминала ничего не знаю. ДА еще есть нештатка где сотрудники вручную правят глюки ПО. Ну да - недавно замутили превое за много лет обнавлений сайта. В общем под сладкие песни "гора рождает импотозамещенную мышь" типа лучшую чем в силиконовой долине и соответсвующу всем лучшим мировым практикам ... так любимых Грефом Йогов. Завтра нет :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Simanov

Лол) конечно же, IT в банке только мобильным приложением, сайтом и банкоматом ограничивается, ага

Ответить
Развернуть ветку
Паша Боев

Они пилят самописный SWIFT или что?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Simanov

приложение, сайт, банкоматы и самописный Свифт, теперь всё сходится

Ответить
Развернуть ветку
Паша Боев

Мне кажется на рынке банковского ПО уже на 90% всё придумано и можно приобрести в виде коробочных решений, зачем изобретать велосипеды?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Simanov

Вот вы первые два слова правильно написали, да

Ответить
Развернуть ветку
ufopolice

если ты умный, расскажи, чем занимается 11000 программистов в банке, я далек от IT, мне интересно

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Simanov

В банке огромное кол-во внутренних процессов, огромное количество внутренних сервисов, огромное кол-во сервисов обслуживания корпоративных и бизнес клиентов и прочего-прочего-прочего… Описанное выше это только розница(и то не вся), мобилка(а представьте это все не 10 человек делает, а команды в трайбах), сайт(тоже не просто Сбербанк-онлайн, их ещё есть), банкоматы(разные от кнопок до тача, просто терминалов и более функциональных) и ещё, и ещё… Есть маркетинг, есть РнД… Ну и менеджеров и синхронизаторов… Никто не спорит, что 11к многовато, об это Греф и говорил про "борьбу с прогерами"

Ответить
Развернуть ветку
p0st

Ни о чём написали, поэтому приоткрою завесу - в сбере больше 100 больших энетрпрайзовых информационных систем, уровня SAP и различных модулей или старое-доброе специализированное, ламповое банковское или шины данных со шлюзами.
И всё это обновляется , поддерживается и релизится, только зачастую не в аджайл, а суровом rup с pmbook, в рамках больших интеграционных релизов, у которых, есть свой департамент.

Да часть команд перешла на аджайл, но попробуйте перевести на эту же методологию команды развивающие шлюзы данных или систему проверки клиентов на криминал, бхх =)

Так что дорогой дружок, если ты любишь и знаешь кровавый Энтерпрайз, то стоит туда вписаться, для прокачки скилла и работы с интересным стеком, если же хипстер-руби-аджайл, то внимательно читай описание к вакансии, чтобы не угореть от внутренней бюрократии и выделении рабочего места в течение полугода.

Ответить
Развернуть ветку
ufopolice

слушай, а нафиг в одной конторе 100 разных sap? это же какой то треш и путаница.
ну и потом, я понимаю что отделы, задачи разные, но как 11 тыс человек занимаются программированием при этом никто не создал единую sap? там реально работает 1000 человек и остальные проверяют? я не вижу реальной работы на такую армию людей.

Ответить
Развернуть ветку
p0st

Легаси и отголоски разных решений разных людей, часть из которых уже не в сбере или уже не с нами.
Изменение стратегии и ключевых кусков ключевых систем быстро невозможно, а иногда в принципе невозможно.

Тут ещё не вспомнили про структурные изменения, которые происходят раз в пару лет, которые меняют подчиненность, отнимают/добавляют ресурсов и приводят к политическим битвам разных отделов, деппартаментов.
Тоже способствует развитию))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Simanov

Эм, ну я написал, то что хотел написать, что в сбт найдется работы на 11к человек) а вы только поддтверждаете мои слова, нет?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Всё дело в легаси и многократном повторении фич в разном применяемом ПО. А так ничего сложного абсолютно нет.

В Сбере я работал, если что.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Simanov

Да, легаси и повторения, абослютно согласен. Я же скорее написал про количество обслуживаемых каналов, в которых множество команд на разных инициативах. Сбер же не только розница

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kostikov

Там на 3 прогера 5 менеджеров. Побороли программистов

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Simanov

ну не без такого, да

Ответить
Развернуть ветку
Hi-Tech Лентач

А в Тинькове тоже 11 тыщ. ИТшников работают ? Конечно размеры бизнеса не сопоставимы но бизнес-процессы одни и те-же. Только их софт почему-то в разы удобнее и Юзерфрендли как в Банокматах где все продумано так и в ДБО и мобильном приложении. Мне кажется в их Тэпах ой простите Трайбах Сбера не хватает еще одного - на пару тысяч человек отвечающих за Юзер Френдли интерфейсов которые они разрабатывают. Нужны им и нормальные специалисты за Биг дату чтобы из система не блокировали карточку после оплаты личного телефона к которому эта карточка привязана на нетипичную сумму в 1,5 тыс рублей или из-за других типичных платежей в жалкие тысячи рублей которые проводишь годами но вдруг они оказываются подозрительными.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Simanov

Да, размеры не сравнить, увы
+ у них нет огромного легаси и уже на какой-то момент отстроенной структуры, которую на ходу надо менять
Тинькова чуть легче, Рокету так вообще всё легко.

Я же не говорю, что в Сбере все прекрасно, я говорю, что тут гораздо больше работы, чем МП, Сайт и банкоматы

Ответить
Развернуть ветку
181 комментарий
Раскрывать всегда