(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93857963, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93857963, 'hit', window.location.href);

Всё не как в университете: репортаж с открытия «Школы 21», в которой нет лекций и преподавателей

Подробности о новой форме образования и впечатления студентов, которые прошли отбор в 200 человек на одно место.

Фото: Елена Балакирева

16 ноября в Москве открылась «Школа 21» — образовательный проект Сбербанка для подготовки специалистов в сфере ИТ. В первый набор школы попали 500 человек — из более чем 100 тысяч заявок.

Школа работает по методике французской образовательной организации «Ассоциация 42», которую в 2013 году основали предприниматель Ксавье Ньель и специалист в области компьютерных наук Николя Садирак.

Фото: Елена Балакирева

Как будет проходить обучение

Процесс займёт до четырёх лет — в зависимости от того, сколько времени студент будет посвящать заданиям. Строгого образовательного плана нет: каждый ученик сам выбирает сферы, в которых ему интересно развиваться.

Обучение напоминает исследование мира и «прокачку» персонажа в RPG (role-playing game), только вместо привычных навыков вроде «силы», «интеллекта» и «выносливости» есть «алгоритмы», «мобильная разработка», «безопасность» и прочие направления. А уроков и преподавателей — нет.

Задача ученика — достичь 21 уровня. На практике с ней справляется только 30% студентов, рассказывает президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф. Остальных хантят крупные ИТ-компании, как только они добираются до 6-7 уровня.

Герман Греф и директор «Школы 21» Валерия Заболотная (с бейджем) проводят экскурсию для гостей Фото: Елена Балакирева

В Сбербанке работают около 27 тысяч инженеров, и ежегодно компании требуются до пяти тысяч программистов. На первом этапе «Школа 21» сможет выпускать только 1000 специалистов в год. Банк обещает не прятать студентов от рынка: на церемонию открытия школы пригласили представителей более 150 российских компаний.

Цель школы — увеличить количество разработчиков на рынке. Сбербанк будет конкурировать за умы наравне с другими ИТ-компаниями: выбор работодателя останется на усмотрение выпускника.

Заглядывая вперед, понимаем, что сегодня российская экономика находится на стадии подготовки к прыжку цифровизации. Становится страшно, представляя, что будет, когда этот прыжок начнётся. Цены на специалистов высокого уровня будут задраны вверх, издержки будут огромными.

Честно сказать, у этого поколения ребят очень низкая корпоративная лояльность. Они легко переходят из одной компании в другую. Компании будут конкурировать между собой за одни и те же ресурсы — это будет чрезвычайно тяжёлая ситуация.

Мы видим задачу в воспитании и создании значительного количества специалистов высочайшего уровня с тем, чтобы удовлетворить спрос на них в экономике.

Герман Греф, председатель правления Сбербанка

Как отбирают учеников

Обучение бесплатное, результаты ЕГЭ никого не интересуют. Абитуриенты должны соответствовать только двум критериям: возраст 18-30 лет и возможность посещать кампус в Москве.

Для поступления нужно пройти онлайн-тестирование (занимает около двух часов) и офлайн-собеседование. Тест проверяет базовые знания математики и логики — знание языков программирования не требуется.

Фото: Елена Балакирева

Абитуриенты, успешно прошедшие два этапа, попадают в «бассейн». Это интенсивный курс молодых бойцов: за четыре недели студенты должны освоить язык программирования C, научиться работать в команде и сдать четыре экзамена, включая выпускной.

С августа по сентябрь «Школа 21» провела три «бассейна» и отобрала 1500 человек. Пройти через этот этап и стать студентами смогли только 500.

Среди них — Анна Горбусева.

Анна Горбусева Фото: Елена Балакирева

Анна закончила Московский технический университет связи и информатики по специальности «Информационная безопасность телекоммуникационных систем». После учёбы успела поработать в НИИ «Систем связи и управления» и «Ростелекоме».

Затем взяла отпуск по уходу за ребёнком и искала себе занятие: хотелось работать дистанционно, неплохо зарабатывать и посвящать время семье. Заинтересовалась программированием — и примерно в это же время ей на почту пришла рассылка от Сбербанка с информацией о новой школе. Прошла тестирование, попала в «бассейн», но не ожидала, что будет так сложно: «Некоторые ребята стали уходить на второй день. После первой недели тоже была большая волна уходящих».

Чтобы справиться с заданиями, иногда Анна работала всю ночь: приезжала в школу к 10:00 а уезжала в 8:00 на следующий день — как и многие другие студенты.

Затем мы осознали, что не имеет смысла оставаться на ночь, потому что после бессонной ночи твоя работоспособность на следующий день очень низкая.

Лучше досидеть до 12:00 ночи, поехать домой, поспать 8 часов и затем плодотворно поработать.

Анна Горбусева

Каждая неделя во время «бассейна» была похожа на предыдущую. С понедельника по пятницу студенты бились над заданиями. В пятницу — сдавали экзамен. На выходных — работали над индивидуальным и групповым проектом.

Задания приходили по будням в 8:42. Пояснений и лекций не было — студентам требовалось найти информацию самостоятельно. «Это не как в обычных университетах, где есть теория и практика. У нас наоборот: есть проект, и к нему нужно найти теорию», — подчеркивает на открытии директор «Школы 21» Валерия Заболотная.

Фото: Елена Балакирева
Фото: Елена Балакирева
Фото: Елена Балакирева

Задачи были составлены так, что решить их в одиночку не получится. Сама система подталкивала студентов к тому, чтобы они обращались за помощью к коллегам и вместе разбирались с проблемой.

По словам Горбусевой, к середине «бассейна» среди учеников появились неформальные лидеры: один хорошо разбирался в Linux, другой щёлкал алгоритмы как орешки, третий был гением математики и так далее. Иногда они собирали вокруг себя других студентов и проводили мини-лекции.

Ребята были дружелюбными. Многие говорили: «Я не знаю, как тебе помочь, но давай вместе разберёмся: поищем видео или материалы».

Анна Горбусева

Решив задание из нескольких задач, ученик записывался на проверку к двум одногруппникам и сам проверял решение двух других одногруппников. «Во время проверки я просил рассказать, как решалась задача, почему таким способом и так далее. Даже если я чего-то не знал, то после объяснений всё становилось на свои места», — рассказывает студент Иван Левин.

Иван Левин Фото: Елена Балакирева

Задачи сдавались к 23:42. После проверок у одногруппников решение загружалось в информационную систему школы и проверялось платформой автоматически.

Студенты называют их «беспощадными»: если задача решена верно, код работает, но если алгоритм нашёл лишний пробел или символ — он её не засчитает. А заодно и все последующие задачи в этой проверке. Если ошибка была в самой первой задаче, то за день студент получал 0 баллов.

Никакой халтуры

Многие получали по 0 баллов несколько дней подряд. Возможность реабилитироваться была только на экзаменах, которые проходили по пятницам. Испытуемым давалось четыре часа, чтобы набрать минимум 25 баллов. Они давались за правильное решение задач: у каждой был свой уровень сложности и своя «цена».

Больше всего баллов приносили задачи, решённые с первой попытки: в этом случае для успешной сдачи экзамена студенту нужно было решить всего четыре задачи.

В первом наборе «Школы 21» около 25% студентов — девушки. По мировым меркам это считается высоким показателем: в калифорнийском и парижском кампусе в наборе по 10-15% девушек. Фото: Елена Балакирева

Если студент решал неправильно самую лёгкую задачу, ему давали ещё одну, но она приносила меньше баллов. Если он с ней справлялся, то получал более сложную. Если нет — получал очередную на том же уровне, но она приносила ещё меньше баллов. И так — до тех пор, пока не истекут четыре часа.

Пользоваться интернетом, телефоном или обращаться к коллегам нельзя — иначе работу не засчитывали, а нарушителям ставили отметку о мошенничестве. Сдать экзамен можно только одним способом: хорошо готовиться в течение недели и разбирать материал с одногруппниками.

Под конец «бассейна» студенты сдавали финальный экзамен — и скрещивали пальцы. Тех, кто пройдёт дальше, отбирала внутренняя система школы. И никто не знает, по какому принципу. Вероятно, учитывались не только академические заслуги, но и так называемые soft skills — умение работать в команде, помогать товарищам и преодолевать трудности.

Главный навык — преодоление барьеров.

Если раньше мне попадалось видео на английском, я его пропускала, потому что не очень хорошо знаю язык. Во время «бассейна» научилась рассуждать иначе: «Мне нужно посмотреть и разобраться. Если не пойму с первого раза, буду пересматривать, пока не пойму».

У меня появились цели. Сейчас я еду в метро и думаю: «Неплохо бы написать такое-то приложение». Записываю идеи, и теперь они кажутся мне более реальными. Начинаю рассуждать: «А как вот это написать? Здесь можно применить такой-то алгоритм, а здесь — такой-то».

Анна Горбусева

Среди 500 отобранных студентов чуть больше половины — не из Москвы. «Наша цель — обнаружить таланты, и неважно, откуда они», — заявила на церемонии открытия директор французской «Школы 42» Софи Виже.

Фото: Елена Балакирева
Во время «бассейна» студенты были распределены по четырём кластерам: Mirage, Atlantis, Oasis и Illusion. При желании они могли поменять локацию Фото: Елена Балакирева
Почему кластеры названы именно так — секрет. У школы много секретов: например, студентам запрещено разглашать детали заданий, экзаменационные вопросы и другие вещи, которые относятся к учебному процессу. Чтобы их последователи из будущих наборов не жульничали Фото: Елена Балакирева
Фото: Елена Балакирева
В фойе — карта с другими филиалами школ «Ассоциации 42»: в США, ЮАР, Бельгии, Украине, Марокко и других странах. Кампус в Москве стал двенадцатым Фото: Елена Балакирева
Школа работает круглосуточно, но посторонние не смогут попасть в учебную зону. Компания VisionLabs создала систему распознавания лиц на основе платформы LUNA. Чтобы пройти, студенту достаточно посмотреть в камеру, и турникет откроется Фото: Елена Балакирева
Аудитории находятся на втором и третьем этаже. Их окна выходят и на улицу, и на конференц-зал со стеклянным куполом. Больше солнца — больше энергии для новых знаний Фото: Елена Балакирева
Терминал — сердце «Школы 21». С его помощью студенты получают доступ к информационной системе школы, заданиям, личным профилям, договариваются о проверках заданий и так далее Фото: Елена Балакирева

Завершив обучение, студенты не получат дипломы или сертификаты государственного образца — только сертификат об окончании школы. Главное — это практические навыки, уверен Герман Греф.

В традиционном университете есть лекции, семинары и малое количество практических занятий. В «Школе 21» очень много практики — это школа формирования навыков.

Выпускники — готовые инженеры и специалисты, которые завтра могут начать работать в любой компании.

Герман Греф, председатель правления Сбербанка
0
82 комментария
Написать комментарий...
Крымский Чайничек

Узнаю знакомые лица) Блондинка из киевской юнит-фактори. Помойму Валерия Заболотная. Сужу чисто по киевскому опыту этой франшизы. Ребята, если вам реально ничего делать, то идите туда. Вы там ничего такого чего нет на других курсах не приобретите.

Если ничего не изменилось то поступление туда будет проходить в два этапа. Этап первый заключается в онлайн проверке ваших по сути биофизических способностей. Вам выведут на экран таблицу где вам надо будет запоминать расположение квадратиков (это проверка зрительной памяти). Потом у вас будет вот такое задание https://www.youtube.com/watch?v=uZb_lyRwxwc&index=1&list=PLBgF25-9_XE336qYQbMHEIR5FMcQ654Yt Z Я там дошел до 20+ уровня.

После, если вы наберите хороший балл, вас пригласят на коллективное собеседование где вас будут тестировать по психологическим критериям. Вас рандомно соберут в группу и скажут что то типа вы разбились на самолете у вас есть такой перечень вещей , вам нужно выбрать что взять по 10 бальной шкале, а что нет. Берите стекло что бы маячить, и некуда не уходите. Там будет куча заданий. Во многих заданиях неважны ваши ответы, важны ваша реакция на них. Т.е. чем быстрее и круче вы отвечаете тем выше ваши баллы (как-то так). Я там таких кадров встречал)))) Один заявил мне что в ИТ экономике нет конкуренции и все друг друга поддерживают. Это было на полном серьезе. Я там и сел от таких слов.
Пока вы работаете над своим заданием над вами стоит кто-то с планшетом и пишет на каждого досье ( психологический портрет).

Общежитие и отсрочку от армии они не предоставляют.

Скажу вам честно к программированию и учебе это не имеет никакого отношения. Вы можете спокойно научиться куда круче на удалены курсах, где вы сами будете определять какой темп усвоения материала вам подходит. В этой конторе у вас будет программа которая якобы вас учит. Она вам показывает что нужно делать, а вы в тупую повторяете (т.е. смысл вы никогда не уловите) если на повторении вы отошли в наборе на один знак она вас минусует. Вы не можете например написать сначала тело функции, а потом ее название. Только сначала название, а потом тело. Изначально работают на языке Си, использовать библиотеки нельзя, функции должны быть не более 25-ти строк. Учиться во время пула придется по 12-16 часов в сутки, при этом заниматься можно только за их компами и выполнять задания из дома дистанционно не выйдет. Выходных не предусмотрено.

Согласно контракту вы не сможете выезжать за границу 3 года. Кроме того если ты подписал контракт, он заставляет тебя ни много ни мало, просто дойти до конца учебной программы, которая тебе не нравится. Потому что в договоре, который нужно заключить перед началом обучения, предусмотрен штраф за отказ от прохождения программы в размере 1.5к долларов.

Так было в Украине, как будет тут не знаю, но любой ВУЗ лучше в разы франшизы.

Всем удачи.

Ответить
Развернуть ветку
Devoted

... а после обучения всех клеймят, заковывают в кандалы, завязывают глаза и фурой отвозят в EPAM.

Ответить
Развернуть ветку
Крымский Чайничек

Я знаю людей которые получили работу после них, но по их же словам что для этого не нужно было поступать.

ФИОТ или ИПСА КПИ дают куда больше.

Ответить
Развернуть ветку
79 комментариев
Раскрывать всегда