(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93857963, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93857963, 'hit', window.location.href);

Всё не как в университете: репортаж с открытия «Школы 21», в которой нет лекций и преподавателей

Подробности о новой форме образования и впечатления студентов, которые прошли отбор в 200 человек на одно место.

Фото: Елена Балакирева

16 ноября в Москве открылась «Школа 21» — образовательный проект Сбербанка для подготовки специалистов в сфере ИТ. В первый набор школы попали 500 человек — из более чем 100 тысяч заявок.

Школа работает по методике французской образовательной организации «Ассоциация 42», которую в 2013 году основали предприниматель Ксавье Ньель и специалист в области компьютерных наук Николя Садирак.

Фото: Елена Балакирева

Как будет проходить обучение

Процесс займёт до четырёх лет — в зависимости от того, сколько времени студент будет посвящать заданиям. Строгого образовательного плана нет: каждый ученик сам выбирает сферы, в которых ему интересно развиваться.

Обучение напоминает исследование мира и «прокачку» персонажа в RPG (role-playing game), только вместо привычных навыков вроде «силы», «интеллекта» и «выносливости» есть «алгоритмы», «мобильная разработка», «безопасность» и прочие направления. А уроков и преподавателей — нет.

Задача ученика — достичь 21 уровня. На практике с ней справляется только 30% студентов, рассказывает президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф. Остальных хантят крупные ИТ-компании, как только они добираются до 6-7 уровня.

Герман Греф и директор «Школы 21» Валерия Заболотная (с бейджем) проводят экскурсию для гостей Фото: Елена Балакирева

В Сбербанке работают около 27 тысяч инженеров, и ежегодно компании требуются до пяти тысяч программистов. На первом этапе «Школа 21» сможет выпускать только 1000 специалистов в год. Банк обещает не прятать студентов от рынка: на церемонию открытия школы пригласили представителей более 150 российских компаний.

Цель школы — увеличить количество разработчиков на рынке. Сбербанк будет конкурировать за умы наравне с другими ИТ-компаниями: выбор работодателя останется на усмотрение выпускника.

Заглядывая вперед, понимаем, что сегодня российская экономика находится на стадии подготовки к прыжку цифровизации. Становится страшно, представляя, что будет, когда этот прыжок начнётся. Цены на специалистов высокого уровня будут задраны вверх, издержки будут огромными.

Честно сказать, у этого поколения ребят очень низкая корпоративная лояльность. Они легко переходят из одной компании в другую. Компании будут конкурировать между собой за одни и те же ресурсы — это будет чрезвычайно тяжёлая ситуация.

Мы видим задачу в воспитании и создании значительного количества специалистов высочайшего уровня с тем, чтобы удовлетворить спрос на них в экономике.

Герман Греф, председатель правления Сбербанка

Как отбирают учеников

Обучение бесплатное, результаты ЕГЭ никого не интересуют. Абитуриенты должны соответствовать только двум критериям: возраст 18-30 лет и возможность посещать кампус в Москве.

Для поступления нужно пройти онлайн-тестирование (занимает около двух часов) и офлайн-собеседование. Тест проверяет базовые знания математики и логики — знание языков программирования не требуется.

Фото: Елена Балакирева

Абитуриенты, успешно прошедшие два этапа, попадают в «бассейн». Это интенсивный курс молодых бойцов: за четыре недели студенты должны освоить язык программирования C, научиться работать в команде и сдать четыре экзамена, включая выпускной.

С августа по сентябрь «Школа 21» провела три «бассейна» и отобрала 1500 человек. Пройти через этот этап и стать студентами смогли только 500.

Среди них — Анна Горбусева.

Анна Горбусева Фото: Елена Балакирева

Анна закончила Московский технический университет связи и информатики по специальности «Информационная безопасность телекоммуникационных систем». После учёбы успела поработать в НИИ «Систем связи и управления» и «Ростелекоме».

Затем взяла отпуск по уходу за ребёнком и искала себе занятие: хотелось работать дистанционно, неплохо зарабатывать и посвящать время семье. Заинтересовалась программированием — и примерно в это же время ей на почту пришла рассылка от Сбербанка с информацией о новой школе. Прошла тестирование, попала в «бассейн», но не ожидала, что будет так сложно: «Некоторые ребята стали уходить на второй день. После первой недели тоже была большая волна уходящих».

Чтобы справиться с заданиями, иногда Анна работала всю ночь: приезжала в школу к 10:00 а уезжала в 8:00 на следующий день — как и многие другие студенты.

Затем мы осознали, что не имеет смысла оставаться на ночь, потому что после бессонной ночи твоя работоспособность на следующий день очень низкая.

Лучше досидеть до 12:00 ночи, поехать домой, поспать 8 часов и затем плодотворно поработать.

Анна Горбусева

Каждая неделя во время «бассейна» была похожа на предыдущую. С понедельника по пятницу студенты бились над заданиями. В пятницу — сдавали экзамен. На выходных — работали над индивидуальным и групповым проектом.

Задания приходили по будням в 8:42. Пояснений и лекций не было — студентам требовалось найти информацию самостоятельно. «Это не как в обычных университетах, где есть теория и практика. У нас наоборот: есть проект, и к нему нужно найти теорию», — подчеркивает на открытии директор «Школы 21» Валерия Заболотная.

Фото: Елена Балакирева
Фото: Елена Балакирева
Фото: Елена Балакирева

Задачи были составлены так, что решить их в одиночку не получится. Сама система подталкивала студентов к тому, чтобы они обращались за помощью к коллегам и вместе разбирались с проблемой.

По словам Горбусевой, к середине «бассейна» среди учеников появились неформальные лидеры: один хорошо разбирался в Linux, другой щёлкал алгоритмы как орешки, третий был гением математики и так далее. Иногда они собирали вокруг себя других студентов и проводили мини-лекции.

Ребята были дружелюбными. Многие говорили: «Я не знаю, как тебе помочь, но давай вместе разберёмся: поищем видео или материалы».

Анна Горбусева

Решив задание из нескольких задач, ученик записывался на проверку к двум одногруппникам и сам проверял решение двух других одногруппников. «Во время проверки я просил рассказать, как решалась задача, почему таким способом и так далее. Даже если я чего-то не знал, то после объяснений всё становилось на свои места», — рассказывает студент Иван Левин.

Иван Левин Фото: Елена Балакирева

Задачи сдавались к 23:42. После проверок у одногруппников решение загружалось в информационную систему школы и проверялось платформой автоматически.

Студенты называют их «беспощадными»: если задача решена верно, код работает, но если алгоритм нашёл лишний пробел или символ — он её не засчитает. А заодно и все последующие задачи в этой проверке. Если ошибка была в самой первой задаче, то за день студент получал 0 баллов.

Никакой халтуры

Многие получали по 0 баллов несколько дней подряд. Возможность реабилитироваться была только на экзаменах, которые проходили по пятницам. Испытуемым давалось четыре часа, чтобы набрать минимум 25 баллов. Они давались за правильное решение задач: у каждой был свой уровень сложности и своя «цена».

Больше всего баллов приносили задачи, решённые с первой попытки: в этом случае для успешной сдачи экзамена студенту нужно было решить всего четыре задачи.

В первом наборе «Школы 21» около 25% студентов — девушки. По мировым меркам это считается высоким показателем: в калифорнийском и парижском кампусе в наборе по 10-15% девушек. Фото: Елена Балакирева

Если студент решал неправильно самую лёгкую задачу, ему давали ещё одну, но она приносила меньше баллов. Если он с ней справлялся, то получал более сложную. Если нет — получал очередную на том же уровне, но она приносила ещё меньше баллов. И так — до тех пор, пока не истекут четыре часа.

Пользоваться интернетом, телефоном или обращаться к коллегам нельзя — иначе работу не засчитывали, а нарушителям ставили отметку о мошенничестве. Сдать экзамен можно только одним способом: хорошо готовиться в течение недели и разбирать материал с одногруппниками.

Под конец «бассейна» студенты сдавали финальный экзамен — и скрещивали пальцы. Тех, кто пройдёт дальше, отбирала внутренняя система школы. И никто не знает, по какому принципу. Вероятно, учитывались не только академические заслуги, но и так называемые soft skills — умение работать в команде, помогать товарищам и преодолевать трудности.

Главный навык — преодоление барьеров.

Если раньше мне попадалось видео на английском, я его пропускала, потому что не очень хорошо знаю язык. Во время «бассейна» научилась рассуждать иначе: «Мне нужно посмотреть и разобраться. Если не пойму с первого раза, буду пересматривать, пока не пойму».

У меня появились цели. Сейчас я еду в метро и думаю: «Неплохо бы написать такое-то приложение». Записываю идеи, и теперь они кажутся мне более реальными. Начинаю рассуждать: «А как вот это написать? Здесь можно применить такой-то алгоритм, а здесь — такой-то».

Анна Горбусева

Среди 500 отобранных студентов чуть больше половины — не из Москвы. «Наша цель — обнаружить таланты, и неважно, откуда они», — заявила на церемонии открытия директор французской «Школы 42» Софи Виже.

Фото: Елена Балакирева
Во время «бассейна» студенты были распределены по четырём кластерам: Mirage, Atlantis, Oasis и Illusion. При желании они могли поменять локацию Фото: Елена Балакирева
Почему кластеры названы именно так — секрет. У школы много секретов: например, студентам запрещено разглашать детали заданий, экзаменационные вопросы и другие вещи, которые относятся к учебному процессу. Чтобы их последователи из будущих наборов не жульничали Фото: Елена Балакирева
Фото: Елена Балакирева
В фойе — карта с другими филиалами школ «Ассоциации 42»: в США, ЮАР, Бельгии, Украине, Марокко и других странах. Кампус в Москве стал двенадцатым Фото: Елена Балакирева
Школа работает круглосуточно, но посторонние не смогут попасть в учебную зону. Компания VisionLabs создала систему распознавания лиц на основе платформы LUNA. Чтобы пройти, студенту достаточно посмотреть в камеру, и турникет откроется Фото: Елена Балакирева
Аудитории находятся на втором и третьем этаже. Их окна выходят и на улицу, и на конференц-зал со стеклянным куполом. Больше солнца — больше энергии для новых знаний Фото: Елена Балакирева
Терминал — сердце «Школы 21». С его помощью студенты получают доступ к информационной системе школы, заданиям, личным профилям, договариваются о проверках заданий и так далее Фото: Елена Балакирева

Завершив обучение, студенты не получат дипломы или сертификаты государственного образца — только сертификат об окончании школы. Главное — это практические навыки, уверен Герман Греф.

В традиционном университете есть лекции, семинары и малое количество практических занятий. В «Школе 21» очень много практики — это школа формирования навыков.

Выпускники — готовые инженеры и специалисты, которые завтра могут начать работать в любой компании.

Герман Греф, председатель правления Сбербанка
0
82 комментария
Написать комментарий...
Velemir Hasidov

институт гугления

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Белов

Не вижу ничего в этом плохого.
Ты учишься искать, обрабатывать и понимать информацию.
"Критикуешь – предлагай"

Ответить
Развернуть ветку
Velemir Hasidov

а я и не критикую, у меня нет позиции по сабжу, я сам тот ещё гуглер

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Белов

Ну это же хорошо, когда студенты умеют работать с информацией, умение кооперироваться и работать в команде :)

Ответить
Развернуть ветку
Velemir Hasidov

ну дэ... типа. Но в то же время должны быть ведь и люди, которые эту информацию будут генерировать.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

В какой то момент, ты видишь вопрос, на который ты можешь дать ответ, и ты его даешь, так и генерируется та самая база.

Ответить
Развернуть ветку
Velemir Hasidov

Для этого нужна соответствующая квалификация.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

я написал, этот комментарий, не имея диплома о высшем образовании.

Ответить
Развернуть ветку
Velemir Hasidov

Заметно! :D
ахахаха

Ответить
Развернуть ветку
79 комментариев
Раскрывать всегда