Хочу выйти на международный рынок — к чему стоит готовиться
Советы ментора 500 Startups Галины Озгур.
Многие компании перерастают себя в рамках одной страны, и хотят выйти на международный рынок, в частности, американский. Мы спросили Галину Озгур, ментора 500 Startups и представителя посевного фонда Aera.vc в Нью-Йорке, с какими проблемами чаще всего сталкиваются наши соотечественники при переезде.
Для начала нужно акклиматизироваться, а не сразу прыгать в огонь. Знать язык недостаточно, нужно иметь представления о местных обычаях, правилах общения и т.д. Все-таки то, как общаются инвесторы со стартапами в Москве, и как они общаются в Нью-Йорке или в Кремниевой долине, сильно отличается.
Мне понадобился примерно год в Нью-Йорке, чтобы понять, где я нахожусь, с кем мне общаться, на какие митапы ходить, как с людьми разговаривать. При этом я бегло говорила по-английски и у меня не было барьеров в общении.
Что нужно сделать первым делом, кроме налаживания контактов?
Есть определенные сложности, с которыми сталкиваются все, кто приезжает за границу. Например, открытие банковского счета. У многих на этом этапе уже возникает вопрос: может, вообще уехать отсюда? Нам здесь не рады, нас здесь не любят. Но это не из-за отношения к русским людям, так устроена система.
Когда я приехала сюда, открыть банковский счет было очень проблематично. Надо было найти правильного человека в банке — менеджера, который сжалится над тобой. Там закрытая банковская система, ты основываешь компанию, получаешь номер налогоплательщика, тебе кажется, что у тебя уже есть какая-то бумажка и ты не букашка, а на самом деле наличие этого EIN-номер ещё не означает, что ты можешь открыть банковский счет. Как иностранцу, тебе придется походить по разным банкам, и, может быть, какой-то менеджер откроет банковский счет после часового собеседования. Это первый урок, насколько ты упертый или насколько целеустремленный.
Следующий важный вопрос — адвокат, который мог бы рассказать про твои права и обязанности, налоги, проконсультировать по визовым вопросах. Например, если приезжаешь надолго и хочешь вести здесь бизнес, то, конечно, по туристической визе ехать не стоит. Если ты привозишь с собой людей, то никто по туристической визе приехать на тебя работать не может — как же ты будешь платить налоги, зарплату? И в конвертике платить сотрудникам здесь никто не даст.
А что будет, если платить в конверте? Кто-то наябедничает?
Я никогда не встречалась с такой ситуацией, возможно, потому что у таких компаний все плохо заканчивалось. Мы привыкли получать серую зарплату, да и предприниматели — люди находчивые. Но в США нужно жить по правилам: платить зарплату нормально, платить налоги — и все равно к тебе будет куча вопросов. Поэтому всегда нужно вести все учетные книжки, иметь человека, который будет консультировать по экономическим вопросам.
То есть порядок действий такой: сначала заниматься всей операционной работой, потом уже продвижением и поиском инвесторов?
Конечно, американские инвесторы будут задавать юридические вопросы про вашу компанию, потому что они захотят понять, как организована операционка. Если компания инкорпорирована в Делавэре, например, то им это понятно. Если она инкорпорирована в городе Москва — то не очень.
Как думаешь, стоит ли перевозить всю команду?
Когда привозишь команду, очень остро встает вопрос проживания. В долине это огромная проблема. Стоимость аренды очень высокая. Может показаться, что в Штатах вы будете жить, как короли, потому что здесь-то дела пойдут в гору. На самом деле, чтобы жить в Сан-Франциско одному хотя бы в однокомнатной квартире или студии, нужны хорошие ресурсы. От 3500-3700 до 5000 долларов в месяц — а для этого нужно иметь серьезную выручку.
Чтобы поддерживать команду разработчиков из трех-четырех-пяти человек, нужно быть уже миллионером.
Можешь еще назвать сложности, с которыми сталкиваются компании при открытии бизнеса в Америке?
Наши ребята очень часто ищут людей из своей диаспоры, но чтобы иметь полный обзор экосистемы, нужно выходить из зоны комфорта. Нетворкинг — вообще тяжелое занятие. Ходить с визитными карточками и раздавать их направо и налево — это уже не работает. Нетворкинг за границей — это не конференции, а завтраки, ужины, совместные пробежки, неформальные встречи. Но для этого опять же нужно быть общительным, стенки пробивать собой, а это не всем удается.
Американцы, например, когда переезжают в новый город, первым делом пытаются найти людей, с которыми им можно будет общаться, тусоваться — я не о вечеринках, а о профессиональном общении. Народ пытается сразу в новой географии найти себе поддержку, и они абсолютно правы, потому что знакомства с инвесторами, с потенциальными партнерами всегда начинаются с умения построить правильный круг знакомств.
Если тебя послушать, кажется, что надо все время ходить общаться: завтрак, обед, ужин. А работать-то когда?
Я говорю о том, что не стоит находиться в изоляции. Если ты сидишь весь день в каком-нибудь коворкинге, пьешь кофе и энергетики за своим экраном и ни разу не вышел ни с кем пообщаться, не задал никому никаких вопросов, то скорее всего развития не будет. Зачем тогда нужно было ехать в Сан-Франциско или Нью-Йорк, для чего?
У меня есть несколько обязательных мероприятий. Я не думаю, добавить их в календарь или нет, они стоят в моем расписании заранее. Например, раз в месяц я хожу на завтраки, которые организует моя подруга. Они всегда в 7 — 10 утра, при этом я могу в 9:30 продолжить работу и не чувствовать, что потеряла полдня. Эти завтрак проходят раз в месяц, собирается примерно 20-25 человек: фаундеры, инвесторы, бизнес-ангелы — очень интересный круг общения.
Мы поняли, что нетворкинг — очень важная составляющая бизнеса. Можно ли в таком случае нанять отдельного человека, который будет ходить по тусовкам и рассказывать про стартап?
Может быть, на нашей стороне это смотрится и звучит так — посылаем «языка», пусть изучает. Но для меня узнать, кто стоит за компанией — важнейший момент. Business development director — это человек, который чаще всего приходит, как нанятый работник: поработал на один стартап, получил деньги, какой-то опыт, ушел в другую компанию. Нет верности у этой позиции. Такой человек хорош для продаж, инвесторы же хотят общаться с фаундерами.
Если мы исходим из этой параллели, то тебе хочется узнать и услышать, в первую очередь, от фаундера, Нужно понимать мотивацию людей, с которыми ты разговариваешь.
Можно ли считать акселератор волшебной пилюлей в таком случае?
Многие наши фаундеры, так как нет нетворка за границей, едут в акселераторы. Школа акселерации — это всегда замечательно для стартапа, но часто ожидают, что сразу после демо-дня что-то очень сильно поменяется в их бизнесе без какого-то приложения особых усилий. Демо-день — это замечательно, быть близким к сильному бренду акселерации прекрасно, это добавляет дополнительные баллы, но это не все. Чтобы быть успешным в долине, в Нью-Йорке, в любой другой точке мира, нужно общаться, создавать систему поддержки для себя.
Я слежу за соцсетями ребят, которые прошли в финал акселерационной программы Сбербанка и 500 Startups. Они делятся мыслями о долине и рассказывают о проблемах, которые возникают у многих, когда они в первый раз приезжают: трудности с открытием банковского счета, адвокатские дела, сложности в общении, преграды с английским языком — все через это проходят. Когда ты только начинаешь — это очень сложный процесс. Дальше начинаются другие игры. Игры на вылет.
Я внимательно прочитал твою статью. В ней Вы Светлана, сделали акцент на нескольких условиях:
1. Как выглядеть. Открытие счета.
2. Владение языком. Наличие круга общения.
3. Особенности Американского менталитета. Намекнули на условия ведения бизнеса.
Человек, который захотел сделать бизнес, явно не впервые приехал в Америку. Рассказывать ему, как продвигать IT компанию, это не очень. Ваши советы для чайника, впервые приехавшего в USA.
Человек задумывается о бизнесе в новой стране при наличии определенных предпосылок и условий.
При чем здесь инвесторы? Про них можно говорить отдельно и статьей побольше. Я критично отношусь к тому , что вы написали.
Про условия ведения бизнеса, Вы вообще не о том. В России у Вас также ничего не получиться.
Вы явно часто бывали в Америке и имели заказы от компаний в IT технологиях, живя в России. У Вас создались условия и наличие заказов. Конечно, они предпочитают использовать более дешевый труд от специалистов Россиян. У них там это стоит дороже. Побывав там, Вы это поняли и решили перебросить свой бизнес. Надоело работать зав дешево. Но, Вы там чужой человек. Понятно, чтоб получить объем заказов , пришлось искать разные методы и входы к заказчиком. С этим должен согласиться. В России это проще. Здесь люди отзывчивые и понимают выгоду. Там иначе, Вам пришлось долго искать места общения партнеров. Так сказать клуб по интересам. У них главное надежность. Они не любят потрясений в бизнесе. Это у нас принято, все яйца в одну корзину не класть. У них иначе. Если стал специалистом или производителем чего-то, то этот авторитет развивает и не лезет в другие области . Вот Вам и сформирован определенный круг общения. Влезть в него не просто. Туда приглашений не дают.
Сбор документов и открытие фирмы в Чехии заняло 5 дней при полном незнании чешского языка.
Странная статья, больше похожа на " лучше тут работайте и никуда не пытайтесь уехать делать бизнес"
Это в Британии сложно открыть счёт, а в США даже с турвизой без проблем за 10 минут откроют. Может не в любом банке, но БофА обычно легко. Сложности могут быть с получением кредитки без SSN, но тоже вполне реально.
Много воды.