(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93857963, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93857963, 'hit', window.location.href);

В чём польза акселераторов для стартапов: отвечают инвесторы, руководители и предприниматели

Мнения управляющего партнёра фонда The Untitled Ventures Константина Синюшина, генерального директора «Яндекс.Такси» Даниила Шулейко, основателя Qiwi Андрея Романенко и других.

Сейчас проходит набор во второй акселератор Сбербанка и 500 Startups. Недавно его руководитель Наталья Магидей рассказала, зачем он нужен банку и каких результатов добились выпускники первой волны.

А сегодня мы попросили инвесторов, предпринимателей и руководителей поделиться мнениями — что дают акселераторы фаундерам, каким компаниям подходят и какую главную ценность несут.

Мы опросили:

  • Константина Синюшина, управляющего партнёра фонда The Untitled Ventures.
  • Алексея Милевского, инвестиционного директора Mail.ru Group.
  • Даниила Шулейко, генерального директора «Яндекс.Такси».
  • Евгения Кузнецова, руководителя корпоративного венчурного фонда «Росатома», бывшего руководителя Российской венчурной компании.
  • Андрея Романенко, основателя Qiwi, сооснователя компании «Эвотор» и акционера фонда Run Capital.
  • Алексея Плешакова, инвестиционного директора фонда SDVentures.

Зачем вообще нужны акселераторы? Замечаете ли вы разницу между компаниями, которые проходили через акселератор, и «обычными» компаниями?

Да, замечаем — стартапы-выпускники отличаются мышлением. При прочих равных они обладают более адекватной оценкой себя и своих возможностей.

Отдельно хочется отметить умение некоторых акселераторов настраивать на нужный лад коммуникацию с инвесторами. Общение с нами после акселератора у проектов складывается безбарьерно — мы говорим на одном языке.

Кроме того, в таком общении нет напора, давления, токсичности, а также траты дополнительных ресурсов на согласование каких-то базовых правил.

Константин Синюшин

Акселератор акселератору рознь. Хороший акселератор учит фокусироваться, как быстро вывести продукт на рынок и проверить бизнес-гипотезы.

Как правило, разработчики совершают однотипные ошибки — например, слишком сильно концентрируются на доделке технологии и продукта, вместо того чтобы тестировать рынок, или забывают о бизнес-составляющей.

Из-за этого они теряют очень много времени, а иногда — и деньги инвесторов.

Евгений Кузнецов

На мой взгляд, самое ценное, что акселератор может дать предпринимателям и бизнесменам, — это опыт. Причём этот опыт можно получить в очень короткие сроки в концентрированном виде.

Даниил Шулейко

Акселераторы зачастую могут помочь предпринимателям, которые либо делают бизнес впервые, либо раньше делали бизнес в офлайне и теперь переключаются на онлайн.

Акселераторы принимают на себя в какой-то мере образовательную функцию, совмещённую с быстрой проработкой гипотез на практике. Если компания в состоянии привлечь более $1 млн на начальном этапе самостоятельно, то тогда ей необязательно идти в акселератор.

Другой хороший пример — если стартап очень хочет запускать совместные проекты с корпорацией, но у него не получается доказать ценность своего предложения, то он может пойти в её акселератор и реализовать совместные с ней проекты на практике.

Алексей Милевский

Акселераторы делают важную работу — дают возможность молодым командам получить доступ к знаниям профессионалов и за короткий период «упаковать» свой продукт, создать прототип, научиться продавать его, качественно подготовиться к питчам с инвесторами.

Многое зависит от качества акселератора и, конечно, от самой команды проекта. Нельзя утверждать, что любой прошедший акселератор проект будет на голову выше коллег, не прошедших эту школу.

Андрей Романенко

Разница видна у компании на ранней стадии — прошедшие акселератор основатели понимают, как строить команду, как общаться с инвесторами (они могут говорить на одном языке), как сделать MVP или показать трекшн.

Акселератор — это инструмент для тех, кому не хватает опыта и связей, чтобы быстро сдвинуться с точки и посмотреть на проект с новой стороны, возможно, сделать пивот.

Если основатели развивают не первый бизнес, то участие в акселераторе необязательно. Однако участие в хорошем акселераторе — дополнительный положительный сигнал для инвесторов.

Мы замечаем разницу по общению — обычно фаундер после акселерации быстро отвечает на интересующие вопросы инвесторов, а фаундерам без опыта или акселерации обычно нужно дополнительное время для подготовки.

Алексей Плешаков

В чём именно заключается польза акселераторов для стартапов?

Польза зависит от типов акселератора — некоторые прокачивают бизнес-мышление, другие помогают расширить связи в индустрии, третьи — погрузиться в деятельность компании-заказчика.

Мы больше всего ценим в стартапах-выпускниках проработку продукта, бизнес-мышления. Это такая «основа основ». Однако нельзя не отметить удовлетворение другой базовой потребности — акселератор предоставляет нужную инфраструктуру: от площадки до серверных мощностей для тестирования проектов.

Помимо более успешной безбарьерной работы общее сообщество стартапов-соседей выстраивает благоприятный контекст. То есть они гораздо быстрее растут и смышлёнее тестируют свои гипотезы.

Константин Синюшин

Акселератор не может обладать компетенциями во всех бизнесах, его главная задача — дать предпринимателям правильные установки и познакомить с подходящими менторами, экспертами и инвесторами.

Соответственно, качество акселератора непосредственно зависит от качества нетворка: кто может быть привлечён, чтобы поговорить о перспективах компании, продукта и так далее.

Евгений Кузнецов

В первую очередь акселераторы нужны тем проектам, в которых не хватает какой-то экспертизы. То есть если на старте собралась команда, которая обладает и технической экспертизой, и экспертизой по масштабированию и так далее — вероятно, этот проект справится сам.

А если команда состоит из одних только технических специалистов, без единого маркетолога или финансиста, то акселератор поможет найти недостающие звенья в этой цепочке.

Даниил Шулейко

Какой главный итог акселератора — нетворк, инвестиции или возможность получить первые внедрения технологии?

Как инвестиционному фонду нам ценнее всего обратная связь потенциальных клиентов и партнёров.

Скорее это можно отнести к «активному» нетворку. Это самое слабое место российских стартапов по умолчанию. Как правило, чаще встречаются команды с сильной технологией и профильной экспертизой, а со связями в индустрии — беда, поэтому и не выстраивается success story.

Константин Синюшин

Я бы поставил на первое место нетворк. На первой стадии контакты и взаимодействие с потенциальными партнёрами и клиентами дают стартапу больший импульс, чем деньги.

Если предприниматель получит деньги прежде, чем поймёт, правильно или неправильно развивается его продукт, он может их просто сжечь.

Евгений Кузнецов

Хорошие проекты могут легко найти деньги самостоятельно, но не все из них могут легко зайти со стороны и сделать пилоты и внедрения с партнёрами акселератора, поэтому он может помочь проработать совместные пилотные инициативы.

Алексей Милевский

Сегодня проектам с ИТ-составляющей не требуется огромных средств для создания прототипа, проверки работоспособности гипотезы.

Безусловно, на ранних стадиях проекта важнее возможность реализации пилота и первых внедрений. Это позволяет оценить эффективность, правильность позиционирования, выбора целевой аудитории, получить обратную связь.

И внести корректировки в бизнес-план, функциональность и так далее на ранних этапах.

Андрей Романенко

Самый полезный ресурс — это нетворк. Инвестиции — это «удобства»: их можно поднять и не в акселераторе, а вот знакомство с менторами и инвесторами, которые дают честный фидбек, — это бесценно.

Алексей Плешков

Приём заявок в акселератор Сбербанка и 500 Startups заканчивается через неделю. Успейте подать её сегодня.

В акселератор попадут только 25 проектов. Они смогут:

  • получить 6 млн рублей инвестиций в виде конвертируемого займа в пятипроцентную долю уставного капитала;
  • познакомиться с менторами из 500 Startups и узнать подробнее про маркетинг, позиционирование и презентацию продуктов;
  • встретиться с представителями крупнейших российских корпораций и договориться о пилотных проектах.

В конце программы Сбербанк отберёт семь победителей. Они получат дополнительные инвестиции в свой проект, а также возможность стажироваться в российских корпорациях своей индустрии или стажировку через стартап-хаб Европы — Люксембург.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда